19 Апреля 2024, Пятница, 18:21 ВКонтакте Twitter

«Российская государственность начиналась на Волге»

19/07/2013 09:38

В пресс-центре саратовского представительства газеты «Коммерсант» прошла презентация книги известного московского адвоката Виктора Паршуткина «Архаичная символика ведийских славян». За этим, вполне нейтральным на первый взгляд, названием скрывается очень необычная историческая концепция. Виктор Васильевич доказывает, что российская государственность зарождалась на берегах Волги. Именно здесь, по мнению автора, возникли в средние века первые государства славян. При этом одной из господствующих религий в поволжских княжествах было несторианское христианство. Из этой необычной исторической концепции следует, что располагавшийся на территории современного Саратова древний город Увек (или Укек) имеет весьма косвенное отношение к Золотой Орде официальных историков. По мнению Паршуткина, это был исконно славянский город.
Об этой и других загадках нашего прошлого, об отношении профессиональных историков к выдвигаемой им теории Виктор Паршуткин рассказал обозревателю «ОМ» Александру Крутову.


– Виктор Васильевич, насколько мне известно, по первой профессии вы химик, кандидат химических наук. И вот уже около двадцати лет преуспевающий практикующий адвокат. Скажите, откуда у вас такой интерес к истории и как получилось, что вы создали первый в Приволжском федеральном округе частный музей, где собираете и экспонируете предметы, отвечающие вашей исторической концепции? А теперь еще и книгу на эту тему издали.
– К пятидесяти годам любой человек задумывается о смысле бытия, о своих корнях. И я в этом плане не исключение. А то, что я не являюсь профессиональным историком, – так это только благо. Поскольку с молодости мой ум не был высушен и отстроен в соответствии с замшелыми доктринами, рожденными еще в эпоху династии Романовых, мне было легче выработать независимый взгляд на многие исторические факты, которые не укладывались в традиционную историческую концепцию Российской империи. Смысл ее можно сформулировать одной фразой: «Вся история Руси – это христианская история». А материальные памятники и артефакты истории России, не вписавшиеся в эту концепцию, безжалостно уничтожались. В результате в России уже к середине 19-го века практически не осталось письменных памятников, строений, предметов быта и культуры, которые можно было связать с ведийской (языческой) историей древних славян.

– Не могли бы вы пояснить, что вы понимаете под словом «веды»? И какое значение термин «ведийский» имеет применительно к вашей исторической концепции?
– «Веды» – старорусское слово. «Ведать» – значит знать. То есть «Веды» – источник знаний. Сегодня, к сожалению, встречается немало спекуляций, имеющих целью выдать различные книги за источник «ведийских знаний». В то время как действительно древних книг, являющихся памятниками ведийской культуры, очень мало.
«Книга Велеса», которая поднята на щит как один из символов ведийской культуры славян, была представлена миру лишь в середине ХХ века в Сан-Франциско (США). Внимательно читая ее, я пришел к выводу, что это не более чем подделка. В частности, в «Книге Велеса» наряду с божеством Индрой силен культ Перуна. Они существуют в этой книге как два разных божества. А между тем это одно и то же божество. Просто в «Ригведе» – священной книге браминов Индии – это божество называется Индрой. А в «Повести временных лет» – Перуном. При этом в «Книге Велеса» о богах древних славян содержатся сведения лишь самого общего характера. И это свидетельствует, что она писалась в те годы, когда эти знания были уже утрачены. Но там есть очень интересные сведения о пребывании славян в южных странах – на территории современных Пакистана, Афганистана, Ирана, Ирака – и об их возвращении по мере таяния ледников на историческую прародину – Русскую равнину, вплоть до Карпат. Главной артерией возвращения славян была Волга, поэтому первые центры государственности на территории современной России возникли вдоль берегов Волги. Это Владимиро-Суздальское княжество, Ростовское княжество, Муром, Переславль-Залесский. И на Нижней Волге известны такие центры. Это город Увек на территории современного Саратова, Царево и Селитренное городище ближе к устью Волги. К западу от Волги наиболее значимым поселением той поры был город Мокша; на его месте в настоящее время расположен районный центр Наровчат Пензенской области.
Археологи полагают, что первые следы появления славян вдоль берегов Волги, Камы и Оки относятся к 7-8 векам. В 14-м веке в Увеке и Мокше чеканились монеты с названиями этих городов (вплоть до 70-х годов). По этим находкам можно заключить, что славяне пришли на Волгу из южных краев в конце 7-го века. А их государства, автономные от Киевской Руси, а впоследствии и Московского княжества, существовали до середины 16-го века. Об этом свидетельствуют археологические находки экспедиции московского археолога Анны Епифановны Алиховой. В начале 60-х годов 20-го века Алихова и ее коллеги проводили раскопки города Мокши. На месте развалин одного из христианских храмов этого города (здание имело крестообразную форму) были найдены русские монеты времен московского князя Василия II (Темного), правившего в 1425-1462 годах. Эти монеты были положены под голову одного из захороненных в данном храме людей. Судя по публикациям Алиховой, самая поздняя из найденных ею монет была чеканена после 1447 года.
Любопытно, что как сама Алихова, так и ее предшественник – известный саратовский краевед и археолог Александр Августинович Кротков (вел раскопки в Мокше в 1925-1927 годах) идентифицировали найденные ими остовы каменных зданий с сохранившимися в них следами человеческих захоронений как развалины мусульманских мавзолеев. Это был явно ошибочный вывод, сделанный под влиянием политический конъюнктуры. Знакомясь с результатами этих раскопок, описанных и Кротковым, и Алиховой, приходишь к однозначному выводу, что это были никакие не мавзолеи, а древние старообрядческие христианские храмы. Ведь на Руси издревле было заведено хоронить в пределах храмов как правителей и членов их семей, так и высокопоставленных церковных иерархов. Захоронения производились в деревянных гробах, о чем свидетельствуют найденные при вскрытии этих могил остатки древесной трухи и металлические скобы и гвозди. На костных остовах обнаруживались остатки парчи, сердоликовые бусинки, черепки глиняной посуды. Скелеты захороненных в этих могилах людей были ориентированы не только по линии «запад-восток» головой на запад, но и по линии «север-юг» головой как на север, так и на юг. Некоторые из останков были обнаружены в своих могилах в скорченном состоянии (в позе эмбриона). Но все перечисленные выше элементы нехарактерны для мусульманских захоронений.

– Выходит, что в поволжских городах-государствах или княжествах бытовал свой специфический вид христианства, отличный от православия Киевской Руси или Северо-Западной Руси? Не это ли основная причина религиозной толерантности, бытовавшей на Волге издревле?
– Непредвзятое изучение отчетов археологов, сохраняющиеся в краеведческих музеях предметы культа, найденные при раскопках древних волжских городов (нательные крестики, литые иконки), а также изображения на остатках каменных блоков от общественных сооружений в этих городах говорят о том, что на Волге было распространено христианство несторианского толка. Историки это направление в восточном христианстве относят к 5-6 векам нашей эры. Однако найденные артефакты свидетельствуют, что на Волге это направление в христианстве сохранялось вплоть до середины 15-го века. Позднее «несторианское христианство» плавно переродилось в то, что в народе сейчас называют «старообрядчеством».
По своей основной доктрине несторианское христианство было близко к главным религиям того времени – иудаизму и исламу. Ведь согласно учению несторианского христианства, Исус (здесь и далее г-н Паршуткин использует написание, характерное до церковной реформы 17 века, предпринятой патриархом Никоном. – Авт.) здесь почитался за святого, божественная природа в котором проявилась лишь после его крещения Иоанном Крестителем. Поэтому несторианское христианство с исламом и иудаизмом сближало не только «единобожие», но и то обстоятельство, что все эти религии за Бога почитали Дух, не допуская его материализации в телесного человека. Несторианское христианство – это удивительная религия, которая органически впитала в себя многие символы ведийского учения.
Во Владимире до наших дней сохранился уникальный древний памятник – Димитриевский собор (время его постройки историки относят к 1194-1197 гг.), который без преувеличения можно назвать каменной книгой поволжского христианства. Основные символы христианства и ведизма запечатлены на внешних стенах собора и мирно соседствуют друг с другом. Здесь мы видим «Троицу» в виде трех безбородых юношей. А рядом – Тваштар (Творец), который в вытянутых руках держит двух заколотых собак – символы божества смерти Ямы. Советские искусствоведы, не понимая истинного смысла этой композиции и не найдя ей логичного объяснения, не придумали ничего более умного, как назвать ее «полетом Александра Македонского на небо». Мол, Александр Македонский находится в корзине, а изображенные под корзиной грифоны возносят его на небо. Но какое отношение грифоны имеют к христианству? И почему, спрашивается, кровавый завоеватель античности Александр Македонский должен возноситься на небо как православный святой? Убежден, что ответы на все эти вопросы в рамках традиционной концепции православия получены быть не могут.
Или возьмем для примера другой сугубо христианский сюжет из числа каменных барельефов Димитриевского собора во Владимире – крещение Иоанном Крестителем Исуса. По существовавшей в ту пору доктрине несторианского христианства, Исус, рожденный Марией, оставался обычным человеком во плоти до крещения, когда в него вселился Святой Дух. И только с этого момента Исус становится святым, но не Богом. Именно этот момент вселения в Исуса Святого Духа изображен на барельефе, о котором идет речь. Хорошо видно, как представленное в виде старца и пребывающее на небе Высшее Божество ниспосылает на Исуса Святой Дух. При этом Святой Дух представлен в виде крылатой птицы, спешащей с небес на землю к Исусу. Рядом с христианскими символами здесь изображены символы ведийской веры. Здесь и Олень с ветвистыми рогами – символ жертвы богам. Это и Корова на западной стене, которая в «Ригведе» фигурирует как символ солнечных лучей. Много львов (символ неразделенных мировых Вод), собак (вестников божества смерти Ямы). Здесь и «Древо Жизни» с пятью основными ветвями – символом пяти основных коренных рас. То есть в раннем христианстве славян Поволжья сохранялись основные символы ведийской веры. Их почитали, им поклонялись. И это христианство не отрицало древнюю веру славян. Она составляла основу и фундамент этого, сугубо русского, христианства.
При этом на стенах Димитриевского собора мы не встретим ни одного изображения Богоматери, распятого Исуса и символа распятия – восьмиконечного креста. Все святые на каменном узорочье держат четырехконечные кресты. То есть можно сделать вывод, что культа Богоматери в раннем христианстве на берегах Волги не существовало. Как не существовало и легенды о крестных муках Исуса.
На фреске кремлевского Благовещенского собора (1484-1489 гг.) Исус также изображен в окружении символов ведийской веры – Единорога, Медведя, птиц, собак, Крылатого Змея и просто Змея. В моей книге использовано фото этой фрески, которая ранее никогда не публиковалась. На фреске из Успенского собора Кремля (1475-1479 гг.) в композиции «Страшный суд» особняком, в овале, возможно символизирующем Мировое Яйцо, изображены Крылатая Белая Собака – божество Семаргл из «Повести временных лет», Лев с человеческим ликом – символ Неразделенных Мировых Вод и вестники божества смерти – Собака и Медведь. Эта деталь фрески настолько мне понравилась, что я использовал ее для обложки своей книги.

– А теперь давайте поговорим подробнее про древний Увек и наши сегодняшние саратовские дела. Хочу вас огорчить: ваше утверждение, что Увек был славянским городом с глубоко толерантной культурой и широким распространением несторианского христианства, не является пионерным. Первым человеком, кто делал подобные заявления, насколько мне известно, был епископ Саратовский Иаков (Вечерков), возглавлявший местную епархию в 30-40-е годы ХIХ века. Владыка Иаков был энтузиастом-археологом, активно проводил раскопки Увека, в результате которых пришел к выводу, что это был крупный (по тем временам) славянский город с преобладанием христианской веры. Свои выводы епископ Вечерков изложил в научных публикациях. Однако с тех пор эти книги стали раритетами и практически недоступны рядовым исследователям. С тех пор прошло порядка 180 лет, а новых последователей у этой концепции среди профессиональных историков так и не появилось. Как вы думаете, почему?
– Начну свой ответ с одного факта, который даже в Саратове известен далеко не всем. В 2012 году сотрудник Саратовского музея краеведения Дмитрий Кубанкин при раскопках на месте расположения Увека обнаружил обломок каменной плиты. На ней изображен Грифон; в своей пасти он держит голову как бы животного, возможно, льва. Грифон – символ сугубо ведийской веры, изображение которого археологи находили практически во всех скифских курганах. На раскопанной территории было найдено большое количество старообрядческих крестиков и несколько литых православных иконок. Судя по публикациям, начиная со второй половины ХIХ века на этом месте находили и до сих пор продолжают находить медные монеты с чеканом Увека. Очень любопытна символика этих монет. На них вы можете встретить изображение шестиконечной звезды («Маген Дэвид»), образованной путем переплетения двух равносторонних треугольников (ведийских символов мироздания); шестилепестковых цветов лотоса (ведийский символ шестимерного мира); животных и птиц. Плита, обнаруженная Кубанкиным, сегодня находится в запасниках краеведческого музея и на всеобщее обозрение не выставляется.
Другими археологами описаны найденные в Увеке погребения, в которых обнаруживаются древесный тлен и металлические скобы. Однако мусульмане своих покойников в гробах не хоронили – отсюда напрашивается однозначный вывод, что здесь господствовала какая-то иная культура.
Единственным формальным основанием для историков, позволяющим им относить Увек к мусульманскому миру, являются надписи на местных монетах. В этих надписях использованы буквы, похожие на составляющие арабский алфавит. Тем не менее, попытки арабистов прочесть эти надписи зачастую оканчиваются фиаско. Некоторые вольные расшифровки таких надписей все же встречаются в отдельных исторических статьях, после чего делается однозначный вывод: «Поскольку арабской вязью писали исключительно мусульмане, стало быть, Увек – это город мусульманской Золотой Орды».
Со своей стороны должен огорчить официальных исследователей, остающихся в плену исторических концепций, возникших еще в эпоху господства династии Романовых. Дело в том, что в средние века на Волге среди славян был распространен несторианский алфавит, который современные исследователи предпочитают называть «халдейским», или «сирийским». Буквы здесь схожи с арабскими. Они соединяются между собой внутри слова. Знатоков этого алфавита среди современных ученых очень мало. Поэтому большинство надписей на найденных в Увеке монетах объявляются нечитаемыми. Так удобнее современным историкам. В противном случае придется признать, что Увек – это славянский город, разрушенный в середине 15-го века, когда западными русскими княжествами уничтожалось несторианское христианство на Волге.
В исторических хрониках сохранилось упоминание о кровавом походе Ивана III на Новгород именно с целью искоренения «неверных», имевший место в 1471 году. При этом официальные историки предпочитают «древний Новгород» трактовать как Великий Новгород на Волхове. А другие историки, не связанные с официозом, полагают, что в этих хрониках речь идет о целой области под названием «Новгород на Волге». Как знать, не тогда ли был уничтожен и Увек (Укек).
Я нахожусь в Саратове уже более трех месяцев. И, к сожалению, за все это время не встретил в вашем городе ни одного профессионального историка и археолога, который был бы в научном плане озабочен судьбой этого города. То есть ставил бы перед собой задачу создать стройную, основанную на предметах материальной культуры, концепцию возникновения и развития Увека; желал бы понять и объяснить землякам причины гибели этого древнего города. Дмитрий Кубанкин – энергичный и амбициозный молодой археолог, но, как мне показалось после беседы с ним, он не обладает ни обширными знаниями, ни широтой кругозора.
Другой саратовский историк – Алексей Малышев из СГУ, профессионально занимающийся Золотой Ордой, – также не выказывает какого-либо рвения по изучению истинной истории Увека. И причина этого, на мой взгляд, проста до банальности: добросовестное и непредвзятое изучение истории этого города будет находиться в неразрешимом противоречии с выводами кандидатской диссертации самого Алексея по Золотой Орде. В этой диссертации Алексей также пишет о несторианском христианстве, но при этом не допускает даже мысли о существовании его на берегах Волги. Несторианство, согласно концепции Малышева, действительно имело место. Но только оно было распространено далеко на Востоке – в степях и пустынях Казахстана и Монголии.
Я глубоко убежден, что воссоздание истории Увека и музея Увека – дело рук энтузиастов, любящих свой край. К тому же, эти люди должны обладать и деньгами, потому что без денег здесь ничего не сделаешь. А государство денег на эти цели выделять не будет.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, саратовцы, последовали бы моему примеру (г-н Паршуткин в селе Сканово Наровчатского района Пензенской области создал музей истории и культуры буртас. Так в летописях называли тех славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек – Цны, Мокши и Суры. – Авт.) и сами создали у себя в городе частный музей Увека, а может быть, и хазар. Все таки они к вам ближе.

(полностью интервью с Виктором Паршуткиным читайте в июльском номере журнала «ОМ»)

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

«Российская государственность начиналась на Волге»«Российская государственность начиналась на Волге»

Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 11Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ