30 Октября 2020, Пятница, 16:35 Facebook ВКонтакте Twitter Instagram
Прислать новость

Регионы лишились полномочий организации особо охраняемых природных территорий

26/02/2014 11:08

Депутаты облдумы приняли в двух чтениях законопроект «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Саратовской области», который связан с необходимостью приведения регионального законодательства в соответствие федеральному.
Согласно принятому 28 декабря 2013 года Федеральному закону № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», были определены особенности создания, развития и управления особо охраняемыми природными территориями различных категорий. В частности,– особо охраняемых природных территорий местного значения. При этом из компетенции субъектов Российской Федерации исключено полномочие по определению порядка организации таких территорий, в связи с чем признан утратившим силу регулирующий данные вопросы региональный Закон от 29 марта 2006 года № 35-ЗСО «О порядке организации особо охраняемых природных территорий местного значения в Саратовской области», а также изменения, которые были внесены в данный Закон области.
Суть закона №406-ФЗ заключается в радикальном изменении, а точнее – ослаблении природоохранного законодательства России. Законом вносятся поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» с момента его принятия в 1995 году.
Во-первых, изменяется само понятие «особо охраняемые природные территории» (ООПТ) – из него исчезло слово «природные». А поскольку бывшие ООПТ больше не относятся к природным территориям, то чтобы построить здесь любой объект, более не требуется проведение обязательной государственной экологической экспертизы.
Во-вторых, в случае создания любой региональной ООПТ, нужно согласовывать такое решение с федеральными органами власти (речь о Минприроды России, а в исключительных случаях – о Минобороны России, МВД или ФСБ). Однако сам порядок согласования четко не прописан, что, естественно, оставляет простор для злоупотреблений чиновников.
В-третьих, фактически упразднены охранные зоны государственных природных заказников, а также региональных ООПТ (кроме памятников природы и природных парков). При этом возникает потенциальная возможность изменения границ (в том числе, в связи с изъятием земель) заповедников, национальных парков и других ООПТ. Также правительство получает право преобразования государственных природных заказников федерального значения в региональные – однако без гарантии сохранения режима охраны и даже первоначальной территории.
В-четвертых, перед заповедниками возникает угроза преобразования в национальные парки (правительство России может это сделать в срок до 2016 года). Между тем цели этих учреждений абсолютно различны: заказник обеспечивает сохранность природы, а национальный парк – организацию отдыха и туризма. Соответственно, вводится платность посещения территорий национальных парков в целях туризма и отдыха.
Закон коснулся всех категорий охраняемых территорий, в том числе и лечебно-оздоровительных местностей и курортов – их земли исключены из состава ООПТ. А поскольку курортные местности больше не относятся к особо охраняемым, то они не ограничены в хозяйственном обороте (если только не находятся на землях лесного фонда или в границах ООПТ других категорий).
Соответственно, теперь разрешено предоставление в частную собственность земельных участков во второй и третьей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Правда, при одном условии: если размещение таких объектов не запрещено. Ответственность за содержание земель возлагалась помимо землепользователей, также на «землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков».
Правда, определить потенциальную угрозу строящегося объекта будет в принципе невозможно. Поскольку курорты более не относятся к ООПТ, то отныне не требуется проводить экологическую экспертизу проектной документации объектов, которые строятся или реконструируются на землях курортов.
По сути дела, Госдума развязала руки для бизнеса, который теперь может бесконтрольно приватизировать и застраивать эти территории. И можно не сомневаться, что первой «жертвой» этого закона станут Кавминводы, на которые давно нацелились строительные олигархи. Краевая прокуратура за последние три года колоссальную работу провела, чтобы запретить приватизацию земель на территориях курортов: была сформирована единая судебная практика в арбитражных и судах общей юрисдикции.
Законопроект впервые предложила в сентябре 2008 года глава комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, единоросс Наталья Комарова (ныне губернатор ХМАО). Вскоре проект прошёл первое чтение, но после ряда «косметических» поправок был отложен в долгий ящик.
В декабре 2009 года он должен был поступить на второе чтение, но снова был депутатами отложен. Несмотря на то, кстати, что и правительство, и несколько профильных думских комитетов (по строительству, по образованию, по делам Севера, по аграрно-продовольственной политике), и даже Общественная палата предоставила на него положительные заключения.
Второе и третье чтение документ слету прошел на одном заседании, 18 декабря прошлого года (единодушно подняли руки все присутствующие депутаты). Спустя четыре дня его одобрил Совет Федерации (при одном воздержавшемся).
Единственный, кто в Госдуме вслух выступил против законопроекта, оказался депутат от КПРФ, профессор-экономист Владимир Федоткин. «В России осталось 2% территорий, которые подпадают под данный закон. И снова передаются заповедные зоны, они ограничиваются уже проволокой, и не исключено, что через десять лет мы вообще кроме проволоки там ничего не найдём. Вместо половинчатых мер по ограничению, касающихся административной ответственности, надо ввести вообще строгий мораторий, запрет – к тому, что вошло в заповедные зоны со времён советского периода, не прикасаться! Пусть будущие поколения разберутся. А то скоро нам дышать нечем будет, пить нечего и отдыхать негде будет. Нужны меры более жёсткие, чем те, которые предлагаются»,– заявил Федоткин на думском обсуждении еще в 2008 году. Но к его мнению тогда не прислушались.
«Greenpeace Russia» обращает внимание на то, что законопроект был принят без обязательного общественного обсуждения. Проект не был размещен ни на официальном сайте Минприроды России, ни на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения» (regulation.gov.ru). Не был представлен он и в Общественный совет Минприроды. Соответственно, природоохранные организации и независимые эксперты-экологи не имели возможности высказать свое мнение по законопроекту.
«Принятие Федерального закона № 406-ФЗ может привести к разрушению уникальной, одной из самых развитых в мире системы российских ООПТ, существующей уже почти 100 лет. Это может повлечь за собой значительную утрату биологического разнообразия многих регионов России, нарушение обязательств России, вытекающих из нескольких международных конвенций»,– пишет руководитель проекта по особо охраняемым природным территориям «Greenpeace Russia» Михаил Крейндлин.
Кто же лоббировал столь скоропалительное изменение экологических законов? Эксперты насчитали несколько влиятельных сил, которые давно «нацелились» на уничтожение курортов в угоду личной выгоде. Во-первых, это пятигорский мэр Лев Травнев, который уже несколько лет ратует за упразднение природоохранных ограничений на Кавминводах (а также примкнувшие к нему власти других муниципалитетов, заискивающие перед строительным лобби).
Во-вторых, это ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое намерено развернуть строительство горнолыжных курортов на территории сразу четырех заповедников Кавказа.
В-третьих, это нефтяные корпорации, которые давно нацелились на земли традиционного землепользования в Сибири и на Крайнем Севере.
Но все же самой вероятной версией кажется связанная с сочинской Олимпиадой. В преддверии проведения Игр в Сочи было инвестировано почти 1,5 трлн рублей, из которых 214 миллиардов – это кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ), выданные «приближенным» олигархам на возведение объектов сочинской инфраструктуры. Причем все выдаваемые олигархам кредиты обеспечены еще и гарантиями госкорпорации «Олимпстрой». В апреле 2012 года было подписано распоряжение правительства №424-р, согласно которому все убытки Внешэкономбанка от невозврата предоставленных кредитов будут покрыты субсидиями из федерального бюджета. Однако прежде чем получить субсидии, ВЭБ должен эти объекты продать.
А кому понадобятся спортсооружения без земли? Продажа земель в Сочи до последнего времени была невозможна, поскольку эта территория относилась к курортным местностям. Так же как олигархи, построившие на личные средства на сочинской Ривьере гостиницы и апарт-отели, не могли приватизировать землю под ними. Теперь же, после того как земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из состава ООПТ, их можно спокойно покупать, продавать и строить что угодно (ну почти всё) без заключения экологов.
Скорее всего, при принятии пресловутого 406-ФЗ совпали интересы всех лоббистов – и нефтяников, и кавминводских застройщиков, и «олимпийских» олигархов и даже «Курортов Северного Кавказа». Когда крупным бизнесменам чего-то очень хочется, они быстро найдут общий язык и друг с другом, и с политиками.
По инф. портала «Кавполит».

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 563Итоговая оценка: 2.88Прислать новость
02/03/2014 15:29
Имя*:
Сообщение:*
 
 
*Поля обязательны для заполнения!
«Общественное мнение» / По существу / Регионы лишились полномочий организации особо охраняемых природных территорий
Загрузка...
На что еще можно потратить 365 млн рублей, выделенных Саратову на строительство пешеходных зон?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

30/10/2020 11:20
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Академия "Амбрелла"Рассказываем, почему именно этот сериал стоит посмотреть тем, кто в детстве мечтал стать супергероем
28/10/2020 10:00
Интервью с адвокатом Эдуардом Лоховым: как суд и гособвинение закрывают глаза на нарушения
Интервью с адвокатом Эдуардом Лоховым: как суд и гособвинение закрывают глаза на нарушения | Отзывов: 2В Октябрьском районном суде рассматривается дело "автоподставщиков"
24/10/2020 09:44
Следы на наследии, или Зачем команде Стрелюхина подделывать подписи?
Следы на наследии, или Зачем команде Стрелюхина подделывать подписи?Детектив "Ленина, 30" становится всё более остросюжетным
24/10/2020 09:15
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиРассказываем о самых важных событиях
23/10/2020 18:00
Режем look. Роман Бусаргин
Режем look. Роман Бусаргин | Отзывов: 6Роман Бусаргин нынче в тренде

Блоги



Полезные советы

Поиск по дате
« 30 Октября 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Главный редактор сайта: Мурзов Алексей Валериевич
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410600, Саратов, проспект Кирова, 34, офис 6
тел.: 23-79-65, тел./факс: 23-79-67

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации 14 августа 2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-50818.
Учредитель ООО «Медиа-группа ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ