29 Марта 2024, Пятница, 19:42 ВКонтакте Twitter

Исключённые сегодня победителями станут завтра

09/12/2015 15:21

В минувшие выходные в работающей при галерее современного искусства ИМХО Медиатеке М48 в Саратове состоялся показ фильма «Исключенные. В момент опасности». Видео-арт был создан российской леворадикальной группой активистов и учёных «Что делать?» во взаимодействии с выпускниками Школы Вовлеченного Искусства. Как рассказала перед просмотром арт-активистка и участница группы REPA Анастасия Колесникова, это видео является демо-версией большой видеоинсталляции (на больших показах фильм транслировали с четырёх мониторов, а в наших условиях пришлось объединять четыре картинки в один экран, что не помешало восприятию работы).
После просмотра, участники смогли пообщаться по скайпу с участником группы «Что делать?» и одним из создателей фильма Дмитрием Виленским.
Он сообщил, что фильм был реализован как перформанс, «картографирование» позиции представителей молодого поколения, которое оказалось заложником новой драматически развивающейся ситуации войны и ненависти.
По сути работа выполнена в стилистике и эстетике Жан-Люка Годара и марксистско-ленинской группы «Дзига Вертов», в которую один из отцов-основателей новой волны некогда (в 1960-1970-е годы) входил. Фильм физиологически документален при художественном вымысле сюжета и нарочитой провокационности действий актёров, поначалу копающихся в гаджетах, а татем говорящих про проблемы, которые их тревожат – введение умопомрачительных запретов, агрессивная риторика российского официоза, попытки канализировать недовольство навязыванием ложных целей (геи, украинцы, борцы за права человека, мигранты etc.) нарушение прав, пассивность населения... Хоть эстетически картина преемственна годаровскому (и даже брехтианскому) методу, политическая оптика её отдаёт либеральными нотками. Андрей Сахаров, которого в положительном ключе упоминает один из участников действа, никак не подходит под сторонника социализма, как и подспудные восхищения киевским майданом. Да, живое движение и творчество организованных масс – это всегда повод для поэтизации политики, вышедшей из-под ковров на улицы, но любому левому активисту (к каковым себя причисляют и каковыми, безусловно, являются участники группы «Что делать?» даже с определённым креном в левый либерализм и социал-демократию) должно быть понятно, что в ходе украинских событий прошлого года одну (пророссийскую) олигархическую верхушку в Киеве сменила другая, «национально ориентированная» или, как любят говорить апологеты т.н. «русского мира» – «прозападная». Причин отсутствия антикапиталистической повестки у майдана масса – отсутствие политического субъекта, восприятие частью украинцев России не как страны, которая когда-то, в далёком 1917-м, стала колыбелью освободительной мистерии народов, но как их тюрьмы и «империи зла» (в которую спустя несколько десятилетий советский режим переродился вследствие тоже целой массы причин)...
Но фильм, собственно, не об этом. Он о том, как глобальные политические сдвиги последнего времени трансформировали ситуацию в нашей стране, как они повлияли на изменение социального климата, разбудив дьявола ненависти и ксенофобии.
Представляю слово Дмитрию Виленскому:
«Эта видео инсталляция – попытка найти новый язык, который может хоть как-то соответствовать новой политической (да и вообще жизненной) ситуации, в которой мы внезапно оказались. Когда мы начинали работать над этим проектом (начало 2014 года, – прим. авт.), ситуация в России была «плохая», но уже тогда было понятно, что от нее можно ожидать и как действовать. Сейчас же мы оказались вовлечены в бессмысленную и подлую войну, остатки публичного пространства тают на глазах, и у нас нет никаких рычагов влияния на политику. Власть нагло декларирует чрезвычайное положение, на которое общество отвечает всеобщей поддержкой и сил способных даже просто рефлексировать эту опасность, не говоря уже о противостоянии, в обществе практически нет. Ситуация напоминает страшный сон, в котором привычная реальность как будто расползается на части.
Какое искусство возможно сейчас? Или оно вообще невозможно?
Понятно, что всякое ясное и законченное высказывание будет сейчас фальшивым – для его построения надо хотя бы приблизительно понимать логику происходящего, но она настолько абсурдна, что не поддается анализу. Поэтому мы пошли другим путем: мы пригласили к участию в проекте наших друзей и учеников (выпускников Школы вовлеченного искусства) чтобы вместе с ними попробовать описать ситуацию, в которой мы оказались. На первый взгляд может показаться, что мы пытаемся задействовать коллективность, как мощный инструмент для делания искусства. Но это, к сожалению, не так. Раньше мы думали, что коллективность нужна для того, что бы быть сильными, но теперь понимаем, что она нужна просто для того, чтобы не поддаться общему безумию.
Отправной точкой нашего фильма была судьба Ипполита Мышкина, русского революционера-народника, трагической фигуры русской революции. Все его начинания неизменно заканчивались провалом, но именно он был тем человеком, чьи речи в суде изменили сознания русского общества. Вся его жизнь – это высочайшая концентрация силы и слабости, победы и поражения. Он – идеальный Герой-неудачник и его образ стал исключительно актуален сегодня, потому что мы все, не смотря на все наши личные успехи и радости самореализации, чувствуем себя неудачниками. Мы – инакомыслящие (в России сейчас это называется национал-предатели). Мы – исключенные. Мы исключены из общества, где восемьдесят процентов населения поддерживают войну. Мы исключены из публичной жизни. Наш голос слышен все меньше и меньше, он исключается, отсекается от хора голосов как вредный и ненужный. А ведь еще недавно все казалось возможным: российские выступления 2011-12 годов, украинский Майдан 2013 года давали нам надежду, что мы, все вместе (стоит нам только подняться!) можем изменить ситуацию. Мы только начали подниматься – и жизнь полетела в ад.
Что делать нам с этим положением? Попытаться, как многие из наших коллег, встроиться в систему, которая не терпит никакой критики, не способна ни к каким формам публичного диалога и требует поддержки идей, которые вызывают только тошноту?
Сейчас мы видим только одну возможность. Нужно признать свою неудачу: вот она, здесь. Мы проиграли. Но мы готовы учиться на своих ошибках. Где наши ошибки? Какие они? Где все пошло не так? Этот фильм как раз тестирует все эти вопросы, в ситуации, когда все проверенные и блестящие интеллектуальные построения оказались вдруг недейственными. Если мы окажемся способными принять вызов этих вопросов, то у нас появится надежда, что когда-нибудь мы найдем пути, как трансформировать нашу слабость в силу, а поражение в победу
».
Увы, фильм «Исключенные. В момент опасности» (и это отметили некоторые зрители, посмотревшие его в Саратове) вселяет чувство безысходности и чудовищной оторванности интеллектуалов от российского народа в условиях наступающей по всем фронтам правой консервативной реакции. Он не даёт ответов на сложный вопрос «Что делать?», а только констатирует status quo, самоизолируя слово правды и бури от уха общества.
«Побеждённый сегодня победителем станет завтра»,– писал Бертольд Брехт в «Хвале диалектике». Станет ли победителем завтра пролетарий-дальнобойщик, сокращённый после оптимизации больницы доктор, лишённая заработка уборщица в магазине или обманутый работодателем строитель-мигрант? Это зависит в том числе и от желания интеллектуалов не запираться в своих страхах, но, извиняюсь за банальность, служить народу. Как бы опасно сегодня это не было.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 12Итоговая оценка: 3.5
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

29/03/2024 17:00
"Мы – хозяева Поволжья!": как болельщики "СГАУ-Саратов" съездили с командой в ВолгоградКорреспондент "ОМ" тоже съездил
29/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Страх над Невой" 18+Ретро-"недохоррор" с узнаваемыми актерами, но совсем без ностальгии
26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ