Северный морской путь — одна из главных транспортных артерий России, о чем неоднократно говорилось на Промышленно-энергетическом форуме TNF. Его развитию правительство уделяет приоритетное внимание. Подтверждением этому стало недавнее совещание, которое проводил премьер-министр Михаил Мишустин. В ходе встречи члены правительства заслушали доклад вице-премьера Александра Новака, посвященный перспективам СМП в резко меняющихся условиях международной политики и экономики.
Его выступление можно свести к следующим основным тезисам:
1. Севморпуть — новый глобальный транспортный коридор, который должен решать сразу несколько социально-экономических задач:
• обеспечение завоза продукции для регионов Арктической зоны;
• вывоз товаров (прежде всего на мировые рынки) в рамках реализуемых в Арктике проектов, а также доставка грузов для работы данных проектов;
• создание и функционирование международного маршрута Азия — Европа.
2. В рамках координационного центра выполняется мониторинг текущей ситуации, воплощения проектов, обеспечивающих загрузку Севморпути, строительства ледоколов и транспортных судов ледового класса, возведения портовой, навигационной и аварийно-спасательной инфраструктуры.
3. По итогам 2021 г. грузопоток по Северному морскому пути составил 35 млн тонн. Это на 2 млн тонн (на 6 %) больше, чем годом ранее. По предварительным итогам первого полугодия 2022 г. рост в этом году составит еще примерно 5 %. Если же говорить только о транзитных грузоперевозках, то здесь результаты еще более солидные. За последние два года грузопоток по СМП вырос в 3 раза, а количество рейсов удвоилось до 1627.
4. В ближайшее время ожидается еще большее увеличение грузооборота по Северному морскому пути в полном соответствии с задачами, которые поставил Президент РФ Владимир Путин. Так, в 2024 г. планируется перевезти 80 млн тонн грузов, а к 2030 г. возможен рост до 200 млн тонн. Суммарный эффект роста ВВП за счет реализации арктических проектов должен составить 30 трлн рублей к 2030 г.
Новак подчеркнул, что увеличение грузооборота связано в первую очередь со строительством заводов по производству сжиженного газа компанией «Новатэк», с проектами по добыче нефти, разрабатываемыми «Роснефтью» и «Газпромнефтью», запуском Баимского горно-обогатительного комбината, увеличением объемов отгрузки «Норильским никелем». Перспективы масштабные, но есть и другая сторона монеты: это потребует значительных работ по модернизации и расширению инфраструктуры по всей протяженности Севморпути.
Вице-премьер напомнил, что в ближайшее время ожидается вывод из состава флота 3 ледоколов, которые находятся на грани выработки ресурса. Им на замену до 2030 г. будет построено 6 новых ледоколов, 2 из которых — атомные.
Также Новак коснулся темы, которая часто поднимается на отраслевых форумах. А новые решения по этому вопросу нередко представлены на выставках нефтяной промышленности. Речь идет о развитии аварийно-спасательной инфраструктуры Северного морского пути и предотвращении чрезвычайных ситуаций. В рамках комплексного подхода к этому вопросу планируется расширение арктической спутниковой группировки для оперативного и точного прогнозирования ледовых и метеорологических условий, обеспечения качественной связи и интернета.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: