В жизни знаменитого советского режиссера и драматурга Абрама Матвеевича Роома (1894-1976), по словам исследователя его творчества Ирины Гращенковой, «было три больших, ставших родными главных города: родина, город детства, торговый, разноплеменный, старинный Вильно; город трудной, но прекрасной юности, первых лет зрелости и первых шагов в искусстве – Саратов; и Москва, с которой связаны лучшие и главные кинематографические годы». (Гращенкова И.Н. «Абрам Роом». М., 1977. С. 235).
О том, как Роом попал в Саратов, пишет Виктор Шкловский (также имеющий некоторое отношение к нашему городу):
«Абрам Матвеевич Роом родился в Вильно. Из-за Вильно спорят поляки с литовцами, а раньше еще спорили русские, а живут в Вильно главным образом евреи. Роом кончил там гимназию и переехал в Питер в психоневрологический институт...
В 1914 году началась война. Кроме беженцев, появились выселенцы... Евреев грузили по 60-70 человек в вагон и отправляли в Саратовскую или Тамбовскую губернию... в 1917 году Роом, как врач, был мобилизован в Красную Армию... Потом, уже демобилизовавшись, ставил в Саратове целый ряд пьес». (Шкловский В. «Роом. Жизнь и работа». М., 1929).
Интересно, что за время работы в Саратове фамилия будущего кинорежиссера часто видоизменялась. В справке саратовского Еврейского общества помощи жертвам войны от 4 октября 1917 года написано: «Абрам Мордхелевич Ромм – беженец из Вильно», в удостоверении ответственного сотрудника редакции газеты «Известия Саратовского Совета» от 3 октября 1919 года – «т. A.M. Ром», в мандате 1920 года значится – «А. Роом».
В Саратове Роом окончательно выбрал для себя профессию. 25 июня 1919 года открылся Театр лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки – театр миниатюр, на сцене которого состоялся его режиссерский дебют.
Среди организаторов этого культурного учреждения были известные саратовские театралы, литераторы и художники: Н.А. Архангельский, А.Д. Скалдин, М.А. Зенкевич, Н.И. Симон, В.А. Бабочкин (старший брат знаменитого Бориса Бабочкина, сыгравшего Чапаева в одноименном фильме). Репертуар включал в себя различные потешные представления – от русского лубка до французских водевилей. Но народу в то тяжелое время было не до развлечений, и через месяц театр закрылся.
Другой новоявленный театр, «Голубятня» (угол Московской и Никольской, здание пассажа), был основан неугомонным А. Роомом совместно с С. Неделиным в январе 1922 года. Название заимствовано у парижского театра «Старая голубятня». Очередное детище Роома бранили за провинциализм, отсутствие собственного лица, буржуазные замашки и мещанский вкус. Не продержавшись и месяца, «Голубятня» закрылась.
Но вскоре помыслы любителей сценического искусства вновь устремились к созданию в Саратове постоянного комедийного театра. Были сделаны приглашения ведущим артистам столичных коллективов «Комическая опера», «Летучая мышь», «Кривое зеркало». Главным режиссером вновь назначили А. Роома, придумали звучное название ТЭП – Театр эксцентрических представлений.
Экспансивному, талантливому и предприимчивому Роому, «оригиналу, а не копии», как характеризует его Шкловский, рамки старого, классического искусства были тесны, он искал новые подходы и формы, созвучные времени.
Роом заявлял: «Актер – машина, мастер техники, последнее слово биомеханики... Слово на сцене должно быть так же выразительно, сжато, как «совнархозы», «наркомпросы», «главбумы», «гуммы». Не нужно предлогов, союзов, местоимений. Декорации (конечно, трехмерные), бутафория (вещная), музыка, свет, костюм должны говорить на сцене, участвовать в работе актера. Репертуар, как зеркало, должен отображать жизнь во всех ее гримасах, выкриках, исканиях, созиданиях, темпах, биомеханике. Нужно брать куски жизни – фельетоны, происшествия, кинодраму – и творить пьесу. Рецепт рекомендуется с ручательством на успех». (Цит. по: Дьяконов В А. Театральное отражение эпох. Саратов, 2001. С. 33).
Театр разместился в клубе подрядчиков (ныне здание ТЮЗа). На открытие собрался весь художественно-театральный Саратов. Были представлены две комедии, сатирическое обозрение «Будем безжалостны», «ТЭП РОСТА № 17», пародийное представление «Что случилось на другой день после отъезда Хлестакова», жанровые сценки «Жестокий романс».
В эстрадном обозрении «В тридцать минут вокруг культпросвета» давались пародии на местные учреждения культуры и театрально-зрелищные мероприятия. Наименования номерам и спектаклям давались броские, экстравагантные: «Серенада с луной и моралью», «Диффамация», «Вечвстреродрузизнак» (вечер встречи родных, друзей и знакомых) и т.п. Театр эксцентрических представлений приобретал известность, популярность, искушенная саратовская публика спорила о постановках Роома. Реакция на них не всегда была положительной, но обязательно бурной и заинтересованной. Вскоре ведущих артистов в одиночку и партиями стали переманивать в столичные театры. Весной 1923 года ТЭП прекратил свое существование.
A.M. Роом стал основателем, ректором, ведущим педагогом, главным режиссером Высших государственных мастерских театрального искусства (ВГМТИ), которые открылись в апреле 1920 года. ВГМТИ просуществовали три года и оставили заметный след в истории театральной жизни Саратова 1920-х годов. С них началась история профессионального театрального образования в нашем городе.
В 1923 году, во время пребывания в Саратове, постановками А.М. Роома заинтересовался нарком просвещения А.В. Луначарский и пригласил его на работу в Москву. Но еще долго в газетах города сообщения о ближайшей премьере фильма кинорежиссера Роома сопровождались словами: «хорошо известного у нас в Саратове». В столице Абрам Матвеевич более года проработал в Театре Революции у В.Э. Мейерхольда, а затем увлекся кинематографом. Вскоре его назовут в первой пятерке советских мастеров кино: Эйзенштейн, Вертов, Пудовкин, Кулешов, Роом.
Из книги Бориса Донецкого «По саратовским следам «Золотого телёнка» (Саратов, 2012. С. 193-197)
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: