20 Апреля 2024, Суббота, 5:49 ВКонтакте Twitter

Шпалы кончились, рельсов нет

24/06/2015 13:00

«Бездействие руководства МУПП «Саратовгорэлектротранс» выглядит вызывающим»,— говорилось в недавнем релизе «Саратовэнерго» по поводу долгов стратегически важного предприятия перед энергетиками, из-за которых в областном центре в очередной раз под угрозой остановки оказались трамваи и троллейбусы. Впрочем, «бездействие» — это и о других аспектах нынешнего положения МУППа, чьи активы поступательно уничтожаются. Ситуация с нехваткой средств за последние полтора десятка лет стала, как и политическая ситуация в стране, стабильной — денег нет не только на развитие городского электротранспорта, но и даже на поддержание инфраструктуры. Причиной тому два фактора: 1) перманентное недофинансирование муниципалитета вследствие федеральной колониальной бюджетно-налоговой системы; 2) политика местных чиновников и руководства МУПП «Саратовгорэлектротранс».
О недофинансировании муниципалитета и, как следствие, бедствиях стратегических МУПов регулярно говорят и городские власти, и представители оппозиции, да и «ОМ» неоднократно изучал неприглядные последствия перекоса бюджетно-налоговой системы РФ. Что же касается подводных камней «местной специфики», «благодаря» которой саратовский электротранспорт в скором времени может уйти в историю, её большинство региональных СМИ предпочитают не замечать.
Недавно «ОМ» рассказывал о памятнике культурного наследия регионального значения — доме №153 по улице Московской, известном краеведам как построенное в 1887 году здание конторы и квартиры управляющего конной железной дороги. Этот двухэтажный деревянный особняк, находящийся на балансе СГЭТ, несколько лет назад расселили и собирались реконструировать московские инвесторы из ООО «Раском». Но за расселённый с помощью столичных предпринимателей жилой дом МУПП держится как за боевое знамя и не передает этот явно непрофильный актив выкупившим его у жителей собственникам. Обладая правом собственности на небольшое подсобное помещение в доме, руководство «Саратовгорэлектротранса» проглотило немало пыли в судах, чтобы не отдать объект предпринимателям, некогда вознамерившимся отреставрировать памятник архитектуры и спасти его от утраты. По данным контрольно-счётной палаты Саратова, в 2011-2012 годах МУПП «Саратовгорэлектротранс» потратило на суды с ООО «Раском» более полумиллиона рублей: 100 тысяч рублей на подготовку к обращению в Кировский районный суд и услуги по подготовке документов по иску, а также 480 тысяч на оплату юристов в судебных заседаниях. Согласно выводам КСП, это «повлекло дополнительные расходы и возникновение убытков».
Учитывая «непримиримую позицию» в отстаивании собственности предприятия на примере дома на Московской, 153, можно подумать, что руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс» также энергично держится за другие свои активы. В первую очередь за те, от которых напрямую зависит работа трамваев и троллейбусов в Саратове. Но это не совсем так.

Всплывающая подсказка
К примеру, бывшее трамвайное депо №3 в Ленинском районе Саратова, некогда обслуживающее трамвай 11 и 12 маршрутов. В течение всех нулевых годов, за которые «Россию поднимали с колен», промышленная площадка медленно разорялась и разрушалась, а с недавнего времени постройки здесь начали демонтировать, и, видимо, скоро на месте скелетов депо вырастут новостройки.
По сути, уничтожение трамвайного депо можно приравнять к таким злодеяниям, как распил и дальнейшее разорение городских промышленных предприятий в начале XXI века — авиазавода, Саратоврезинотехники, маслобойного комбината etc. Чтобы ощутить урон от уничтожения депо №3, необходимо знать некоторые факты об истории и технологических особенностях объекта.
Огромный производственный комплекс Ленинского депо (Саратов, ул. Безымянная, 1) был введён в строй в 1984 году. Вот что сообщается на сайте «Большая Саратовская энциклопедия»:
«Оно являлось самым крупным и современным депо в городе. В его цехах проводились все виды ремонта подвижного состава, возле него также находилось кольцо с конечной остановкой 11-го трамвайного маршрута, связывавшего появившийся в те же годы новый микрорайон Солнечный с центром Саратова. Просторный четырёхэтажный административный корпус с лифтом включал в себя комнаты отдыха персонала, кинозал, музей истории Саратовского трамвайно-троллейбусного управления, большой актовый зал, лабораторию радиосвязи, множество отделов. Также на территории предприятия размещались ремонтные цеха и профилакторий для сотрудников.
С послесоветским упадком городского электротранспорта отпала и целесообразность содержать предприятие такого масштаба. Закрыто депо было в 2001 году, после чего подверглось многочисленным разорениям, грабежам и актам вандализма. Некогда гордость Саратова, сегодня Ленинское депо стоит заброшенное и постепенно разрушается, преимущественно благодаря ворам и хулиганам (продолжающие следить за депо вахтёры большей частью беспомощны).
За годы опустошения депо превратилось в своего рода альтернативную достопримечательность города, особенно среди представителей популярного сталкерского движения. Помимо самих заброшенных зданий большой интерес представляет частично разорённый и сгоревший музей ТТУ, в котором сохранились разбросанные по полу исторические документы, памятные информационные стенды и чудом уцелевший макет деревянного трамвая
».
В начале нулевых годов депо №3 было законсервировано, трамваи №11 и 12 стали обслуживаться трампарком на ул. Степана Разина, 77 в Кировском районе. При этом производственные площадки ленинского депо действовали до 2007 года, пока линию от нынешнего кольца трамвая №11 на улице Антонова до депо не разобрали, а территория приговорённого к смерти объекта не была обесточена. До этого на Безымянной, 1 располагались технические службы предприятия, два раза в день ходил служебный вагон. А зачищать территорию уникальной площадки, то есть разбирать все располагающиеся здесь здания и сооружения, начали в прошлом году.

Всплывающая подсказка
При проектировании депо было рассчитано на обслуживание 150 трамвайных вагонов, но никогда на полную мощность не работало (по состоянию на 1997 год в нём числились 91 вагон и 400 сотрудников). В депо модернизировалось оборудование, расширялись цеха, благоустраивалась территория. Здесь могли устранить любую поломку и износ. Была целая мастерская, имелась возможность изготовления запасных частей из железа, пластмассы, резины; проведения текущего техобслуживания и капитального ремонта подвижного состава — всего более 400 видов работ.
Учитывая планы развития в Саратове скоростного трамвая (отчего городские власти не отказываются даже сейчас, в условиях бюджетного недофинансирования и планомерного уничтожения материально-технической базы МУПП «Саратовгорэлектротранс») и рост города в северном и северо-восточном направлениях, расчётные мощности площадки могли бы удовлетворить транспортные потребности населения. Казалось бы, этими соображениями в первую очередь должны были руководствоваться директорат СГЭТ и местные власти в повседневной работе и заботах об инфраструктуре города и интересах граждан. Ведь общественный электротранспорт — это кровеносная система любого мегаполиса, обеспечивающая не только удобство жизни и экологическое благосостояние, но и его экономическую функциональность. При плохой работе общественного транспорта города встают в автомобильных пробках, а отдалённые районы обосабливаются от центра, превращаясь в гетто.
И ещё один важный момент. Если власти всерьёз говорят о скорой модернизации, а не оптимизации, трамвайного движения, то есть о создании на основе действующей пока в Саратове трамвайной сети системы наземного «лёгкого метро» с дальнейшим введением новых маршрутов, это потребует расширения базы МУПП «Саратовгорэлектротранс». В том числе и создания новых депо. Спрашивается, зачем было доводить до разорения объект на Безымянной? Ведь даже экономически выгоднее, то есть дешевле, его было законсервировать (если средств на повседневную эксплуатацию не хватало), чем ломать, а затем строить заново! Но, видимо, кому то экономически выгоднее было избавиться от объекта и поиметь с этого свои корыстные гешефты.
На протяжении последних нескольких лет блогеры и гражданские активисты неоднократно поднимали вопрос о сохранении депо в Ленинском районе, которое было построено в своё время для вагонов будущего скоростного трамвая. Данное предложение, в частности, вносилось в программу комплексного социально-экономического развития МО «Город Саратов» на 2013-2015 годы. В качестве аргумента общественники, объединённые в инициативу «Сарметро», приводили планы городских властей построить ветку скоростного трамвая до будущего аэропорта в Сабуровке. Трамвай должен ходить от Солнечного посёлка, то есть в непосредственной близости от площадки на Безымянной. «Сарметро» всегда рассматривало это депо как идеальный вариант для размещения новых низкопольных трамваев (их город планирует приобрести в рамках программы модернизации трамвайной сети), особенно с учетом планирования ветки до аэропорта.
Однако эти предложения услышаны не были. В ноябре 2012 года на публичных слушаниях, посвящённых утверждению программы, председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Валерий Данилин прямо заявил, что восстановление депо не планируется, а в связи с оптимизацией маршрутной сети электротранспорта его использование при имеющейся маршрутной сети не обосновано и убыточно.
Вообще, ни чиновники городского и областного уровней, ни руководство МУПП «Саратовгорэлектротранс», по всей видимости, даже не задумывались о вышеперечисленных фактах в пользу сохранения депо и фактически «сдали» перспективный в технологическом и инфраструктурном плане объект на разграбление и дальнейшую утрату. Зато теперь этот «вкусный» кусок муниципального пирога, судя по всему, готовится к реализации кому-то из застройщиков.
До недавнего времени в генплане Саратова территория объекта на ул. Безымянной, 1 изначально относилась к зоне ИТ-1 (зона предприятий городского транспорта и объектов обслуживания транспорта). Однако в 2012 году своим решением депутаты гордумы изменили использование данного участка и отнесли его к категории Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки). Одновременно с этим в генплан вносились ряд других, мягко говоря спорных, изменений. Например, территория планируемого ещё с советских времён бульвара на улице Вавилова была отдана под общественно-деловую застройку (которую, как известно, осуществляют структуры, связанные с депутатом Сергеем Курихиным). Всего «внеплановых», то есть осуществлённых без процедуры публичных слушаний, изменений в 2012 году было внесено около сотни. Нетрудно догадаться, что, как и в случае на Вавилова, большинство корректировок касалось облегчения отвода городских земель (в том числе используемых как общественные пространства, объекты городского транспорта и особо охраняемые природные территории) под застройку. В итоге, в 2013 году территорию депо площадью 80758 кв. м в результате договора между МУП «Саргоркапстройкомплект» и комитетом по управлению имуществом Саратова (последнему СГЭТ передал имущество депо в том же году) передали для строительства многоквартирных домов.
В отличие от исторического центра, застройка городских окраин, как правило, вызывает меньше нареканий со стороны общественности. И это, на первый взгляд, очевидно: комплексное освоение и развитие пустующих территорий носит положительный характер в отличие от точечного строительства, уничтожающего облик старого города. За последние годы на окраинах Саратова выросли новые микрорайоны Юбилейный, Солнечный-2, Изумрудный, менее крупные кварталы новостроек. Но для строительного бизнеса освоение новых пространств, как правило, связано с дополнительными издержками на подключение к коммуникациям, что зачастую сопряжено с коррупционными схемами. Поэтому девелоперы, в борьбе за снижение дополнительных расходов, предпочитают возводить новые объекты там, где уже существуют коммуникации: не зря сегодня помимо центра города застраиваются территории уничтоженного САЗа в Заводском районе, а также различные освободившиеся промзоны. В современном градостроительстве это называется редевелопментом — когда на месте старых промзон появляются бизнес-центры, жилые дома или — реже — новые производства.

Всплывающая подсказка
Ситуация с планируемой застройкой территории Ленинского трамвайного депо очень хорошо вписывается в эту схему. Ведь как следует из упомянутого уже акта проверки МУПП «Саратовгорэлектротранс» за 2013 год, на балансе предприятия «продолжают числиться объекты основных средств, расположенные по ул. Безымянная, д. 1, в отсутствие объектов недвижимости». Это, к примеру, внеплощадные сети дождевой канализации, внеплощадные сети теплотрассы, внеплощадные сети водопровода, внеплощадные газовые сети, внеплощадные сети бытовой канализации и даже очистные сооружения. Общая стоимость этих коммуникаций в 2013 году составляла 995,9 тысяч рублей.
Иными словами, потенциальному застройщику выгоднее реализовывать свои проекты здесь, уже на готовых коммуникациях, нежели в чистом поле, где растет Солнечный-2. Рядом с депо уже выросли два новых микрорайона — жилкомплексы «Олимп» и «Олимпийский», подрядчиком строительства которых выступает структура депутата Леонида Писного ЗАО «Саратовоблжилстрой». Кроме того, застройщиком ЖК «Олимпийский» является ООО «Исток». Юрлиц с таким названием в Саратове зарегистрировано несколько, но, судя по всему, это ООО «Исток», располагающийся на проспекте 50 лет Октября, 7. По странному совпадению учредителем этого ООО «Исток» является опять же Леонид Писной вместе с неким Погосяном Бахтияром Александровичем. Интересная деталь: участок под строительство «Олимпийского» в генплане Саратова был переведён в категорию зоны многоэтажной застройки одновременно с изменением разрешённого использования территории трамвайного депо.
Вероятно, именно поэтому некоторые сотрудники СГЭТ, а также общественники и блогеры предполагали, что вместо использования территорию депо №3 «продали под застройку многоэтажками известному саратовскому депутату». Как выясняется, пока земельный участок в аренде у другого муниципального предприятия, занимающегося строительством. Но это вовсе не означает, что кто-то из известных застройщиков не будет заниматься освоением транспортного узла и получением выгод из «редевелопмента».

Всплывающая подсказка
Подробнее об истории уничтожения Ленинского трамвайного депо читайте в июньском номере журнала «Общественного мнения».

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 17Итоговая оценка: 2.88
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ