14 Декабря 2018, Пятница, 23:02 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Любовь и живопись

Любовь и живопись16/05/2014 11:37

«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её. Если бы кто давал мне всё богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем».
Книга Песни песней Соломона, гл. 8, стих 6,7.

«Это «Сон гранатовый», это «Белый сон», а в целом это будет большая композиция «Исповедь», – заслуженный художник РФ Татьяна Хаханова показывает на огромные полотна на мольбертах, занимающих, в буквальном смысле, половину мастерской. В интерьере много красно-бордового – цвет сложный, тяжелый, густой и одновременно страстный, сочный, втягивающий в себя. Татьяне Михайловне в нем комфортно – это её цвет, отражающий внутреннюю сущность и мироощущение; цвет эмоций, чувств, бьющих фонтаном. Потому что художнику по-другому нельзя – это нечестно. Особенно хорошему художнику. А Хаханова – художник, вне всяких сомнений, хороший. И удивительно красивая женщина, как и её живопись.
Кисть художника передает напряжение и драматизм бытия; экспрессивно-тревожные краски пульсируют, рвутся наружу из замкнутого пространства холста и вдруг, будто устав биться, растворяются до полного умиротворения, погружаются в сон, спокойный и легкий.
И вот эти взрыв и мягкость в нашей героине волшебным образом сочетаются естественно и гармонично. И в мастерской тихо, словно нет времени и неуютного города за окном, бродит серый кот Сёмка…
«Виктор Чудин мне подарил котенка, – говорит Татьяна Михайловна. – Я его на руки взяла, он заурчал – и всё: я его полюбила и он меня. Ему 6 лет. Я, перед тем, как вам прийти, думала, о чем мы будем говорить, и решила: ну, конечно, о любви! О чем же ещё?!».

***
Я родилась на проспекте Кирова, в доме рядом с Книготоргом. Моя кроватка стояла рядом с печкой, которая мне представлялась полотном, а на нем – картины, как в калейдоскопе. Когда темнело, наступала ночь, в моем воображении оживала стена, начинала двигаться. Меня это пугало, я будила родителей и просила включить свет. Теперь, спустя много лет, когда я пишу, мне порой кажется, что я свои картины когда-то уже видела – то ли во сне, то ли в реальности. Как бы ни было, привычка спать при свете осталась у меня на всю жизнь (улыбается. – Авт.).
Папа, Михаил Иванович Хаханов, был слепой, у него была атрофия зрительного нерва, но работал инженером-конструктором в НИИ мелиорации. Он всё мечтал, что Павел Сапрыкин (был в Саратове такой известный глазной хирург) когда-нибудь сделает ему операцию, и он наконец что-то увидит. Всю жизнь у него была огромная линза, через которую он едва мог различать очертания букв и изображений. Но у него всегда были друзья, которые ему наговаривали информацию, а потом я стала во всех смыслах его поводырем. Мы с ним вместе читали, он знал Шекспира наизусть, Пушкина мог продолжить с любого места – память у него была великолепная. Его посылали в Москву, в командировку, и он все документы заучивал наизусть. Диктовал сотрудникам, и они с его слов делали чертежи, очень точные. Его изобретения даже выставлялись на ВДНХ. То есть, будучи слепым, он внутренним зрением рисовал в голове четкую и ясную картину. И, видимо, это его качество передалось мне: я никогда не делаю эскизов, зарисовок, набросков – я закрываю глаза и вижу вещь целиком, даже в размере не ошибаюсь.
Мама, Полина Алексеевна Куликова, тоже была инженером. У них с папой отношения были очень сложные, драматические. Из детства мне запомнился один яркий эпизод: мама куда-то судорожно собиралась, папа кричал на неё, не пускал, но она вырвалась и ушла. Когда она вернулась, я её не узнала – это был другой человек. И такой осталась на всю жизнь: замкнулась – одновременно есть она и нет её. И только через годы она рассказала мне, что тогда произошло. В молодости она любила одного человека – они вместе учились в институте. Звали его Олег Канатов – я запомнила. Война (мама родом из Кировабада) разлучила их. После мама искала его, но безуспешно.
Она вышла замуж за папу, родились я и три моих брата, то есть времени прошло достаточно, как вдруг по радио услышала, что в Саратов на совещание приезжает представитель министерства строительства СССР Олег Канатов. Мама решила его увидеть. Просто увидеть! Узнала, что остановился он в гостинице «Волга». Договорилась с портье, тот доложил о ней. Мама безрезультатно прождала два часа. А после ей стало известно, что её любимый вышел через черный ход. Впоследствии оказалось, что он выгодно женат, у него удачная карьера. Зачем ворошить прошлое? Он испугался и предал её. И эта роковая любовь испортила маме жизнь. А папа не мог её простить. Она не спорила, не возражала – ей было безразлично. Они разошлись, ведь так жить невыносимо, ну а я осталась с папой, потому что один он бы не выжил. Я мечтала, что родители вновь будут вместе, но не сбылось.
Через много лет я написала портрет отца (показывает холст в мрачных тонах. – Авт.). К нам пришли гости, папа подвел их и говорит: «Видите, я здесь на фоне голубого неба!». Я им знаками дала понять, чтобы они с ним согласились. А в прошлом году мне подарили белую лилию, я написала работу в тепло-голубых тонах и поняла, что это мое посвящение отцу.

***
У меня была родственница тетя Тоня. Она прожила 103 года и до последних дней оставалась в полном разумении. Жила в Петербурге, окончила художественную академию, училась у великого скульптора Матвеева. Мне было пять лет, она приезжала к нам, занималась со мной, я всё время лепила из глины, и у меня даже что-то получалось. Уроки тети Тони в дальнейшем очень пригодились: сформировалось представление об объеме, пространстве, композиции. Она считала, что я чувствую форму, и видела меня в будущем только скульптором.
Но я безумно любила краски. Помню, в детстве иду по улице – и краски буквально сверкают! Дождик, вроде бы серая погода, а краски напряженные, мощные. И это происходило и по сей день происходит помимо моей воли. Художник, когда работает, не может себя контролировать – этот цвет взять или иной: он идет из души. Видимо, эмоциональное напряжение заложено во мне изначально. Иногда я даже борюсь с цветом, у меня есть и светлые работы, но, как правило, цвет побеждает: пишу белым, а сама скучаю по тяжелым красно-бордовым тонам.
Но в детстве я мечтала стать балериной, а не художником. Начинала танцевать, занималась во Дворце пионеров в кружке у Юрия Петровича Горбачева и у Лидии Аркадьевны Шелогуровой. Делала успехи, но у меня случилась травма ноги: фуэте делала и сломала пальцы. Но совсем не жалею! Музыка со мной осталась навсегда, осанка – говорят – до сих пор балетная, но кто знает, как сложилась бы моя судьба там…
Я училась в общеобразовательной 37-й школе, была отличницей, участвовала в математических олимпиадах. Правда, еще и танцевала, и рисовала стенгазеты, плакаты и титры к фильмам – у нас была любительская киностудия. Папа, конечно, ждал, что я стану математиком, потому что, по его мнению, это – ни больше ни меньше – царица наук. Но напротив школы находилось художественное училище, и все, кто там учились, казались мне небожителями, вершителями необыкновенных чудес. И я бросила школу. После моего поступка отец со мной долгие дни не разговаривал, но я настояла на своем.
Поступила в училище легко. На экзамене нужно было использовать анютины глазки в декоративной композиции. Я написала несколько листов, ну меня и приняли. Можно сказать, с ходу.

***
Часто у меня спрашивают: «Почему у тебя такая напряженная живопись?». Потому что живопись для меня – это жизнь. А моя жизнь – это всё или ничего. По-другому не суждено. Если мне скажут: «С завтрашнего дня ты не будешь писать!», это будет равносильно «завтра ты умрешь».
Был такой фильм «Никколо Паганини», где партию скрипки за кадром великолепно исполняет Леонид Коган. Там есть момент, когда богатая женщина, влюбленная в музыканта, приглашает его жить к себе на виллу, окружает заботой и достатком, но ставит одно-единственное условие – или я, или скрипка. Он тоже её любит – и скрипку убирает в подвал, но, конечно, выдерживает недолго. И вот однажды ранним утром, когда все еще спят, Паганини спускается в подвал, открывает футляр и … рыдает, обнимает скрипку, прижимает её к себе. Понятно, что у него отнята жизнь. Он берет скрипку и уходит с ней вдаль по дороге, а дама на балконе смотрит ему вслед и понимает, что он не вернется.
Мой бывший муж, с которым мы были вместе восемь лет, тоже говорил мне: «Либо картины, либо я», хотя сам тоже был художником, причем талантливым. Он отличался очень неспокойным нравом, ревновал меня – и к живописи тоже. Пытался даже убить. Мы с ним жили в Мариуполе (это его родина), не всё у нас получалось, и однажды ночью я просто сбежала от него в Саратов с маленькой дочкой. Он приезжал сюда, угрожал, говорил, что жить мне не даст. Меня тогда в буквальном смысле спас один художник – Юрий Зимарин, которого, к несчастью, уже нет в живых, как и моего мужа. Но я ему благодарна, прежде всего потому, что у меня есть Люся (Людмила Маханькова, дочь, тоже художник. – Авт.) – моё чудо, моя опора, моя жизнь. Мы с ней с маленькой холсты натягивали, грунтовали их; она историю искусств с детства знала. Когда в училище пришли поступать, привезли с собой целую машину холстов, маслом написанных! Рада, что она стала художником и понимает меня.

***
Вся моя жизнь, все переживания, драмы – всё входит в картины. Это уже на подсознании. Иногда мне кажется, что всё, со мной произошедшее, – не случайно, это дар свыше. Как говорила Цветаева, «от счастья стихи не пишутся»: не будь у неё такой судьбы, таких перипетий – не было бы и поэзии, пронзительной, кричащей.
Настоящая любовь остра, как меч. Она усиливает полет творчества. Позволю себе еще процитировать мою любимую Марину Цветаеву: «Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, / У всех золотых знамен, у всех мечей. / Я ключи закину и псов прогоню с крыльца – / Оттого, что в земной ночи я вернее пса». А когда разрыв – это рана, рана души.
В последние десятилетия число женщин-художников увеличилось в разы. Наверное, потому, что женщины стали более свободные, раскрепощенные, самостоятельные, у них появилась потребность в самовыражении. Хорошо это или плохо – не знаю, но это так.
И женщины хотят быть свободными. А мне – хотя я и сильно влюбчивый человек, но верный и преданный – всегда казалось, что если бы встретился кто-то, кто бы понял, как я живу, зачем так живу, – это был бы самый счастливый человек на свете. Но не вышло, и сделать с этим ничего нельзя – так складывается судьба. Кого-то пугает, что я много работаю, кого-то – сильные эмоции. Как с этим быть, я не знаю.
Любовь и смерть – это вечные темы творчества. Наверное, неспроста дается любовь сильная, всепоглощающая. А потом – разрыв, за которым нескончаемая боль души. И потом – картины. И очень близкий мне «Осенний крик ястреба» Иосифа Бродского – сильное, гордое одиночество: «Пронзительный, резкий крик страшней, кошмарнее ре-диеза, / Алмаза, режущего стекло, пересекает небо. / И мир на миг как бы вздрагивает от пореза…».
Любовь – плоть и кровь творчества. Она придает особый оттенок. Особенно в живописи. Даже если обрыв, всё равно это любовь – она подвижнее всякого движения. И без этого никак.
А в бытовом плане… Я очень люблю и умею готовить, и для меня приход мужчины, его встреча – это каждый раз праздник, а не просто ежедневное скучное событие. Может, это плохо? Как бы там ни было, всем моим мужчинам я благодарна за чувства, за время, проведенное вместе, за то, «когда глаза в глаза».

***
А в творческом плане у меня сложилось всё более чем удачно. Грех жаловаться. Я счастливый человек. Многие всю жизнь работают на продажу, на заказ, а у меня так получается, что я всю жизнь пишу то, что хочу. Сначала писала более предметно: искусствоведы называли мои работы сюрреалистическими, поскольку в них много иносказательного, непрямолинейного – в свое время меня за это даже порицали различные выставкомы. Затем были другие периоды, но я их классификации особого внимания не уделяю – я иду и иду. Пусть теоретики определяют, а мое дело – писать.
Мои работы покупают коллекционеры в России и за рубежом, наш Радищевский музей. Выставок было столько, что даже не сосчитать. Меня выдвинули на заслуженного художника, хотя я это звание воспринимаю как случайность и прожила бы без него спокойно. Сами подумайте: ну какое отношение это имеет к творчеству? Есть оно и есть.
Главное не в этом, а в сути: жить так, чтобы шло всё от души. Любить, писать на полной отдаче, без остатка.
Уже 18 лет участвую в жюри областного конкурса детского рисунка. Его возглавлял Павел Александрович Маскаев, а теперь я. Мне очень нравится с детьми работать: в их картинах есть откровение, искренность, каких зачастую нет у взрослых.
Меня звали преподавать в художественное училище, но я себя в этом качестве не вижу. Нет, я могу проконсультировать, посоветовать, но чтобы систематически вести занятия – мне это не под силу. Как? Я могу всю ночь писать! Для меня это важнее.
Так и выходит, что я абсолютно свободный человек.
Было много разных предложений: в Москву, Питер, даже в Америку звали. Но я, наверное, консервативный человек и люблю свой город. Куда бы я ни выезжала, меня всегда тянуло домой, в родную мастерскую. У меня в Саратове много друзей, мне здесь комфортно. Зачем уезжать? А если в другой стране жить, это же на другом языке говорить, а значит – и думать. Мне это сложно представить.

***
На меня повлияли Ренуар, Рембрандт, Врубель, Филонов. Но и к актуальному искусству, акционизму, инсталляциям отношусь хорошо, принимаю все, если в них нет насилия, того, что противоречит душе человеческой. Не считаю, что эти направления конфликтуют с традиционными живописью и графикой, и не верю, что живопись умирает. Это не так. Художник обнажает внутреннее «я», предлагает его миру, работает с душою своею и для души ближнего. Разве может это умереть? Думаю, чем дальше, тем больше будет цениться искренное, настоящее, живое.
Живопись – зачастую непредсказуема: ты не знаешь, как кисть пойдет, как зальется краска. И это очень интересно. А еще мне интересно, как работают другие, особенно на меня не похожие: как они мыслят, видят мир. Всему должно быть место, все должны быть разные.
Мои картины тоже воспринимают по-разному: одни хвалят, другие ругают. Ну и что? По-моему, это нормально. Самое страшное – если молчат и предают. Если бы меня спросили: «Что для тебя страшнее всего в человеческих отношениях?», я бы ответила: «Обман, предательство, измена. И еще равнодушие». Помните, как в Библии: «… ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Люблю большие работы. Подруга шутит: «Пиши на рисовом зерне! Зерно в карман ссыпал – не нужно ни мастерской, ничего». Но нет! Мне необходимо пространство. И цвет – мощный, разящий. Я все время пишу от граната: в холодильнике обязательно лежат «волнующие плоды». Разломишь – внутри пронзительные, сочные, с бликами зерна! Однажды один художник из Армении рассказал, что есть некое предание: если юноша испытывает к девушке нежность, он дарит ей светлый, розовый, гранат, а если страсть – темный, бордовый. То есть гранат символизирует любовь. Я, конечно, этого не знала, но интуитивно ощущала.

***
У меня нет ни компьютера, ни телевизора. И много времени остается на картины. Могу писать несколько дней, не чувствуя усталости, порой даже спать не ложусь, пишу, пока запал есть. Не могу иначе – я должна это выписать. Картины рождаются по-разному: могу за два часа написать двухметровый холст, а над другими работаю несколько лет, частями – не отпускают меня, требуют возвращения к себе снова и снова. Вот, например, эту (показывает картину. – Авт.) я начала писать в 2001 году: однажды мне в мастерскую принесли моих любимых тюльпанов огромное количество, а на другой день – еще столько же. У меня вся мастерская была в цветах! И я в порыве начала их писать. Картина много лет стояла, я ее даже выставляла, но чувствовала, что она неоконченная. Вот сейчас дописываю и жду свою любовь, любовь как «цельный вихрь, полный столбняк. / Я не помню тебя отдельно от любви. / Равенства знак».
_______
Реклама
Если Вы хотите украсить свое жилище оригинальной картиной, то Артпостергалерея с удовольствием Вам в этом поможет. Вдохновляйтесь.

Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись
Любовь и живописьЛюбовь и живописьЛюбовь и живопись

Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 1254Итоговая оценка: 2.95Прислать новость
замечательно!
16/05/2014 15:43
А идите все на йух...
Опять эта пресловутая саратовская школа..Грубый мазок ,полное отсутствие проработки деталей.... И вечный пафос: приглашали в Америку....Да в Америке с такими картинами на бигмак бы не заработала!Типично комсомольский художник которого в советские годы тащили на верх давая областные комсомольские премии.
20/05/2014 17:17
А идите все на йух...
Вы саратовские художники рисовать все просто не научились!От училища осталась только вывеска. За ней пустота...Школы нет, преподаватели-бездари....Посмотрите как в Академии художеств в СПб учат...Там пишут эскизы студенты или лепят модели с живых лошадей и получаются сразу шедевры!!!Любо дорого смотреть. А эти фу мазня!!!
20/05/2014 17:20
Ценитель настоящей живописи:
Творчество Т.М. Хахановой ярким светом озаряет мир. В каждом работе, несмотря на ее лёгкость и простоту, отражается огромный труд автора, который живёт любовью, излучает доброту, талант и мудрость. Хочется отметить аристократичность, богемность, элегантность и интеллигентность Татьяны Михайловны как Личности, которые отражаются в большинстве её работ - будь то посвящение Великой Любви, или дань душевным порывам, направленным в себя, к Богу...
23/05/2014 16:32
constartrodin
Саратовская школа, питерская-разве песня об этом. Песнь Художника Женщины о Любви и Жизни, о Смерти и Любви. Музыка и слова они -на холсте. На хосте у ТХ.
23/05/2014 16:41
Благодарные и любящие друзья талантливой Художницы
Выражаем огромную благодарность авторам и создателя материала о творчестве Т.М. Хахановой!!! Шикарные фотографии, с любовью и уважением к труду и таланту Татьяны Михайловны составлена статья и подборка работ. Спасибо!!! С бесконечными восхищениями, уважением и любовью, почитатели таланта настоящей Женщины и Мастера Живописи!!!
23/05/2014 16:44
Дочь саратовского Художника
Саратовская школа живописи является одной из ведущих в мировом творческом пространстве, сохраняя традиции и опережая время. Разве сравнить американскую и зарубежную живопись с Русской школой!!! Любой европейский. американский или ещё какой музеи охотятся за работами русских художников, в частности, саратовских. Нельзя недооценивать вклад саратовских Талантов Живописи, к которым, безусловно, относится Татьяна Хаханова, в мировое искусство. Уникальность, душевность, проживание каждой работы - вот, что привлекает в творчестве Т.М. Хахановой. Если публикуются подобные статьи и материалы - на фоне интернетовского обездушивания - (спасибо авторам!!!), то жива ещё культура, ценности, человечность, чувства.....Ждём продолжения серии публикаций о творчестве Т.М. Хахановой!!! СПАСИБО!!!
23/05/2014 16:54
Елена Дорогина
Присоединяюсь к словам благодарности в адрес авторов публикации. Получился замечательный материал, в основе которого искреннее, предельно откровенное интервью Татьяны Хахановой. И в искусстве, и в жизни Татьяна не позволяет себе половинчатых мер, не ищет лёгких путей, не идёт на компромиссы. Её живопись – настоящая, сильная, темпераментная, рождается стремительно и страстно из чувств и переживаний. Безусловно, главным чувством, пронизывающим все композиции художника, является ЛЮБОВЬ, как верховный смысл бытия. Склонная к сосредоточенному раздумью, к напряжённым размышлениям о самом сокровенном: предназначении человека, вере, надежде, любви, Татьяна ведёт постоянный внутренний диалог с собой. Произведения Татьяны Хахановой раскроются зрителю внимательному, тонко чувствующему, способному остановиться, задуматься и погрузиться в мир художника – мир глубокий и многогранный и увидеть в нём то, что дано лишь ему понять и пережить.
24/05/2014 00:51
Читатель
Понятно, что провинциальная конъюнктурная посредственность, но подает себя очень умело.
24/05/2014 23:23
Бакулина Валентина
Татьяна Хаханова - Это явление в искусстве. Портреты, натюрморты, сюжеты, судьбы... Красиво! Незаметно перешла от гладкописи к взрыывной манере.Это закономерный процесс. Нет догм, но и не былинка на ветру. Своя позиция и Т.Х. следует ей неуклонно. Встала у холста и пока не выплеснится душа.Глубокое отношение к жизни, ответственность, предельная духовная откровенность, симфонизм красок привели Т.Х. к Реквиему...Это потрясение души. Твори, увлекай, возвышай!
26/05/2014 19:03
Бакулина Валентина
Татьяна Хаханова - Это явление в искусстве. Портреты, натюрморты, сюжеты, судьбы... Красиво! Незаметно перешла от гладкописи к взрыывной манере.Это закономерный процесс. Нет догм, но и не былинка на ветру. Своя позиция и Т.Х. следует ей неуклонно. Встала у холста и пока не выплеснится душа.Глубокое отношение к жизни, ответственность, предельная духовная откровенность, симфонизм красок привели Т.Х. к Реквиему...Это потрясение души. Твори, увлекай, возвышай!
26/05/2014 19:03
Лисаченко г.С.Петербург
Саратовская художественная школа живописи одна из лучших в России и её надо развивать , поощрять и пропагандировать. Молодец Татьяна Михаиловна .Откровенно ,честно и со вкусом.
03/06/2014 14:50
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
Загрузка...
Кого из некогда высокопоставленных чиновников вы бы вернули во власть?
Оставить комментарий
благотворительный спектакль

Новости

Частное мнение

14/12/2018 13:07
Неприкасаемые перевозчики
Неприкасаемые перевозчики | Отзывов: 3Госпредприятие "Межгородтранс" судится с собственным владельцем, прикрываясь непонятно откуда взявшимися убытками
13/12/2018 16:24
Госпитализированную Елену Никитину объявили в розыск
Госпитализированную Елену Никитину объявили в розыск | Отзывов: 28Несмотря на тяжелое состояние, судья Дюжаков пообещал ее взять под стражу
11/12/2018 14:18
Судья не увидела леса на чардымских землях
Судья не увидела леса на чардымских землях | Отзывов: 2Татьяна Мидошина фактически согласилась, что два участка были выведены из лесного фонда законно
11/12/2018 11:12
Стать оценщиком - значит, вложиться в свое будущее
Стать оценщиком - значит, вложиться в свое будущееЧто в наше время может быть более востребованным, чем знания?
10/12/2018 11:10
Конкурсу перевозчиков в мэрии приказали долго жить
Конкурсу перевозчиков в мэрии приказали долго жить | Отзывов: 2Администрация Саратова перенесла сроки проведения тендера, желая, видимо, сохранить статус-кво
Дендрарий НИИСХ Юго-Востока

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 14 Декабря 2018 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

16+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
0.02829909324646