19 Марта 2024, Вторник, 15:56 ВКонтакте Twitter

Антология саратовской поэзии. Глава 45.

07/05/2020 11:30

Рогова Марина (Стивовна)
(род 01.12 1968)


Отмечу, что в саратовской Антологии впервые появляются супружеская пара и два текста об одном авторе.

На мой вопрос к Марине про двух поэтов в одной семье последовал ясный, но не исчерпывающий ответ (так у поэтов водится): "Два поэта в семье — нормально. Видимо, потому, что по природе я прозаик (автор несчетного множества детективных романов и 6 неизданных детских книг)".

Интересно другое. Если Олег не только давно попал во все саратовские мыслимые и реальные сборники и антологии, так как начал раскачивать литературное пространство в ранней юности (см. гл. 18 Антологии), то Марина носила в себе богатство очень долго. И как это всё-таки у неё произошло, в зрелом возрасте, знают только господь Бог и, может, отчасти сам автор:

"Окончила филфак СГУ, но стихов не писала никогда. Хотя жизнь, судьба и работа тем или иным образом связаны со словами.
Где-то в середине 2018 года начали сочиняться первые стихи, коротенькие чепуховины, которые назывались "Саратовские ЭкзиСтансы". Видимо, поэзия — такой поезд, который нельзя остановить. Сначала ты его толкаешь, потом он набирает ход, и ты обнаруживаешь себя сидящим на крыше вагона (как в кино про Гражданскую) с винтовкой, знаменем и гармонью. Ничего не остается, как ехать дальше.

Не могу сказать, что Я пишу стихи. Зато могу сказать, что они написаны МНОЙ. Как ручкой, карандашом или гусиным пером. Процесс это довольно нервный — не успокоиться, пока последнее слово со щелчком не встанет на место. Конечно, это не единственно возможные слова в единственно возможном порядке, как полагается. Самая большая трудность — преодолевать инерцию языка, который услужливо предлагает тебе подходящие слова, совершенно как поисковик в интернете. Тут главное — не поддаваться на провокации. Жаль, не всегда получается.
Видимо, поэзия — это такой способ реагировать на происходящее. Кто-то плачет, кто-то пьет, а я вот стихи сочиняю. Получаешь очередной пинок в сердце — и вперед...
".

Конечно, интересно будет понаблюдать автора в развитии. Не сомневаюсь, самые большие открытия у Марины ещё впереди. Мне кажется, и она не сомневается –

"…По силам тебе, по силам…" -

как один из её героев – маленький муравей. Хотя время мудрости уже пришло:

"…Ты будешь в рабстве у земли,
Осмысленном и строгом.
И может быть,
В один из дней
Ты примиришься с Богом
".

Надеюсь, что времени у автора предостаточно:

"…Скитайся по миру душа,
Пока не надоест
".

P.S. Прочесть стихи Марины Роговой мне подсказал весной 2019 года Сергей Рыженков. Стоит ли объяснять, почему его текст ниже я включил без всяких правок и поменял с подачи Сергея в подборке два стихотворения. Низкий поклон и спасибо!

Андрей Сокульский

Высокий троллинг. О поэтическом проекте Марины Роговой.

Первые стихи Марина Рогова выложила в фейсбуке 24 августа 2018 года, и до его конца тексты появлялись под шапкой "Из цикла "Саратовские ЭКЗИстансы". Эта серия из 25 стихотворений первоначально была доступна только немногочисленным ФБ-друзьям автора (поделиться было нельзя). Лайков было тоже немного, но примечательно, что тексты лайкнули не менее 10 поэтов. Все они не понаслышке знакомы с темой человеческого существования в Саратове, в особенности – с темой существования поэтов. А именно её Марина сделала главной фишкой цикла, что отражено в его названии.

Всю жизнь живу
Среди поэтов
И не жалею, блин, об этом.


В цикле с "блином" происходят разные метаморфозы: то он прыгает по поверхности текста, как пущенная по воде плоская галька (блинчик), то растекается, подрумяниваясь, как по сковороде, то становится незримым, но реальным смайликом удивления или открытия: "Блииин!". Такова реакция на превращение соучастницы жизни поэтов в её деятельного субъекта. Обнаружить себя в роли поэта (поэтессы, поэтки), "земную жизнь пройдя до половины",–серьезный вызов самой себе и окружающим:

Старше Рэмбо,
Намного старее Китса,
Старше Шекспира
И Марвелла тоже старше...
Скоро совсем
Станешь старше
Мафусаила.
А потом
Времени больше не станет.


И ответ на этот вызов вполне серьезный: троллинг, в нынешнем – не только сетевом – понимании, всего и вся, что так или иначе связано с темой, включая собственные высказывания:

...Посмотри в глаза чудовищ
И они пускай посмотрят
На небритого поэта,
Ужаснутся,
Содрогнутся
И обратно уползут...


Или:

Пересвистываясь с утра
С сидящими на сосне скворцами,
Сочиняю стихи,
Созерцая встающее солнце...
... И хотя скворцы никогда не сидят на соснах,
То, что пишу – не стихи,
Но солнце всё же восходит.


Действительно, когда в небольшой временной период приходится пережить то, что у поэтов обычно растягивается на годы, если не на десятилетия, как ещё на это переживание реагировать? Причем Марина начинает там, куда большинство поэтов вообще не добираются. С понимания, что современная поэзия – это главным образом такой частный междусобойчик, где поэты читают стихи друг друга, при этом как бы пребывая в уверенности, что их творчество имеет какое-то общественное значение. Не добираются – потому что прекращают писать, спиваются, накладывают на себя руки, бегут из города и страны, встраиваются в нишевые литературные клиентелы, ищут лазейки для проникновения хотя бы на самое дно индустрии развлечений и т.д. Понятно, что это относится не только к саратовской поэзии.

Будучи автором детективов, то есть работником как раз индустрии развлечений, Марина довольно умело выстраивает сюжет собственной поэтической биографии. С 2019 года стихи выкладываются в ФБ уже без шапки "Из цикла "Саратовские ЭКЗИстансы" (хотя саратовская привязка не исчезает), посты – новые и прежние – теперь доступны всем (и лайков прибавилось). Троллинг становится более изощренным, порой достигая такой искусности, что тексты становятся неотличимы от "правильных" стихов, диапазон его расширяется и в плане проявлений (от тонкого, до жёсткого), и в тематическом плане, захватывая всё новые сферы художественно-умственной деятельности и явленной через её призму реальности.
Такая стратегия не является изобретением Марины, но она создает собственную текстовую и поведенческую версию, за поворотами и развитием которой интересно наблюдать. Трижды Марина выступала с чтением стихов на поэтических вечерах с элементами перфоманса, каждый раз находя собственные имиджевые, дискурсивные, визуально-саундовые решения, обыгрывающие стратегическое поведение, реализованное в текстах. Стихи попали в спектакль саратовского музыкально-поэтического театра "Балаганчикъ", построенный на текстах саратовских поэтов. Стихи эти – из самых троллинговых, причем именно в отношении саратовских поэтов и поэзии – в исполнении актёров это особенно заметно. Публикаций вне ФБ пока не было – трудно сказать, как их появление будет включено в общий замысел поэта.

Или лучше сказать – художницы? Марина работает с текстовым материалом, но главный предмет в её нынешнем проекте – стратегии и коммуникативные возможности пространств, где "только ленивый не пишет стихи", а создаваемый ею продукт – некое отчасти реальное, отчасти воображаемое действие, в ходе которого в привычной картине происходят сдвиги смысловых перспектив, смещения взаимных ожиданий, провоцируются изменения ролей других поэтов и иных читателей-зрителей, вовлекаемых в действие. Типа встряски.

Сергей Рыженков


***
Только ленивый не пишет стихов,
в строгий размер заключая дыханье,
страсти, бессонницу и задыханьем
кружевную невнятицу снов.

Только ленивый не тронет воды
и не считает слоги, шагая
и замечая отсветы рая
на влажной изнанке старых садов.

Этот ленивый раскинется в
тёмной траве, просветлённой цветами,
и улыбается, век не смыкая,
не поднимая пустой головы.


***
Вдохнуть - и зарыдать над чёрными полями,
Над белой костью обнажившихся берёз,
над блеском слюдяным реки, что льдами
в стеклянный гроб заключена в мороз.
Прощанье птичьих стай из поднебесья грянет –
в страну за морем долгий путь лежит.
И если уж совсем невыносимо станет,
ты просто подожди. Снег забинтует, где болит.


***
Войди в несуществующий сарай,
по лестнице слезь в неглубокий погреб.
Оттуда видно звёзды. Вечный полдень.
И жаром дышит детский деревянный рай.
Сокровища коробочек с гвоздями,
в порядке пилы и рубанки по стенам.
Никто не знает, что мы здесь, и нами
осознаётся вдруг, что будет с нами
и всё, вперёд на жизнь дарованное нам.


***
Дом там, где книги, сказала Дина.
Там, где висит на стене картина.
Там, где собака встречает тебя,
Задом виляя и очень любя.
Там, где пятно от вина на обоях
Напомнит о ссоре, едва не убившей обоих.
Не понять уже, где лестничная, где грудная клетка.
Стекло царапает знакомая ветка.
Тени бродят по потолку.
Охотники Брейгеля на снегу.
Календарь на две тысячи надцатый.
И не за что удержаться нам.
Тянет сквозняком иного мира
Вдоль плинтусов городской квартиры.
Но удержаться необходимо.
Остаться необходимо.
Потому что дом там, где книги,
Сказала Дина.


***
Свет,
сгорая, станет тьмой кромешной.
Флейта
затихает навсегда.
И на днях
закончится навечно
жизнь
по обе стороны моста.
Здесь
была я юной и беспечной.
Там
любовь горела, как звезда.
И казалось,
будет бесконечной
жизнь
по обе стороны моста.
Нет,
не повторится то, что снится.
Может
данью будущему стать
Та, что так
стремится завершиться
- жизнь
по обе стороны моста.


"Эмили Дикинсон посещает Саратов"

Вот лик Земли. Течёт Река.
Над ней сияет Мост.
И золотые фонари
льют свет, подобно Звёздам.
И где у города Душа –
Гадаем, но не знаем.
Пока лишь блеск стальных кишок
В Раскопе наблюдаем.
Бульдозера жестокий Нож
Земную грудь терзает
И Сердце красных кирпичей
В раскопе возникает.
В избытке вы найдёте
Получше этих мест.
Скитайся по миру, душа,
Пока не надоест.


***
Алексею Александрову

Вновь в холодном сквере
Листопад горит.
Горсть огней дрожащих
В горсть твою бери.
Ничего, что город
Про тебя забыл.
Возвращая,
"помни" тоже говори.
Кто на перекрёстке?
Мы или не мы?
Сонные районы,
Мягкие холмы
Ясно различимы
с этой высоты,
На какую сможешь
Приподняться ты.
Furkula* погасит
Резкие толчки
При работе крыльев.
Местный или гость,
Что ты получаешь,
сильно сжав виски:
стоптанную память? Сломанную кость?
Вяжущий тутовник, тающий калач...
Я сказала первая!
Не успел - не плачь.

* - Furkula - та самая вилочковая кость

***
Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой
В Саратов, скажем.
Ямщик, чего-то напевая,
качает буйной головой.
Панкратов, скажем.
И вот приезжает Панкратов
В заснеженный город Саратов.
Ну, там конфетки - бараночки,
Играют тальяночки,
Городовые усатые
Охраняют шлагбаумы полосатые,
Скачут детишки румяные,
у кабака в обнимку качаются пьяные,
Молодцы синеглазые с сайками,
На углу казаки с нагайками...
Год, скажем,
Тыща девятьсот пятый.
Вали поскорее отсюда, Панкратов.


***
Неродная земля
Снится мне по ночам.
Пахнет там розмарином
И ветры с нездешнею силою дуют.
И воздушная лодья
Плывёт по небесным волнам,
Унося меня прочь,
В те края, где меня расколдует
Пыльный ветер,
зелёная влага реки,
Золотых фонарей
чайный свет
И запах кленового дыма.
Но до белой зимы
Буду я замирать, уловив
Невозможный, внезапный,
Чужой аромат розмарина.


***
Боль
Причиняешь мне вновь.
И весь жизненный
Опыт мой бесполезен.
И всё же
В сердцевине яблока
Скрыта любовь.
Там сердце,
Ясно видимое
В разрезе.


***
Он снова тронул мои колени
Недрогнувшей рукой,
Сосед по маршрутке.
Тогда я
Поставила сумку
С восемью килограммами картошки
Ему на ногу.
Выражение его лица
Вознаградило меня
за всё пережитое.


***
Всяк человек, что живёт на свете,
чем-нибудь да гордится.
Сильный силою гордится, а славный - своею славой.
Красотой красавица, умом - умный.
Многодетные детьми, а прочие - свободой.
Даже нищий, что сидит у храма,
повод для гордости имеет,
потому что всяк, кто на него посмотрит,
сразу начинает Бога славить
за великую щедрость и милость.
И только соседка наша, тётя Лида,
ничем не гордится - времени нету.
Сорок лет полы она моет,
мимо пройдёшь - сердито скажет:
"Вытирайте ноги ваши чисто!
Проходи скорей, не стой колодой.
Не задерживай меня, Христа ради.
Видишь, сколько грязного осталось".


***
Женщина,
везущая коляску,
Толкает перед собой
Волну замедленного времени, полного
Дневного сна, пылинок, кружащихся в золотом луче,
пушистых волос на темени.
Везущая коляску
Толкает перед собой
Облако белизны:
Пелёнок, платков белоснежных, марли,
Мелких жемчужных зубов, молока,
Переливающегося в белую чашку.
Толкает перед собой
Невидимый аквариум,
Наполненный будущим.


***
#Простожизнь
Просто свеча на ветру.
По чёрным стёклам
бегущие капли сотру –
то ли чайник
слишком долго кипел,
то ли слёзы печали.
Вначале
мы не ведаем,
как темнота
рывком обрывается в жизнь,
а потом
машем белым платком
на причале.
Всем, кто видеть не хочет,
Даётся достаточно тьмы.
Света круг расширяется, и
что-то близкое к истине мы
при свече различаем.


***
Мир говорит
со мной на языке
Которого никто
не понимает.
То облаком, то ветку наклоняет,
То яблоко к моим ногам
роняет.
Мир говорит
со мной на языке,
Которому не нужно
Обучаться,
А только слушать, только
Удивляться,
Смотреть и плыть,
Дышать, держать, держаться
И просыпаться
с яблоком в руке.


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 20Итоговая оценка: 3
В саратовских школах, где будут проходить выборы, отменят уроки
В Саратовской области официально вводится карта жителя: что она дает
Иван Козаченко уволился из "СГЭТ" через месяц после назначения
Депутат отрезал воду и электричество в скандальном общежитии в центре Саратова: жильцы десять лет скитаются по родственникам
Мэра Саратова и депутатов гордумы предложили не наказывать за коррупцию во время эпидемий, забастовок и терактов
Так "прикрывают" только своих. Официальный комментарий по поводу полицейского "нападения" на шиномонтаж в Октябрьском районе
Реконструкция трамвайного маршрута №8 в Саратове. В Комсомольском поселке уложили шпалы
В Саратовской области районным прокурором стала 30-летняя Анастасия Решетняк
На социальные гарантии сотрудников и неработающих пенсионеров ПривЖД в 2023 году направлено более 4,5 млрд рублей
Экс-директору "Водоканала" в Балаково и главному инженеру вынесли приговор за гибель ребенка в промоине
Какой малый город Саратовской области является комфортным для жизни?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

18/03/2024 17:19
Беседа с инсайдером: продолжаются проблемы с Саратовгражданпроектом
Беседа с инсайдером: продолжаются проблемы с СаратовгражданпроектомСлухи у нас
17/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 18-24 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 18-24 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
16/03/2024 10:00
Субботнее чтиво. Итоги уходящей недели
Субботнее чтиво. Итоги уходящей недели За мельканием одних и тех же кадров сложно уследить
15/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Женщина в доме напротив девушки в окне"Странный "женский" триллер, создатели которого не смогли ни с чем до конца определиться
14/03/2024 14:22
Так
Так "прикрывают" только своих. Почему в деле о полицейском "нападении" на шиномонтаж в Саратове столько тумана?Произошедшее в Октябрьском районе наводит на вполне определенные выводы

Блоги



Поиск по дате
« 19 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ