ситилинк
18 Ноября 2019, Понедельник, 1:09 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Грустный праздник горькой правды

Рубрика: Кино культ
Грустный праздник горькой правды01/11/2016 12:22


XIII международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» в этом году не только совпал по времени с празднованием Дня города, но и оказался несколько оттеснённым на вторые медийные планы предвыборной суетой и разными событиями, с ней связанными. Однако это отнюдь не ослабило фестиваль. Напротив, как отметила его основатель, главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина, по сравнению с прошлыми годами, в 2016-м на фестивальные площадки наблюдался значительный приток новых зрителей, да и качество представленных лент, а также их тематика вновь заставили задуматься о серьёзных вещах.
Существует такое понятие, как фестивальное кино — картины, предназначенные сугубо для специфической публики, если хотите, гурманов, охочих до сложных культурологических аллюзий и драматургических нагрузок. Дескать, такие работы не доходят до широкого зрителя только потому, что они не интересны «среднестатистической публике», оттого федеральные каналы не берут их в эфир. Подобные оправдания — не что иное, как изощрённый социал-расизм медиаменеджеров, полагающих телезрителей быдлом, которому ничего кроме сериалов про ментов и любовь-морковь не надо. Этот критерий, наряду с политической гигиеной, является одним из основных китов деградации центрального ТВ за последние полтора десятка лет. И именно поэтому у нас мало шансов увидеть по ящику то, что действительно хочется, в связи с чем всё больше народа предпочитает традиционному набору каналов интернет, но это вряд ли спасёт наши души, учитывая неутихающий интерес государства к оставшимся в сети вольностям. Так что одна надежда на фестивали.
Итак, одной из основных тем «СарСтрада» в 2016 году стало, в той или иной степени, обращение к теме трудовой миграции. Главный приз фестиваля достался картине Елены Ласкари «Татьяна и её дети» — ленте о жительнице Молдавии, которая, как и тысячи её соотечественников, приехала в Россию в поисках лучшей жизни для себя и четверых сыновей, которых она растит одна. Елена Ласкари неоднократно участвовала в фестивале, и в этом году ее картина получила гран-при губернатора «Саратовская гармония» и специальный приз зрителей, который вручают по итогам голосования. В общем, в преддверии выборов единодушие власти и общества — эта мантра официоза — проявилось самым неожиданным образом: довольно серьёзную картину высоко оценили и чиновники, и фестивальная публика.
Другим фильмом из этого же условно-«мигрантского» блока можно считать «Чужую работу» Андрея Шабаева, не вошедшую в конкурсную программу, но показанную на открытии фестиваля. Главный герой фильма, выходец из Таджикистана Фаррух, приехал вместе с семьёй в новую Москву на заработки. У героя есть мечта — не прозябать пролетарской пылинкой на вечных стройках российской метрополии, а стать артистом. И у него даже получается, правда, роли предлагают соответствующие: он играет дворников в проходных сериалах… Тут вспоминается история других таджикских гастарбайтеров, оказавшихся по воле экономических раскладов в российской столице,— музыкантов памирского ансамбля «Шугнан», которые в советские годы были довольно известными, а теперь ремонтируют москвичам квартиры и лишь в свободное время занимаются музицированием, исполняя на андеграундных сценах «Марш единого фронта» вместе с московскими леворадикалами из группы «Аркадий Коц». Тут ещё всплывают в памяти слова Иосифа Сталина о таджиках как «особом народе» (хотя шугнанцы — это и несколько другой этнос) на приёме в Кремле участников декады таджикского искусства в апреле 1941 года:
«Из всех нерусских мусульманских народов на территории СССР таджики являются единственной не тюркской — иранской народностью. Таджики — это народ, чья интеллигенция породила великого поэта Фирдоуси, и недаром они, таджики, ведут от него свои культурные традиции. Вы, должно быть, чувствовали в период декады, что у них, у таджиков, художественное чутье тоньше, их древняя культура и особый художественный вкус проявляются и в музыке, и в песне, и в танце».
Фаррух оказывается в водовороте неравенства и отчуждения: грязь, несвобода, нищета, тюрьма, смерть, выше которых мечта и стремление к лучшему.
«Фильм я снимал всего год. Сначала была просто тема мигрантов, и я довольно долго искал героя. Несколько раз летал в Душанбе, и в материале есть разные истории. Не думаю, что главный герой — Фаррух, который мечтает стать актёром,— сильно отличается от других. На самом деле среди мигрантов, особенно тех, кто вырос в СССР, немало людей с высшим образованием. Например, отец Фарруха, экономист, сейчас работает сторожем и разнорабочим; мама — по образованию юрист, теперь дворник. Таких судеб много. В Таджикистане сохранилось немало советского, но очень активно развивается ислам, и многие уезжают, потому что Россия им ментально ближе,— за свободой, наверное, а не только из экономической необходимости. Переезд в Россию — это ещё и статус, уважение соседей. Мне кажется, у них нет ощущения, что мы живем в разных странах, как будто не было распада СССР. Они едут в Москву как в столицу. Когда в Душанбе садишься в самолет — рядом с тобой люди с чувством собственного достоинства, а в аэропорту Домодедово уже выходят бесправные мигранты. Где-то происходит этот внутренний слом»,— рассказал г-н Шабаев в одном из интервью.
Помимо миграции, обращение «СарСтрада» к работам, отражающим нынешнюю социально-политическую физиономию мира, проявилось и в других темах. В этой части стоит упомянуть ленту «Мой Алеппо» американского документалиста Мелиссы Лангер (как нетрудно догадаться из названия, картина посвящена современной ситуации в Сирии, охваченной огнём гражданской войны), герои которой проживают в Южной Африке и с тревогой следят за происходящим на родине, а также фильм-путешествие российского режиссёра Константина Смирнова «Перемирие». Эта работа о войне на востоке Украины. Автор картины отправился в Донбасс вместе с российскими добровольцами и на линии огня сумел зафиксировать не только пылающую панораму эпохи, но и показать отношение своих героев к жизни в условиях сопутствующей войне смерти.
По традиции в конкурсной программе фестиваля было несколько балканских фильмов — «Корни зла» сербского режиссёра Зелимира Гвардиола и «Следующая остановка: утопия» Апостолоса Каракасиса из Греции.
Финские документалисты прислали в Саратов «Марку и я» (реж. Лаури Данска). 24-минутная зарисовка рассказывает о подростке, о том, что с ним происходит в условиях определённой зависимости.
В конкурсной программе были представлены работы давних друзей «Саратовских страданий». Так, россиянка Галина Красноборова, которая в прошлые годы принимала участие в жюри «СарСтрада», показала свой фильм «Старухи». Это душещипательная картина о пожилых женщинах, которые, несмотря на преклонный возраст, с юмором и весельем рассказывают о прожитом, детях, болезнях, женихах и любимых песнях. «Фильм, построенный на предельно крупных планах, рисует портреты четырех песенниц из далекой коми-пермяцкой деревни»,— говорят авторы ленты. В этот же условный блок можно отнести армяно-норвежскую картину «Раз-два-три», снятую частым гостем саратовского кинофорума Арманом Ерицяном. Как и фильм г-жи Красноборовой, это работа о пожилых людях, живущих в современной Армении. Это довольно грустная и в чём-то жёсткая история, но, как умеет делать Арман, не без доли тонкого юмора, положенного на сложную драматическую линию. Словом, в канонах большого закавказского кинематографа с налётом скандинавского инея.
Ещё одним довольно серьёзным произведением конкурсной программы стала картина Ирины Васильевой «Брат твой Каин». Это кино, главный герой которого — молодой человек, отбывающий пожизненное наказание. В прошлом году на открытии фестиваля был показан вызвавший бурную дискуссию фильм Герца Франка и Марии Кравченко «На пороге страха» про еврейского правого радикала, приговоренного также на пожизненный срок за убийство премьера Ицхака Рабина. Работа г-жи Васильевой тоже весьма интересна и не без сюрпризов.
Во второй половине фестиваля режиссёр и член правления гильдии неигрового кино Евгений Григорьев, возглавлявший в 2014 году жюри «СарСтрада», провёл творческую встречу «Последний шанс всё поправить», на которой представил черновую версию своей картины «ПРОрок», посвящённую современным свердловским рокерам и их судьбам после того, как, казалось бы, лучшие дни свердловского рока закончились со смертью великого Ильи Кормильцева. Другой фильм г-на Григорьева, вошедший в конкурсную программу,— «Напротив левого берега». Название магически перекликается с песней Ивана Кононова «Левый берег Дона»: это несколько новелл о жителях Ростова-на-Дону, принявших участие в национальном кинопроекте «Код города». Они сняли короткие ролики о любимых местах и людях, чтобы поделиться историями о родном городе, которым они гордятся и которому постоянно удивляются. Фильм интересен тем, как без пафоса, зачастую с иронией, раскрывается любовь к малой родине, к тривиальным, на первый взгляд, местам, но в реальности таящим невероятный исторический бэкграунд. Говорю об этом, поскольку и в Саратове какая-нибудь невзрачная подворотня может стать самым настоящим «порталом истории» (привет Станиславу Гридасову!), а что касается Ростова-на-Дону, пользуясь случаем, хотел бы порекомендовать читателям ознакомиться с доступной в сети книгой Максима Штаханова «Путеводитель по Ростову», в которой представлена обратная сторона этого сохранившего свою старинную ауру умопомрачительного южного города.
На «СарСтраде» выступил режиссёр Александр Велединский, чей творческий вечер «Проездом из Кейптауна» стал одним из центральных событий фестиваля. Название выбрано не случайно: в настоящий момент создатель «Бригады», «Географа» и многих других известных работ трудится над фильмом «В Кейптаунском порту». Как рассказывает Александр Алексеевич, отправной точкой для создания сценария к фильму стали любимая песня и реальный случай, произошедший с его отцом летом 1945 года на Дальнем Востоке, где в последние дни Второй мировой войны судьба свела героев картины — Моряка, Пахана и Салажонка. Закончилось всё плачевно, и каждый из трёх героев полагал, что остальные двое погибли, но спустя несколько десятилетий в разных точках Земли произойдут события, связанные с той роковой встречей лета 1945-го, а зритель узнает, как круто изменила она жизнь каждого героя и не только… Впрочем, на встрече с мэтром разговор вышел далеко за рамки обозначенной темы и, конечно же, на ней подняли тему о положении современного кинематографа. Александр Алексеевич рассказал о кинематографично-нестоличной России, которая, по мнению критиков, является источником вдохновения г-на Велединского. «Провинциализм и провинциальность — это две разные вещи. Ну, во-первых, я сам из провинции и живу сейчас в столице, которая, в сущности, и собирает собой эту провинцию. Провинциальность как свойство вовсе не проистекает из того обстоятельства, что ты выходец из провинции. Провинциальным можно быть, будучи рожденным в Москве. Тусоваться на модных вечеринках, сверкать во всех гламурных изданиях и – оставаться абсолютно провинциальным. Поэтому эти понятия надо различать, хоть и имеют они один и тот же корень. Но различия в смыслах — существенные. Если серьезно, то я в Москве ничего, в общем-то, и не снял. Люблю уезжать в экспедиции, и технически это проще. Везёшь с собой актеров, которым не надо сегодня вечером бежать в театр, которых не ждет семья; когда вечером можно обсудить сценарий, «покадровать», порепетировать»,— сказал г-н Велединский в интервью, которое полностью можно прочитать на нашем сайте om-saratov.ru.
Другим интересным гостем «Саратовских страданий» стал режиссёр Юрий Быков, возглавивший в этом году жюри фестиваля. «Меня ведь особенно никто не приглашает. Поэтому когда мне позвонили один раз, я попытался сказать, что у меня есть какие-то другие заботы. А после второго звонка, когда было настойчиво сказано, что нужен именно я,— собрался и поехал. Дает мне это все то же самое, что и остальным. Понимание, что такое молодое кино, о чем сейчас снимают другие авторы, которых не увидишь на большом экране или в телевизоре. В Казани недавно я смотрел короткометражное кино, здесь — документальное. Чисто по-человечески это, конечно, все не зря»,— рассказал г-н Быков (интервью также на нашем сайте).
Некоторые наблюдатели отметили, что послевкусие фестиваля в этом году было довольно грустным в силу, как минимум, двух причин — явно не праздничных кинотем и перманентного недофинансирования мероприятия со стороны официальных властей, что выглядит особенно резонансно в Год российского кино. Впрочем, если исходить из этого, у нас вообще нет поводов для оптимизма и веры — мир несправедлив, сложен и вообще нуждается в капитальной перестройке. Поэтому, несмотря ни на что, «страдания» — это праздник, пусть грустный, но именно он оставляет надежду, что культурная или конкретно — кинематографическая — ситуация в Саратове не оставляет желать лучшего, а вопреки всему пробивается к солнцу и свету.

Победители Тринадцатых «Саратовских страданий»
Главный приз — приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония»
«Татьяна и ее дети»
Автор сценария и режиссёр: Елена Ласкари
КиноАртель, Россия, 2016

Приз главы администрации МО «Город Саратов» — «Из Саратова с любовью»
«Раз, два, три»
Автор сценария и режиссёр: Арман Ерицян
Bars Media, Армения/Норвегия, 2015

Приз министерства культуры Саратовской области
«Следующая остановка: Утопия»
Автор сценария и режиссёр: Апостолос Каракасис
Minimal films, Греция, 2015

Приз лучшему оператору (имени Владислава Микоши)
«Зуд»
Оператор: Павел Хорзепа
Режиссёр: Марта Минорович
Zero one film GmbH/Otter Films, Германия/Польша, 2016

Приз «За уверенный шаг в профессию» (дебют)
«Переверни пластинку»
Режиссёры: Роман Навескин, Степан Поливанов
Koster Records, Россия, 2016

Специальное упоминание жюри
«Напротив левого берега»
Режиссёр: Евгений Григорьев
Первое кино, Россия, 2016

Специальный приз зрителей
«Татьяна и ее дети»
Автор сценария и режиссёр: Елена Ласкари
КиноАртель, Россия, 2016

Специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь»
«За самое точное попадание в жанр»
«Перемирие»
Автор сценария и режиссёр: Константин Смирнов
Россия, 2015

Приз за лучший фильм программы «Наша кинофабрика»
«Одна такая»
Автор сценария и режиссёр: Светлана Прокудина
Москва, 2016

Специальный диплом Союза кинематографистов РФ
«За верность традициям саратовской школы документального кино»
«Саратовские переборы»
Автор сценария и режиссёр: Евгений Борисов
Саратов, 2016

Специальный диплом Союза кинематографистов РФ
«За выразительность и театральность киноязыка»
«Иван Паницкий. Вечное движение»
Режиссёр: Алла Ткач
Балаково, 2015

Специальный приз ОАО «Саратовнефтегаз»
«Не внешние признаки бытия»
Автор сценария и режиссёр: Сергей Кармеев
Саратов, 2015


Теги: Саратов, культура, театр, праздник, Балаково, Россия, дети, Кино, жюри, СССР, обращение, фильм, работа, города, интервью, история, про, диплом, остановка, картина, сети, приз, название, любовь, Елена Ласкари, Елена

Оцените материал:12345Проголосовали: 660Итоговая оценка: 2.97Прислать новость
Имя:
Сообщение:*
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / Публикации / Грустный праздник горькой правды
Загрузка...
Что в ближайшее время будут делать на проспекте Кирова после реконструкции?
Оставить комментарий
Театр оперы и балета
Россельхозбанк вклад Инвестиционный

Новости

Частное мнение

15/11/2019 16:00
"Декретные" бизнес-идеи и воспитание детейКак победитель проекта "Мама-предприниматель" получила грант на развитие своего бизнеса
13/11/2019 15:00
Кто взял
Кто взял "под стражу" чужие цеха в энгельсской колонии"ОМ" выслушал обе стороны конфликта
11/11/2019 11:40
Кто ответит за
Кто ответит за "золотой" томограф в областной больнице? | Отзывов: 4На фоне громких уголовных дел областной минздрав продолжает упорствовать
08/11/2019 12:20
Семейная
Семейная "опека" по-калининскиПочему все миллионные подряды за последнее время получает фирма мужа замглавы района?
07/11/2019 17:25
В региональном СК
В региональном СК "отфутболили" заявление о преступлении | Отзывов: 1"Обращение" оказалось у начальника следователя, на которого поступило заявление

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 18 Ноября 2019 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ