29 Марта 2024, Пятница, 11:21 ВКонтакте Twitter

Кто растаскивает нашу общую Победу по «национальным квартирам»?

01/07/2015 18:23


«Подарок» из Ганновера к юбилею Победы
27 апреля в Государственной консерватории имени Собинова состоялся концерт, организованный еврейской общиной Саратова при содействии посольства государства Израиль. В концерте приняли участие как наши земляки, так и израильские музыканты. Формальным поводом для культурного мероприятия стало празднование 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с артистами в Саратов прибыла и небольшая делегация сотрудников посольства во главе с пресс-атташе. Принимающая сторона была представлена такими весьма уважаемыми в еврейской среде людьми, как министр общественных отношений Саратовской области Борис Леонидович Шинчук и глава так называемой «Еврейской автономии Саратова» Яков Саввич Стрельцин.
В общем, все вроде бы чинно и благопристойно, если не принимать в расчет одно «но». И «но» это, на мой взгляд, стало «ложкой дегтя», которая была вполне сознательно вброшена в «бочку меда» не просто праздника, поскольку День Победы — значимая дата не только для евреев, но и для всех россиян, чьи отцы, деды и прадеды спасали мир от «коричневой чумы». Под «ложкой дегтя» я имею в виду недавно выпущенную в Саратове брошюру «Об участии евреев во Второй мировой войне», которая на концерте раздавалась всем желающим. Несмотря на сравнительно небольшие объем (64 стр.) и тираж (200 экз.), содержание ее потрясло меня до глубины души.
Автор книги — некто Феликс Лазовский: человек, чья семья когда-то жила в нашем городе. Во всяком случае, об этом можно сделать вывод исходя из содержания. В частности, в книге Лазовского в качестве иллюстрации помещено фото мемориальной доски из черного мрамора. Доска эта невесть каким образом пару лет назад появилась на здании Фрунзенского РОВД в Мирном переулке. А из текста на доске можно узнать, что ветеран Великой Отечественной войны и заслуженный работник МВД СССР Лев Моисеевич Лазовский в период с 1957 по 1961 годы руководил означенным райотделом милиции. Лев Моисеевич Лазовский, как вы, наверное, уже догадались — это отец Феликса Лазовского. Памяти своего отца, а также «всех участников войны против гитлеровского фашизма», и посвятил автор свою брошюру «Об участии евреев во Второй мировой войне», отпечатанную в местной типографии «Новый ветер».
Несмотря на то, что в нашем городе у меня немало друзей и знакомых еврейской национальности, получить какие-либо дополнительные сведения об авторе мне не удалось. Лишь ветеран органов МВД Евгений Матвеевич Лянгер сумел припомнить Льва Моисеевича Лазовского, с которым вместе когда-то служил в структуре УИН. А вот про Феликса Львовича сообщить ничего не смог.
Поиск в интернете дал более обнадеживающие результаты. Так, удалось узнать, что Феликс Лазовский родился в 1940 году. Вместе с родителями после войны приехал в Саратов, где окончил наш политехнический институт. В 2001 году переехал из России в Германию. Проживает в городе Ганновере, там читает лекции на темы еврейской истории и культуры для эмигрантов. Выпущенная в Саратове накануне юбилея Победы брошюра — по сути, изложение одной из таких лекций, прочитанных в Германии еще в 2010 году. Параллельно данный текст был размещен на интернет-сайте Евгения Берковича «Заметки по еврейской истории».
Но если Феликс Лазовский вот уже полтора десятка лет проживает в Германии, почему его брошюра выпущена в Саратове? Или он приезжал в наш город на праздники в честь Дня Победы? Тогда почему никто ничего об этом не знает? И почему Феликс Львович не выступил перед земляками с одной из своих лекций на так называемом «профессорском клубе»?
Понимаю, что все эти вопросы из разряда риторических. Правда, какое-то подобие ответа на них я все же получил. На внутренней стороне обложки брошюры Лазовского я наткнулся на текст с выражением признательности: «Автор выражает благодарность руководству «Еврейской автономии Саратова» за помощь в издании книги».
Неужели «Еврейская автономия Саратова» настолько широко известна в Германии, что господин Лазовский прямо из Ганновера связался с руководством этой общественной организации и попросил о содействии в издании своего творения? И в чем именно заключалась помощь?
В самой книге вы не найдете больше каких-либо сведений относительно помощи со стороны «Еврейской автономии Саратова». Равно как и пояснений, что это за новая «автономия» такая в городе на Волге. Однако из своего журналистского опыта могу предположить, что речь идет об общественной организации «Местная Еврейская национально-культурная автономия города Саратова», существующей довольно давно. В последние годы председателем совета «автономии» стал Яков Саввич Стрельцин. Поэтому фразу на обложке брошюры о помощи автору со стороны руководства ЕАС надо понимать так — на деньги любезнейшего Якова Саввича. В общем-то, ни для кого в Саратове не секрет, что предприниматель Стрельцин иногда оказывает спонсорскую помощь при издании книг саратовским авторам — краеведам и литераторам. Таким, например, как Роман Эмильевич Арбитман, Вячеслав Иванович Давыдов, Виктор Николаевич Семенов. Все трое, я в этом глубоко убежден и готов заявить перед каким угодно судом,— люди достойные и компетентные в областях, о которых пишут. Собственно, авторы и их книги вносят достойный вклад в копилку местных культурных традиций.
Но только вот о книге Феликса Лазовского «Об участии евреев во Второй мировой войне» я ничего положительного сказать не могу. Хотя, повторяю, меня этот опус потряс. И не столько даже откровенными историческими фальсификациями и натяжками, каковых в брошюре немало. К сожалению, все эти изъяны никак нельзя отнести в разряд отдельных досадных ошибок, которые время от времени могут быть у кого угодно. В данном конкретном случае я вынужден констатировать, что все эти передергивания не были случайностью, а появились в результате маниакального стремления автора следовать одной-единственной, причем явно ущербной, концепции: доказать читателю, что в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе антисемитизм доминировал не только на бытовом, но и на государственном уровне. Пожалуй, наиболее емко и конкретно данное утверждение выражено следующим образом:
«Героизм, проявленный евреями во 2-й мировой войне,— это был героизм вопреки окружавшему еврейских бойцов антисемитизму, вопреки выстрелам в спину и предательству в плену, вопреки презрению, ненависти и даже предательству со стороны соратников по борьбе» (с.51-52).
Феликс Лазовский использует несколько тезисов, с помощью которых пытается доказать справедливость своей концепции. Но главный среди них — идеологические атаки на наградную политику советского командования в годы войны. Цель такова: доказать, что антисемитизм был одним из факторов, из-за которого подвиги воинов-евреев либо не оценивались вообще, либо оценивались гораздо ниже, нежели аналогичные достижения представителей иных национальностей. Нисколько не стесняясь, автор брошюры формулирует эту мысль довольно откровенно: «А практика сложилась такая, что за один и тот же подвиг еврею давали награду всегда рангом или двумя меньше той, которой удостаивался славянин» (с.25). Запомним это, а пока разберемся с наградной статистикой, то есть с цифрами, которыми господин Лазовский пытается проиллюстрировать пропагандируемую им, явно националистическую, концепцию.

Обижали ли евреев наградами?
«Награда еврею на фронте доставалась намного труднее, чем не еврею. Евреи это, конечно, понимали. И, тем не менее, несмотря на явную и такую до боли обидную несправедливость, евреи продолжали воевать так, как они воевали»,— уверенно заявляет автор (с.21).
При этом констатирует: «В начале войны при награждении воинов еще не всегда обращали внимание на национальность. Но средства массовой информации, как правило, не публиковали материалы о героях-евреях, хотя таковые появились с первых же дней войны, когда награждали вообще очень скупо, а герои и вовсе были наперечет» (с.11).
Сопоставляя эти утверждения, можно понять, что на начальном этапе войны евреев наградами все же не обижали. А если и обижали, то несильно — просто не публиковали материалы о евреях-героях, замалчивали их боевые подвиги.
Если верить господину Лазовскому, проводимая в СССР в первые два года войны политика «умеренного сдерживания еврейского героизма» принесла ощутимые плоды:
«Однако в 1943 году кремлевские идеологи вдруг обнаружили, что евреи по числу боевых наград «неприлично» выдвинулись вперед. «По данным главного управления кадров Наркомата обороны СССР, на 15 января 1943 г. евреи находились на четвертом месте по числу награжденных (6767) после русских (187178), украинцев (44344) и белорусов (7210). Более того, через полгода евреи опередили по полученным наградам белорусов и вышли на третье место». Вот тогда пришлось принимать срочные меры, вроде «директивы», означающей не что иное, как завуалированную «процентную норму» (с.11). Любопытная информация, не правда ли? А теперь как на самом деле выглядела наградная статистика военных лет. В 2005 году в столичном издательстве «Вече» вышла монография известного военного историка Олега Смыслова «Загадки советских наград. 1918-1991 годы». Помимо крайне любопытных фактов о наградной политике и практике советского государства в разные периоды, книга Олега Смыслова содержит обширный статистический материал, сгруппированный в 9 таблиц. Одна из них — «Количество награжденных в войнах и конфликтах СССР с 1918 по 1989 гг. по отношению к потерям и численности войск». В числе прочих в ней содержатся сведения о количестве воинов, награжденных в период Великой Отечественной войны, с разбивкой по каждому из пяти лет с 1941 по 1945 гг.
Всю таблицу проводить нет смысла, а вот проанализировать цифры из нее стоит (цифра, указанная в скобках, соответствует проценту награжденных в данном году воинов от среднемесячной численности советских вооруженных сил в данный период). Итак:
1941 год — 32700 награждений (1%); 1942 год — 39500 награждений (7,4%); 1943 год — 2050000 награждений (32%); 1944 год — 4300000 награждений (65,6%); 1945 год — 5470000 награждений (86,4%).
(Смыслов О.А. Загадки советских наград. 1918-1991 годы. М., 2005. с.338)
Если верить цифрам нашего бывшего земляка из Ганновера, получается, что в первые два года войны на советско-германском фронте воины четырех «лидирующих» национальностей вкупе получили наград в 3,4 раза больше, чем весь состав Красной армии, Военно-морского флота и войск НКВД вместе взятых. Такого не может быть по определению. Стало быть, один из двух цитируемых мною авторов лукавит и сознательно приводит недостоверные цифры. А кто конкретно — Смыслов или Лазовский, предлагаю моим читателям ответить самостоятельно.
А что же произошло на завершающем этапе всемирной битвы с фашизмом? Как героические советские воины-евреи выглядели на фоне боевых достижений их западных соплеменников? Стремясь обосновать и доказать существование в Красной армии антисемитизма, инспирированного политическим руководством СССР, Феликс Лазовский пишет:
«Руководители стран-союзников высоко оценили участие евреев в войне. Так генерал Шарль де Голль, командуя парадом в освобожденном Париже, о роли евреев в Сопротивлении сказал: «Синагога дала больше солдат, чем церковь».
Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, Верховный главнокомандующий силами союзников в Европе и президент США в 1953-1961 годах, сказал: «Я хочу отдать честь бойцам героической еврейской бригады, чьи блестящее боевое прошлое и вклад в победу союзников долго будут помнить их братья по оружию».
А вот в СССР оценка участия евреев в той войне была иной. Но вовсе не потому, что советские евреи воевали хуже американских. Дело в том, что в Советском Союзе негласной государственной политикой был антисемитизм. «Евреи — неполноценные солдаты… Да, евреи — плохие солдаты»,— заявил Сталин в беседе с главой польского эмигрантского правительства В. Сикорским
» (с.6-7).
Был ли такой разговор или все это выдумки — сказать сегодня сложно. Из исторической литературы доподлинно известно лишь, что генерал Владислав Сикорский действительно прилетал в Москву в декабре 1941 года и встречался со Сталиным. Договорились о восстановлении дипломатических отношений и совместной борьбе с фашизмом. При этом польский генерал передал будущему советскому генералиссимусу списки на 14000 польских офицеров, пропавших без вести в СССР после воссоединения Западной Украины с УССР и Западной Белоруссии с БССР. Сталин ответил, что ничего о судьбе исчезнувших офицеров ему неизвестно. С тем Сикорский и улетел назад в Лондон.
Однако когда немцы в Катыни обнаружили захоронения пленных польских офицеров, и 15 апреля 1943 года об этом объявило радио Берлина, в отношениях между советским руководством и правительством Польши в изгнании вновь наступил кризис. Вот что об этом пишет известный польский историк Януш Пекалевич в книге «Спецоперации Второй мировой»:
«Генерал Сикорский, которого это заявление (о находке захоронений польских офицеров.— Авт.) очень обеспокоило, обратился к Черчиллю за советом, как быть. Черчилль, хотя и догадывавшийся о совершенном злодеянии, ответил, что мертвых все равно уже не поднимешь, и дал понять, что не хотел бы вмешиваться в это. Тогда Сикорский обратился в Международный Красный Крест с просьбой разобраться в данном вопросе. Гитлеровский министр пропаганды Геббельс немедленно усмотрел в этом исключительно благоприятный шанс посеять раздор в лагере союзников. А Сталин, воспользовавшись возможностью появления комиссии Красного Креста, отреагировал немедленно. Его орган — газета «Правда» — обвинила в злодеянии немцев и заклеймила генерала Сикорского как союзника Гитлера. На этом основании Советский Союз порвал политические отношения с эмигрантским польским правительством».
(Пекалевич Я. Спецоперации Второй мировой. М., 2004. с.48-49)
Как видим, отношения Владислава Сикорского и Иосифа Сталина никогда особой теплотой не отличались. Так что нельзя исключать, что генерал вполне мог и оговаривать советского лидера, обвиняя его в антисемитизме. Если, конечно, рассказ о фразе Сталина относительно боевых качеств евреев — не досужий вымысел национально озабоченных «исследователей».
Думаю, объективную оценку относительно степени антисемитизма, якобы царящего в советской армии в годы войны, можно получить путем сопоставления статистических данных по награждениям в армиях СССР и США во время Второй мировой войны. Благо, сведения и цифры для такого анализа в брошюре Феликса Лазовского имеются:
«В составе вооруженных сил США сражались 556 тысяч евреев — 13% еврейского населения страны к началу войны. 11350 солдат и офицеров евреев погибли. 61567 солдат и офицеров евреев были отмечены военными наградами.
В армии США служили 311 военных раввинов. 8 из них погибли в бою
» (с.5).
А вот в советских вооруженных силах, как пишет Лазовский, в годы войны служили 500 тысяч евреев. Из них 200 тысяч воинов-евреев были отмечены правительственными боевыми наградами:
«Для такой малочисленной национальности, как евреи, это весьма высокий показатель проявления самоотверженности и героизма. 200 тысяч, или 40%, от всех евреев-солдат были награждены орденами и медалями. Из всех награжденных евреи составили 1,73-1,8%, а в расчете на 100 тысяч населения число награжденных евреев составило 5324 человек — второе место после русских» (с.26).
Итак, в армии США антисемитизма нет, а в советской армии это позорное явление цветет махровым цветом. В армии США несут службу 311 военных раввинов. Маловато, конечно, на 556 тысяч военнослужащих. Однако в Красной армии на 500 тысяч евреев вообще нет ни одного раввина. Вместо них у нас представители политорганов. В каждых взводе и роте — по политруку; в каждых батальоне и полку — по замполиту. А в дивизиях, корпусах и армиях — так и вовсе начальники политотделов с целым штатом подчиненных. И вся эта орда политработников ночей не спит, но проводит в жизнь политику государственного антисемитизма, целенаправленно удаляя из наградных приказов еврейские фамилии. А в итоге получается, что в советской армии боевые награды получили 40% воинов-евреев, а в армии США — лишь 11%. И как это все объяснить? Неужели во время Второй мировой войны антисемитизм в вооруженных силах США был в три раза сильнее, нежели в Красной армии? Но если это так, куда смотрели 311 военных раввинов? Возможно ли представить, чтобы американские евреи в самом деле были трусами и воевали хуже советских? Или, может быть, раввины сами были антисемитами? Бред, конечно! Но ведь надо же как-то доказывать, что националистические инсинуации на памяти о войне недопустимы и аморальны! А также показать провокационность поведения тех, кто издал и распространил брошюру Лазовского на празднике в честь юбилея Победы. Так почему же не использовать метод доказательства «от противного»?
И, наконец, о некоей «директиве», якобы вводившей в советской армии «процентную норму» при награждении бойцов различных национальностей. Никаких доказательств существования подобной директивы господин Лазовский в своей брошюре не приводит. Но мы и без него знаем, что в конце 1942 года в наградной политике СССР произошли серьезные изменения: 10 ноября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ с довольно длинным названием — «О предоставлении права награждения орденами и медалями СССР и нагрудными знаками командующих фронтами, флотами, армиями и флотилиями командирам дивизий, бригад и полков». Из одного названия можно понять, что наградная процедура в действующей армии была существенно упрощена, а командирам различных рангов предоставлено право награждения подчиненных орденами, медалями и нагрудными знаками. С повышением ранга командира расширялись и его права по награждению, то есть перечень орденов и медалей, которыми он был вправе награждать согласно своей должности. При этом Президиум Верховного Совета СССР сохранил за собой монопольное право на присвоение лишь званий Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награждение орденами Ленина и Славы 1-й степени («Золотой Славы»), а также высшими степенями полководческих и флотоводческих орденов.
Изменение правил награждения фронтовиков резко — в десятки раз — увеличило количество награждаемых воинов. Цифры по количеству награждений, которые я позаимствовал из книги Олега Смыслова, приведены выше. В этой связи я вряд ли что смогу добавить. Однако в контексте нашей дискуссии уместно все же взглянуть, как общая «демократизация» советской наградной практики отразилась на евреях. Хотя бы по сравнению со всеми прочими награжденными солдатами и офицерами Красной армии.
Итак, из книги Феликса Лазовского мы знаем, что в первые два года войны ордена и медали получили 6767 воинов-евреев. Стало быть, в последующие три военных года боевых наград удостоились 193233 еврея. Нетрудно подсчитать, что в указанный период времени число награжденных евреев увеличилось в 28,55 раза. Использование аналогичного алгоритма применительно к общему числу награжденных по всем Вооруженным силам СССР за аналогичные периоды показывает более существенный рост. Соотнесение цифры в 72200 награжденных в первые два года войны с цифрой в 11 млн 820 тысяч в три последних военных года демонстрирует увеличение числа награжденных в 163,7 раза. Как видим, в последние три года войны евреев стали награждать гораздо менее интенсивно, нежели представителей всех наций и народностей СССР. Ну чем, казалось бы, не яркое доказательство пресловутого тезиса господина Лазовского о царящем в СССР в годы войны антисемитизме?!
Но не будем торопиться с выводами. Лучше еще раз исследуем имеющиеся у нас статистические данные методом «от противного». При этом априори будем считать, что Феликс Лазовский опубликовал соответствующие действительности цифры награжденных в первые два года войны (хотя выше мы уже имели возможность убедиться в обратном). Просто давайте подсчитаем, что случилось бы, если бы в последние три года войны не произошло замедление темпов награждения евреев. То есть увеличение награжденных евреев произошло бы не в 28,55, а, как во всей советской армии,— в 163,7 раза. Элементарное умножение выводит нас на цифру в 11 миллионов награжденных евреев. И как вам такое нравится? Как видим, опять в результате получается ерунда. Наградить 11 миллионов евреев советское правительство не смогло бы просто физически. Ведь согласно результатам переписи населения СССР 1939 года, в Советском Союзе проживали 3028538 евреев. Допустим даже, что после присоединения к СССР перед самой войной республик Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии численность советских евреев выросла. Но, в любом случае, вряд ли она превысила отметку в 4 миллиона человек. Чтобы выйти на цифру в 11 миллионов награжденных, партии и правительству пришлось бы обвешать боевыми орденами и медалями еврейских женщин, стариков и даже грудных младенцев. Иначе, как пить дать, огребешь обвинение в антисемитизме.

Еврейские «Александры Матросовы»: кто они?
Другой прием, которым воспользовался автор брошюры с целью доказать якобы царивший в СССР антисемитизм,— недобросовестные манипуляции на подвигах так называемых «культовых героев». Или, если угодно, на «культовых подвигах». Как известно, советская военная пропаганда очень любила создавать «культовых героев», героически пожертвовавших жизнью в борьбе против фашизма. По типам и разновидностям самопожертвований сегодня, пожалуй, можно выделить следующие:
солдаты, закрывшие своим телом амбразуры вражеских дотов и дзотов (пропагандистский архетип — Александр Матросов);
летчики, совершившие воздушные тараны (пропагандистский архетип — Виктор Талалихин);
летчики и танкисты, совершившие наземные «огненные» тараны (пропагандистский архетип — Николай Гастелло и Вольдемар Шаландин);
партизанки и подпольщицы комсомольского возраста, пойманные и публично казненные фашистами (чисто женский пропагандистский архетип, наиболее яркими представительницами которого стали Зоя Космодемьянская и Лиза Чайкина);
солдаты и партизаны, подорвавшие себя гранатами, но не сдавшиеся в плен врагу (наиболее известны в этом плане партизан Шура Чекалин и сержант-связист Федор Лузан).
Под конец войны, когда Красная армия активно наступала по всем фронтам, советский военный агитпроп предпринял попытку создать «культового героя», осознанно осуществляющего самоподрыв на вражеском минном поле. Алгоритм создания «культовых героев» к тому времени уже был отработан. Героически погибший воин посмертно удостаивался звания Героя Советского Союза и его имя приказом наркома обороны «навечно» заносилось в списки воинской части. То есть, кому быть «культовым героем», а кому нет, решение принимал сам товарищ Сталин. Затем о «культовом герое» слагались стихи и сочинялись песни.
В 1957 году военное издательство Министерства обороны СССР выпустило сборник «Навечно в строю». В нем были очерки о подвигах героев, в годы войны «навечно зачисленных в списки своих воинских частей». Одним из таких был гвардии младший сержант Николай Кучерявый, который в ходе наступления в предгорьях Карпат 19 августа 1944 года осуществил жертвенный подрыв на вражеском минном поле. Тогда же о подвиге Николая Кучерявого была сочинена песня. В ней есть такие строки:
«О тебе, герое, друг наш Кучерявый,
Вместе с нами песню вся страна поет…
».
Сегодня уже сложно сказать, почему гвардии младший сержант Николай Кучерявый так и не стал «культовым героем». Но это, так сказать, все индивидуальные подвиги либо совершенные в составе небольшого воинского коллектива (экипажа). Однако создавались и мифы о коллективном самопожертвовании целых подразделений. В этом ряду наиболее известный — это миф о «28 героях-панфиловцах» и их командире — младшем политруке Василии Клочкове. Примечательно, что и спустя десятилетия после окончания войны в СССР и России продолжались попытки оценить степень массовости «культового героизма». Вот что писал об этом в январе 1997 года обозреватель «Известий» Эдуард Поляновский:
«Александр Петрович Коваленко служил в МГБ-МВД, сейчас — полковник в отставке. Лет десять назад я познакомился с ним в Подольском архиве. Он собирал данные о гастелловцах, матросовцах, талалихинцах, маресьевцах и т.д. Недавно я позвонил ему: удалось ли что-то издать?
— Да книг пятнадцать уже вышло.
Работа огромная, факты интересные. Матросовцев за войну набралось 470. 9 человек, закрывших грудью амбразуры, остались живы. Талалихинцев (таран в воздухе) было 609. Половина летчиков уцелели. Гастелловцев (наземный огненный таран) — 503 экипажа. Даже здесь — казалось бы, верная смерть — выжили 8 человек.
Меня смущает наименование подвигов. Не Коваленко их придумал, но он поддерживает эту схему, начиная перечень имен с Матросова, Талалихина, Гастелло. Но как можно называть матросовцем Александра Панкратова, который первым в августе 41-го закрыл вражескую амбразуру, когда сам Матросов воспитывался еще в детской колонии, и до фронта ему было далеко — полтора года? 83 человека до подвига Матросова стали матросовцами. Более ста летчиков до подвига Талалихина стали талалихинцами. Только в первый день войны, 22 июня, было совершено 20 воздушных таранов (Талалихин — в августе). И до Гастелло, в первый день войны, совершались огненные «тараны», и даже раньше, еще на Халхин-Голе
».
(Поляновский Эд. Два капитана. «Известия», №17 (24870) за 29.01.1997 г. с.5)
А теперь, каким образом Феликс Лазовский использует в своей брошюре нечистоплотные наработки агитпропа. Метод нашего бывшего земляка довольно прост. Он «берет в разработку» какой-либо «культовый подвиг» и старается внушить читателям два простейших тезиса. Первый: героические евреи совершили аналогичный подвиг одновременно или даже раньше «культового героя». И второй: антисемитское советское руководство всячески постаралось принизить или замолчать «культовый подвиг» воинов-евреев. В результате они в который уже раз оказались обойдены заслуженными наградами и обижены невниманием прессы к их заслугам. Вот что сообщает Феликс Лазовский о «евреях-матросовцах»:
«При награждении евреев имели место факты дискриминационных ограничений.
Всем известен подвиг Александра Матросова, который в 1943 году лег грудью на вражескую амбразуру, за что был совершенно справедливо удостоен звания Героя Советского Союза, к сожалению, посмертно. Но не все знают, что такой же подвиг за годы войны совершили четыре еврея, причем рядовой Абрам Левин лег грудью на амбразуру за год до Матросова, 22 февраля 1942 года, при освобождении Калининской области.
За этот подвиг Абрам Левин тоже посмертно был награжден, но не Золотой Звездой Героя, а лишь орденом Отечественной войны I степени и только через 15 лет.
А еврей сержант Товье Райз. Совершив такой же подвиг, остался в живых, хотя и получил 18 ранений,— чем не еврейское счастье, но звание Героя за несомненно героический подвиг не получил, а был награжден орденом Славы III степени. Правда, двоим евреям — лейтенанту Ефиму Белинскому и лейтенанту Ефиму Бумагину за аналогичный подвиг звание Героя Советского Союза все-таки посмертно присвоили
» (с.12-13) (выделение жирным осуществлено Ф.Л. Лазовским.— Авт.).
Как видим, схема доказательств у нашего оппонента остается прежней. А пока хотелось бы сделать ряд общих замечаний относительно самого подвига Александра Матросова. Конечно, закрыть собственным телом амбразуру вражеского дота — это величайший акт личного самопожертвования воина, идущего практически на неизбежную гибель. Но можно ли подобный тип поведения отнести к разряду эффективного ведения боевых действий? На мой взгляд, нет! Конечно, могут быть варианты. Но если «подвиг Александра Матросова» совершается в условиях развертывающегося наступления — категорически нет!
Ведь если по наступающей пехоте неожиданно начинает вести огонь вражеский дот или дзот, это однозначно означает плохую подготовку к боевой операции. Значит, не достаточно хорошо была проведена разведка, которая не смогла заранее выявить все огневые точки противника. Или недостаточно эффективно поработала артиллерия, которая не смогла заранее подавить выявленные огневые точки. Подобная ситуация однозначно свидетельствует о плохом взаимодействии (или полном его отсутствии) между наступающей пехотой, артиллерией и танками. Ведь при нормальном взаимодействии артиллеристы всегда наступают вслед за пехотой с целью оперативного подавления сохранившихся очагов сопротивления противника. В этом случае услуги «матросовцев» командованию не требуются. Подобное индивидуальное самопожертвование вообще теряет всякий смысл. Впрочем, величия подвига это не отменяет.
А теперь, собственно, как Родина отмечала подвиги воинов, закрывших своим телом амбразуры вражеских огневых точек. Чтобы получить более или менее объективную картину, предлагаю взглянуть на таблицу, отражающую динамику совершения «подвига Александра Матросова» по годам. И, соответственно, как награждались герои-матросовцы. Сразу же хочу подчеркнуть, что данная таблица была опубликована в 2005 году в книге Олега Смыслова «Загадки советских наград». Я лишь ввел колонку «итого» и два столбца «суммарно за весь период». Так читатель может узнать, сколько же «матросовцев» было в тот или иной год войны, и, соответственно, степень оценки этого подвига нашим государством. Сам Олег Смыслов при публикации таблицы сделал к ней примечание — «список неполный». То есть он взял в расчет 257 «матросовцев», хотя таковых по данным Александра Коваленко за войну набралось 470. Однако я склонен считать, что цифра 257 вполне достаточна, чтобы оценить общие тенденции подобного жертвенного акта как по динамике, так и по наградам.
Как видно из таблицы, «подвиг Александра Матросова» совершался и в 1941-м, и в 1942 годах, когда Красная армия либо отступала, либо героически оборонялась. Однако прецедентов было немного: 9 — в 1941 году и 37 — в 1942-м. Оно и понятно — в условиях отступления бросаться на амбразуру вражеского дзота имело смысл лишь при прорыве из окружения. Однако в 1943 году, когда в войне наметился коренной перелом и Красная армия начала наступать, ситуация резко изменилась. Олег Смыслов фиксирует 67 случаев закрытия амбразур своим телом. То есть количество совершивших «подвиг Александра Матросова» возрастает почти вдвое. Бросается в глаза, что в 1943 году примерно треть воинов, совершивших «подвиг Александра Матросова» (21), вообще не получили никаких правительственных наград. То есть до того, как акт индивидуального самопожертвования не начал активно пропагандироваться, многие командиры вообще не воспринимали это как подвиг. Или, возможно, просто воздерживались от написания наградных реляций на матросовцев, не желая афишировать перед начальством свои боевые промахи, за которые жизнями расплачивались подчиненные.
Однако в 1944 году ситуация как с числом «матросовцев», так и с оценкой их подвига кардинально меняется: число воинов, закрывших телом амбразуры вражеских огневых точек, достигает максимума — 96. По сравнению с предыдущим, 1943-м, годом произошел рост в полтора раза. А цифра ненагражденных «матросовцев» снизилась до 14,6%. Если принять во внимание, что в 1945 году боевые действия длились не год, а почти полгода (включая войну с Японией), и число «матросовцев», и доля ненагражденных за этот подвиг повторяют 1944 год. То есть под конец войны советская армия вроде бы научилась и наступать, и эффективно воевать, а интенсивность совершения актов самопожертвования оставалась на уровне 1944 года. Объяснить этот феномен я могу только военной пропагандой. Но давайте вернемся к нашим евреям, повторившим подвиг Александра Матросова. Как смотрятся они на фоне приведенной выше статистики? Честно отвечаю: смотрятся они довольно неплохо. Можно даже сказать, выигрышно смотрятся! А, впрочем, судите сами. Из всех 257 «матросовцев», которых учитывал Олег Смыслов, государственные награды получили 79%. А вот евреи-«матросовцы» все как один получили либо звание Героев, либо ордена Советского Союза. Из 257 «матросовцев», представителей всех национальностей СССР, звания Героя Советского Союза удостоились 57% воинов, совершивших этот жертвенный подвиг. А среди евреев — 50%. Очевидно, что эти вроде бы «проигрышные» для евреев 7 процентов говорят скорее об обычной статистической погрешности, чем свидетельствуют в пользу антисемитизма. Зато орденом Отечественной войны исходя из общей статистики были награждены 11,3% воинов, закрывших телом амбразуры вражеских дотов, а у евреев за аналогичный подвиг данного ордена удостоились 25%. Ну и где же проявления антисемитизма? Очевидно, что здесь мы столкнулись с фактами откровенной манипуляции цифрами и фактами автором брошюры «Об участии евреев во Второй мировой войне».

Всплывающая подсказка
(продолжение следует)

_________________________________________________________________________________________________________________

Реклама
На дачных и частных секторах одним из важных моментом в коммуникациях являются генераторы. На сайте gm-gen.ru Вашему вниманию представлен огромный каталог данного оборудования. Заходите и делайте свой выбор. Обеспечьте свой дом светом и теплом.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 11Итоговая оценка: 2.82
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ