Рецензию писать не о чем и некуда, но любой имеет право на свою пару слов.
«Трудно быть Богом», конечно.
Начну с банальности, которая у многих на языке. Оставалась бы эта история красивым мифом - дескать, был великий художник, снимал десять лет финальное послание векам и потомкам, снимал-снимал и вдруг умер, но показывать в кино и по телевизору завещал – запрещать.
Оно б и работало, и тревожило, и возбуждало.
И Стругацких бы перечитывали, уже как бы с благословения А. Ю. Германа, продолжая цитировать мелкое философствование на глубоких местах. Про торжество серости для прихода к власти черных, про орла нашего дона Рэбу, про то, что умные не нужны, а надобны верные.
Собственно, уже после "Хрусталев, машину!" (где зоологический труд человечины вовсе не отменял великолепной пейзажности) было ясно, что Герману осталось низринуться еще глубже в хаос, а вымечтанное, как говорил Солж, средневековье - лучший для этого повод и оправдание...
Получилось то, что и должно было - три часа бессмысленной ненависти к миру и к человеческому в себе, да еще весьма слабо выплеснутой, с перерывами на никотивый кашель и долгое зависание в тубзике – публика не дура, она умная, поймет и оценит; знает, кого смотрит.
Это не какие-то метафизические провалы, а обычная дырявость исполнения - даже не предсказуемо в сюжете, смыслах, звуках и картинке, а на уровне технологии. Простого ремесла, которое из рук валится.
Судьба Стругацких меня не волнует, но зачем пытаться последовательно выскребать из искусства и многолетнего собственного труда всю логику осмысленной деятельности, опыт прожитого и элементарные инстинкты? (Про более высокий уровень не говорю, за неимением за что зацепиться.)
Даже все эти прославленные уже вселенские грязи, уродства и говна смотрятся без отвращения и любопытства, так, немного стыдно за снобский лохотрон...
Пазолини хоть фашизм в «Сало, или 120 днях» разоблачал, так, впрочем, разоблачал, что руки болели... А здесь только Ярмольник саморазоблачается, остальные ушли в какой-то навсегда закрытый райком.
Любопытно было бы интерпретировать «Трудно быть богом» – экранизацию (условную, конечно), классической шестидесятнической повести, как расправу с 60-ми. В том числе и внутри себя...
Простите, если обидел кого. Трудно быть блогом.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: