1 Июня 2023, Четверг, 10:46 ВКонтакте Twitter

О «Восьмерке»: вызов в УЧИТЕЛЬскую

14/05/2014 11:14

Кадр из фильма Алексея Учителя «Восьмерка», фактически забрендированный в качестве если не афиши, то визитной карточки.
Любовники – омоновец Герман и Аглая (девушка и девушка местного авторитета Буца) – лежат в постели. Аглая лицом к зрителю; огненные губы, слезинка, одинокая, вытекает из правого глаза. Герман – бритым затылком вверх. О делах своих скорбных разговаривают. Сцена для полуторачасового экшна неожиданно долгая, даже затянутая. Зритель из-за этакой режиссерской находки начинает переживать: как это Герман может столько времени носом в подушку, задохнется же…
Из крепкой, свежей, глубокой повести Захара Прилепина о запретной любви и расколовшейся дружбе Алексей Учитель захотел сделать большое кино. Настоящее и профессиональное. Социальный боевик, ломающий окрепшую в отечественном кино традицию гангста-драмы. Поменять знаки – чтобы симпатичные, подчас трудно рефлексирующие братки переставали уже быть «плохими хорошими парнями» и объектами зрительской любви, а свято место заняли ребята-омоновцы. Государевы люди.
У Прилепина изначально не было никакой смены акцентов, всё казалось понятным и естественным. Биографически и мировоззренчески объяснимым – ему близка заповедь Варлама Шаламова «блатной мир должен быть уничтожен». Это особенно заметно в последнем романе «Обитель» – идейно сложном и полифоническом, но относительно блатных не предполагающем сколько-нибудь путаных толкований. Они в «Обители» вообще мало похожи на людей – племя мелких, но хищных бесов даже на уровне внешностей и кликух – Ксива, Жабра и т. д.
А вот в кино Учителя неизменно ощущается то и дело буксующий механизм преодоления. Явно навязанный разрыв шаблона – рожденного легионом бумеров, бригад и пр.
Надо сказать, «Восьмерка» – опыт довольно успешного бренд-реванша. ОМОН в качестве товарного знака, похоже, вообще дебютирует, и успешно. Но и менеджмент «АвтоВАЗа» явно должен создателям фильма серийно проставиться, даром, что модель «восьмерка» лет десять как снята с производства.
Учитель не то, чтобы опоздал, а как-то по-своему забавно и трогательно не попал. Во время, социальный ландшафт, аудиторию.
Алексей Ефимович в интервью очень много говорил о драматургии, а это, как правило означает – жди натяжек и ляпов. И они как-то очень знаково живут своей жизнью в концептуальных придумках сценариста (Александр Минтадзе).
Так, хронотоп, которым снабдили «Восьмерку» в кино (Новый год 1999/2000, Ельцин, распадающимся богдыханом в телевизоре, «я ухожу»), для вящего эффекта и иллюстрации смены эпох, банально перестает работать. Если вспомнить, что историческое заявление Бориса Николаевича первый раз прозвучало в полдень, повторялось ежечасно, и к бою курантов все, омоновцев не исключая, были, в общем, в курсе.
Из той же серии анахронизмов – промышленные бунты работяг, о чем уже писали рецензенты. Явление доОМОНовских времен, ранние 90-е, ближе к концу века сошло на нет, даже в кастрированном виде профсоюзного сопротивления. Другое дело, что заводские кадры – из лучших в картине – сделаны ярко и мощно, и вообще появление на большом экране пролетарских протестных масс можно только приветствовать. В тему и штрихпунктирно обозначенная тенденция ухода криминала в легальный бизнес и обретения им концов и кнопок во властных структурах.
Однако самая сильная линия фильма – мушкетерская. Четыре друга-омоновца – Грех, Шорох, Лыков и Герман (актеры Алексей Манцыгин, Александр Новин, Артем Быстров, Павел Ворожцов) – вылеплены рельефно, умело, с первых кадров, на одном режиссерском дыхании и актерском кураже. В отличие от муляжных бандосов во главе с глупо-многозначительным Буцем (Артур Смольянинов).
Потому и бойцовские триумфы запрограммированы – правда, не оставляет ощущение, будто Учитель своим мушкетерам немного подыгрывает – ну, как старик Хоттабыч футбольной команде «Шайба».
Однако тут есть и очевидный перекос – на портретирование остальных персонажей банально не остается экранного времени. Девушка Аглая (Вильма Кутавичуте) запоминается прежде всего лифчиком и трусиками (не стринги), хищными поцелуями да не слишком подробной эротической сценой. По Хармсу: «пела, пела и вдруг умерла».
Впрочем, Сергей Пускепалис традиционно хорош и в роли второго плана...
Словом, Учитель метил в одну, а угодил в другую возрастную категорию. Как писали на книжках скрупулезные советские издатели «для младшего и среднего школьного возраста». Канон детского кинематоргафа, может, и невольно, оказался выполнен удачно и дотошно: добро и зло, свои и чужие (еще раз отмечу, и в социальном смысле – редкость в нынешнем русском кино). Дидактика и много драк. В конце – мимолетная горечь и щемящая нота лиризма. Великолепен финальный трек Андрея Бледного «25/17».
Кино не большое, а просто хорошее. И этапное, полагаю – в качестве дебюта Захара Прилепина. Не актерского (крошечная роль бомбилы), а писателя, которого взялись экранизировать уже по-взрослому.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 899Итоговая оценка: 2.92
"Будем жаловаться Володину": саратовские чиновники официально разрешили занять предпринимателю зеленую зону
Федеральный Гидрометцентр предупредил о высоком уровне излучения в Саратовской области
В Саратовской области строительство нового моста через Волгу затронет 90 собственников участков
В Саратове разрушается многоэтажка на Огородной
На Театральной площади саратовцам будут измерять давление и проводить флюорографию
Наследники Грищенко не смогли обжаловать изъятие больницы в Саратове в госсобственность
В центре Саратова из-за работ "Т Плюс" изменили схему движения популярного автобусного маршрута
Присяжные признали виновной жительницу Марксовского района, отравившей ядом дочь и трое внуков
Летний кинотеатр на Новой Набережной Саратова признан одним из лучших проектов архитектуры и дизайна России
В Ленинском районе железнодорожный переезд закроют до 1 июня
Сколько вам нужно денег на отпуск?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

31/05/2023 16:15
Инкогнито от бывших депутатов. Как исчезали в Саратове школьные миллионы
Инкогнито от бывших депутатов. Как исчезали в Саратове школьные миллионыВыясняется, что еще и деньги на это всё потратили те, которые не должны были на это тратить
29/05/2023 16:45
Беседа с инсайдером: врут, что место Мигачева займет Воробьев
Беседа с инсайдером: врут, что место Мигачева займет ВоробьевСлухи у нас
27/05/2023 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиДело Пригарова, заседание думы и остановка "девятки"
26/05/2023 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Четыре сезона в Гаване"Настоящая кубинская меланхолия вокруг таинственных убийств
24/05/2023 15:48
Все средства хороши. В Саратове следователи ГСУ по ночам угрожают бывшей супруге умершего подозреваемого
Все средства хороши. В Саратове следователи ГСУ по ночам угрожают бывшей супруге умершего подозреваемогоКто позволил людям в погонах вести себя в духе 90-х?

Блоги



Поиск по дате
« 01 Июня 2023 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Столыпина, 11Б, офис 28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ