29 Марта 2024, Пятница, 16:44 ВКонтакте Twitter

Коллективное сознательное Алины Белоусовой

21/01/2016 17:32

В конце прошлого года в московском центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». В ней представлены работы художников-стипендиатов Творческого Союза художников России (ТСХ) в рамках программы Министерства культуры РФ по программе поддержки молодых деятелей культуры и искусства. В течение всего 2015 года куратор Диана Мачулина вела работу со стипендиатами, по итогам которой ТСХ России представил данную выставку, которая продлится до конца января.
Все участники получили классическое профессиональное образование и следуют академической традиции, заботясь о пластическом совершенстве высказывания, отмечают организаторы проекта. Однако на вопрос о том, что такое классика, что может быть избрано как основа и ориентир для жизни, у авторов нет однозначного ответа. «Модернизация или традиция?» — этот вопрос касается всех областей жизни, но культура среди них оказывается ведущей, как воплощение сделанного выбора, отраженного в работах 21 художника из 16 регионов России.
Как отмечают организаторы, в представленных проектах нет единства позиций. Среди представленных в проекте региональных художников есть и те, кто достаточно давно работает в системе современного искусства, и есть те, кто этой системе принципиально противостоит или просто недостаточно информирован. Так или иначе, участники этого проекта — аутентичные представители регионов, работающие «на местах», созидая культурную среду своими работами, а иногда — даже создавая свои художественные институции. На выставке консерваторы соседствуют с адептами гангста-рэпа, язычники являются и арт-объектом и авторами, а феминистские идеи превращаются в «Домострой».
«Именно эту разность мнений и устремлений хочется показать и сохранить. Вы когда-нибудь назвали бы красивым дерево с одним корнем и одной веткой? Такое скорее похоже на палку, которой загоняют в определенное направление. Определение участниками столь разных корней и столь разные ответвления размышлений свидетельствуют о том, что выбор направления — живой и личный процесс»,— говорит куратор выставки Диана Мачулина. Таким образом, выставка, в некотором смысле,— объективный «дайджест» мнений поколения, которое будет формировать ближайшее будущее.
Примечательно, что одним из участников проекта стала саратовская художница Алина Белоусова, известная также как автор индивидуального проекта DigitAlina и участница арт-группы Repa. Произведения Алины хорошо знакомы тем, кто принимает участие в художественной и культурной жизни региона. Алина — один из инициаторов создания в Саратове институции современного искусства в нашем городе, а именно галереи ИМХО в областном доме работников искусств, где также совместно с союзом кинематографистов работает Медиатека М-48, в которой проходят лектории на тему искусства. Кроме того, Алина Белоусова известна как автор декоративных произведений и украшений, выполненных в неповторимой и одновременно узнаваемой манере — из микросхем и компьютерных комплектующих. Собственно, и работы, созданные ей для проекта «Коллективное сознательное» — это выполненные из материнских плат и радиаторов «Неоинкубаторы Фаберже».

Всплывающая подсказка
«Проект содержит в названии и напрямую предусматривает диалоги современных течений с классикой. И когда Диана Мачулина разослала стипендиатам тексты о концепции предстоящей выставки, я долго думала над своими объектами,— рассказала Алина «Общественному мнению»,— Начинала я как создатель прикладных объектов (украшений, сувениров, шкатулок и т.д.), а теперь работаю и с какими-то концептуальными вещами. Благо, опыт работы с материалом уже накопился, и я уже могу делать что-то боле масштабное, глобальное и концептуальное. А до этого было просто интересно — я почти пять лет изучала материал. Возвращаясь к проекту и его техзаданию «диалог с классикой», я размышляла: вести диалог с традиционными картинами посредством микросхем можно, но мне почему-то захотелось работать с объёмом, динамикой, чем-то новым, выходящим за плоскость. Так родилась идея сотворить пасхальные яйца из электронных плат. Тем более тут есть связь с цифровым миром: в некоторых компьютерных играх яйца присутствуют как сюрпризы — игрок ходит по какой-то локации и находит их. В результате получилась игра слов и смыслов, связанная с новыми технологиями и digital-миром, в котором живут многие из нас. На самом деле, идея создать пасхальные яйца из микросхем впервые появилась, когда меня пригласили поучаствовать в выставке на Вербное воскресенье в доме-музее Павла Кузнецова. Потом я стала создавать новые объекты, изучать новые формы. Дело пошло, и в итоге я предложила Диане Мачулиной сделать своеобразный диалог с Фаберже. Она согласилась, и так мои «неоинкубаторы» появились на «Винзаводе». Изначально объекты представляли собой пустотелые шкатулки, но мне сказали, что лучше бы они имели некое содержание. После некоторых поисков содержание было найдено. Самое «главное» яйцо, находящееся в центре композиции, представленной на выставке, я подготовила практически в последний момент перед отправкой в Москву. За несколько дней работы я нашла внутреннее содержание. С одной стороны, это некогда часть компьютера — бывший радиатор. С другой, он настолько подходил для содержимого, что в зависимости от освещения там можно разглядеть и желток, и белок... При желании, внутри шкатулки-яйца можно увидеть и лицо».
Рассуждая о своём оригинальном творчестве, Алина считает, что в нём есть некий симбиоз между «сделать красиво» и определённым интеллектуальным высказыванием, свойственным современному искусству, где важна не столько форма, сколько содержание: «Микросхемы — это, с одной стороны, что-то новое, отсыл к современному миру цифровых технологий. Но, с другой стороны, я работаю с отработавшим свой век хламом. Многие люди считают, что микросхемы — это что-то из будущего... Да это уже в какой-то степени прошлое! И если возвратиться к моим работам для выставки «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой», то эти яйца — некий символ зарождения чего-то нового и это же «скорлупа», созданная из отживших материнских плат, которые если не вышли из строя, то устарели морально! То есть тут некий двоякий момент: нечто новое вылупляется из скорлупы настоящего и прошлого».
Таким образом, можно сделать вывод, что произведения саратовской художницы демонстрируют принцип материалистической диалектики: из скорлупы старого мира появляется новый, который имеет некие «родимые пятна» своего предшественника. Эта философская метафора, перекликающаяся с глобальными процессами, очевидно, вызвала большой интерес у организаторов выставки на «Винзаводе», которые решили поставить работы Алины Белоусовой в центр зала исходя из латинского выражения «Ab ovo» — «Начинать с яйца».
«Самое интересное, что в экспозиции «Коллективное сознательное» очень много живописи, в том числе классической, а объёмных объектов буквально несколько. При этом разброс авторских взглядов очень широк — есть работы, жёстко критикующие какие-то вещи, есть умеренные. В одном из интервью Диана Мачулина сказала, что в отличие от кураторских проектов с попыткой выразить одну общую мысль, «Коллективное сознательное», напротив,— проект максимально демократичный…»,— отмечает Алина.

Всплывающая подсказка
Более подробно о московской выставке, а также о проектах Алины Белоусовой читайте в ближайшем номере журнала «Общественное мнение».

____________________
реклама
Самым быстрым и надежным строением является дом из бруса. Воспользовавшись ссылкой http://www.leshoz44.ru/proekty-domov-iz-brusa.html, Вашему вниманию будут представлены различные проекты домов. Заходите, выбирайте и стройте. Дом будет построен на долгие года.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 10Итоговая оценка: 2.8
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

29/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Страх над Невой" 18+Ретро-"недохоррор" с узнаваемыми актерами, но совсем без ностальгии
26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ