В минувшую субботу, 20 декабря, в Нижне-Волжской студии кинохроники состоялась премьера документального фильма Ольги Яковлевой и Григория Гришина «Ключ для заводного апельсина».
Фильм рассказывает о противостоянии антифашистов и неонацистов в середине 2000-х. Герои ленты рассказывают о приключениях своей молодости и о новых методах борьбы, которая для них из субкультурной переросла в политическую.
Основные герои фильма – это саратовские левые активисты Сергей Вилков и Олег Петров, московский антифашист Алексей Сутуга, а также некто Мамай – столичный национал-социалист.
Большую часть фильма занимает музыкальная составляющая молодежных движений – выступления групп, репетиции и звучащие фоном антифашистские песни перемешиваются с Бетховеном в исполнении музыкантов Саратовской Консерватории. Связь с произведением Энтони Берджеста «Заводной апельсин» прослеживается не только в музыке, но и в уличном насилии, которое в середине 2000-х было чуть ли не единственным способом борьбы и пропаганды свих взглядов. Так же в фильме можно увидеть видеосъёмки различных протестных акций, в которых принимали участие герои картины.
Премьера собрала достаточно большое количество зрителей, среди которых были и герои фильма. Все желающие не смогли уместиться в 42-местном малом зале Дома Кино, поэтому показ перенести в большой зал, в котором почти не осталось свободных мест. Публика собралась разноплановая – это музыканты, журналисты, политики, кинокритики, друзья героев и режиссеров. Полтора часа зал с интересом наблюдал за происходящим на экране, после чего все желающие могли задать вопросы режиссерам и участникам фильма, поздравить с премьерой этой непростой работы.
Как отметила главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина, премьера фильма состоялась на фестивале «АртДокФест» в Москве. Там, помимо работы Григория Гришина и Ольги Яковлевой была представлена документальная картина «На пороге страха» израильского режиссёра Марии Кравченко (ранее она жила в Саратове и работала на Нижне-Волжской студии). Фильм «На пороге страха», над которым работали Мария Кравченко и известный советско-израильский режиссёр-документалист Герц Франк, рассказывает об ультраправом еврейском националисте Игале Амире, который, будучи подростком, в 1995 году убил израильского премьера Ицхака Рабина. Мотивом для убийства стали миротворческие действия Рабина в отношении израильско-палестинского конфликта, которые израильские ультраправые посчитали предательскими. Игаль Амир сел в тюрьму на пожизненный срок. Его ненавидит весь Израиль, но была семья русских иммигрантов-правозащитников, которая захотела навещать Амира в тюрьме. Мужа не пустили, а жену, Ларису, пустили. И началась самая скандальная история любви во всей истории возрождённого израильского государства. Лариса, мать четверых детей, влюбилась в Игаля Амира, ушла от мужа, вышла замуж за главного заключённого страны и даже родила от него сына.
«На последнем «АртДокФесте» было представлено много больших серьёзных исследовательских работ… Отечественные документалисты, в том числе Григорий Гришин и Ольга Яковлева, стали серьёзно изучать людей в России, которые хотят выжить. При этом многие работы имеют внутреннюю политическую ориентацию, которая заставляет зрителя не столько принять авторскую точку зрения, сколько серьёзно задуматься о том, что происходит по разные стороны баррикад. Фильм Оли и Гриши очень гармонично вписывается в эту концепцию, они не указывают на то, что хорошо, а что плохо. Работая над фильмом, они попытались как можно ближе и объективнее подойти к исследуемой теме»,– рассказала Татьяна Зорина.
Отвечая на вопрос о том, увидит ли фильм «Ключ для заводного апельсина» широкая публика, Ольга Яковлева заявила, что в один из дней предстоящих новогодних каникул, картина будет транслироваться на сайте «Новой газеты». «К нам уже обратились представители «Новой». У них есть такая традиция – прповодить онлайн-показы документальных фильмов в первую декаду января, когда никто не работает. Так что у всех желающих посмотреть нашу работу, такая возможность ещё будет»,– рассказала Ольга.
«Задача, которую мы ставили перед собой, заключалась не в передаче политических взглядов антифашистов и националистов, а в изучении вещей бОльших, нежели отображение политических позиций. Задача, которую мы себе поставили, работая над фильмом, разобраться в причинах того, почему люди становятся радикальными националистами или антифашистами»,–отметил Гришин.
Не обошлось во время обсуждения картины без затрагивания «модной» ныне украинской темы. Кто-то из зрителей посетовал на то, что из мировоззрений героев картины, пусть даже они и представляют из себя два диаметрально противоположных политических лагеря, и растут корни майдана, как квинтэссенции нежелания жить дальше так, как теперь. «Государство должно давать людям и возможность нормально кушать, и самореализовываться, а этого не происходит сегодня в силу целого ряда причин. Отсюда совершенно закономерно и появляются радикальные политические взгляды у представителей молодого поколения»,– поделилась впечатлениями одна из зрительниц.
В ответ на это один из героев картины Олег Петров позволил себе не согласиться, заявив: «Я как анархо-коммунист, считаю, что если государство и будет давать людям возможность для более-менее нормального существования, его главная функция – эксплуатация и угнетение – останется».
Продолжая украинскую тему, Петров заявил о необходимости скорейшего прекращения войны на Юго-Востоке страны. «И украинские каратели не за интересы простых украинцев, и так называемые ополченцы Новороссии не за трудящихся Донбасса. И те, и другие воюют не за свободную и независимую Украину, а за интересы олигархов. Одни – киевских, другие – московских»,– подытожил Олег. По его мнению в связи с тем, что ныне «антифашистами» себя стали называть российские шовинисты и имперцы, с которыми борются антифашисты подлинные, это понятие для многих людей обесценилось: «Я лично сегодня позиционирую себя не как антифашист, хотя я, конечно, выступаю против нацизма и фашизма в любых проявлениях, а как коммунист. Это честнее и правильнее, это говорит о том, что ты на стороне простого человека, а не того или иного клана олигархов, делящих между собой власть».
Фото Play Oi!
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: