19 Апреля 2024, Пятница, 11:34 ВКонтакте Twitter

От бригадного подряда к подневольному труду

03/06/2020 12:54

Уже второй месяц городская служба ведёт благоустройство улицы в квартале, где я живу. Начали с вырубки значительной части деревьев: тополей, клёнов, вязов, при этом вырубили несколько вполне здоровых, которым требовалось разумное кронирование, а оставили некоторые деревья с очевидными признаками гниения на срезанных стволах и ветвях. Но по поводу вандализма при массовом уничтожении зелёных насаждений в Саратове не прошёлся, наверное, только самый ленивый блогер. Я немного о другом.

Полвека назад, учась в политехническом институте, мне приходилось работать дорожным рабочим на предприятии "Горкомхоза", и сейчас волей-неволей присматриваясь к работе бригады подрядчика ООО "Автодорожник", я сравниваю. В 60-е в бригаде человек в 10-12, как и сейчас, было 3-4 мужика, остальные женщины, "подружившиеся" с лопатой ещё девчонками в войну и так, сбивавшие руки на щебёнке, до пенсии. С бригадой постоянно был мастер, при выполнении ответственных работ на центральных улицах почти неотлучно находился и прораб. Наезжали начальник участка, главный инженер ДСУ. Нередко на объект приезжали, поглядывая из тенька, представители заказчика - УКСа Горисполкома, а то и начальники покруче - на чёрных "Волгах". Летом работали весь световой день, далеко не каждое воскресенье было нерабочим, субботы летом практически все были рабочими днями. Подобная организация труда была характерна не только в горкомхозовских структурах и дорожных организациях, но и для всей строительной отрасли, да и вообще для всей социалистической системы.

Позже я работал и в серьёзных строительных организациях, с более продвинутой организацией труда - даже сетевые графики пытались применять, разрабатывали технологические стандарты, делали "фотографии рабочего дня", но в основе производства оставался, как того хотели или не хотели, в общем-то, "подневольный труд" с цепочкой понуждения в лицах: бригадир — мастер — прораб (начальник цеха) - и т.д.

Управленцам государственной сферы (а она на 99% была замкнутой сферой) нередко оставалось только завидовать "армянским артелям", бравшим подряды на новое строительство и ремонт социальных объектов в основном в сёлах и районных центрах.

Уже в 80-е веское слово в организации строительного производства сказал бригадир подмосковных строителей Н.И. Травкин, ставший подвижником "бригадного подряда". Новый метод отвергал прежнюю практику со всей её иерархией. Договор подряда становился главным инструментом работы самоорганизующейся структуры, заинтересованной в эффективности всего процесса производства: от подготовки строительства до сдачи объекта под ключ. Тогда же мы узнали и о легендарном кооперативе "Печора" В.И. Туманова, опыт которого исходил ещё из артельной золотодобычи. В принципе тот же бригадный подряд.

Казалось, что после 91-го года новации подвижников в организации эффективного производства бесспорно станут нормой в жилищном, дорожном строительстве, в ЖКХ и в других отраслях. Отнюдь...

Конечно же, я не в первый раз задумывался по заданной самим собой теме, но вот наблюдаемые работы по благоустройству одного участка улицы привели к выводу, что в плане организации дорожных работ мы не двинулись с места ещё с советских времён. Нам даже до Травкина далеко!

Поочерёдно несколько соседей по улице, с которыми мы иногда делимся впечатлениями об изменениях, происходящих во время так называемого "благоустройства" у наших домов, дали свои оценки — дорожники работают даже по советским меркам плохо. Работы начинаются не в 7 и даже не в 8 часов утра, а лишь после 9. 50% времени занимают посиделки большей части бригады из полтора десятка человек. Как и в стародавние времена, на объекте угадываются бригадир, мастер, прораб, периодически приезжают, судя по всему, разночинные начальники... Заинтересованного труда рабочих нет! Хотя в сравнении с прошлым, когда трое рабочих переносили на ломике каждый бортовой камень иногда на несколько десятков метров, такого нет. Довольно практичная красивая униформа выгодно отличает нынешних дорожных рабочих от их коллег из 20-го века. Сейчас техника, особенно юркие бобкэты значительно ускоряют и облегчают все процессы по созданию основания, по перемещению материалов, бортового камня, по укладке асфальта... На небольших тракторах чудодейственная оснастка — то ковш как у экскаватора, то нож, как у бульдозера, и даже бур, выкорчёвывающий пни...

По взгляду умудрённого опытом обывателя все работы на участке при заинтересованной работе бригады могли бы быть выполнены в два раза быстрее.

Смотрю на всё "благоустройство" на моей улице, и всё вызывает только критическую реакцию. Выставили было на углу улицы щит с так называемым "паспортом объекта", который мало что объясняет: "1-й этап программы благоустройства г. Саратов, срок окончания работ 31.05.2020, подрядчик ООО "Автодорожник" с телефоном начальника участка"... Я понимаю, что именно так в 21-м веке проводится паспортизация дорог, домов и прочего в муниципальном хозяйстве, но ведь какой-то юрист, наверное, такое придумал! Это если б так составлялась амбулаторная карта, в ней кроме ФИО и телефона тёщи ничего бы не было — ни возраста, ни анамнеза, ни результатов анализов, ни сведений о прописанных врачом лекарств и процедур. Я даже не спрашиваю - есть ли проектно-сметная документация с заключениями экспертов по состоянию выкорчёвываемых деревьев, есть ли проект организации работ с графиками, есть ли специалисты, способные постоянно отслеживать опыт и влиять на эффективность работы? Подрядчик есть, а кто заказчик? Мэрия по поручению городской думы, за которой стоят избиратели - жители Саратова? Кто-то видел хоть одного депутата как представителя заказчика на десятках "благоустраиваемых" территорий города?

Чем дальше мы идём по 21-му веку, тем большее число людей ностальгирует по советскому прошлому, в котором был не только тот же, как и сейчас, подневольный труд, но и проектировался двухуровневый бюджет города, работали контролирующие органы — не с тем, чтобы обязательно наказать, но с тем, чтобы учитывать и развивать опыт эффективной работы, тот же бригадный подряд!

Социализм как бы кончился по результатам революции-переворота 1991-93 гг., но что же строится-то? Если мы пустились вслед за цивилизованными Европой и Америкой, то где конкуренция, даже не в политике, а в конкретной производственной деятельности, где открытость планирования и исполнения бюджетов, прозрачность затрат? Где передовая организация труда с заинтересованным участием работников..? Где подвижники и примеры?

Куда ни кинь взор - медицина, допустим: врачи, медсёстры, нянечки, препараты, медтехника и прочее, несмотря даже на убогое состояние наших больниц, несильно проигрывает Западу. Проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ! Возьмите образование - и школьное, и высшее... При всём прочем проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ! Проигрывают ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖКХ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ!

Именно за организацию отвечают не избиратели, жители, а разночинцы от кремлёвских небожителей до толпящихся вокруг губернатора и мэра "специалистов", "советников", "экспертов", "менеджеров", которых на "сдавшийся" различным напастям Саратов дивизии, полки и батальоны!

С такой убогой организацией труда и общественной жизни нам всегда будет далеко-далеко до Травкина, Туманова, академика Фёдорова и их времени!

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 33Итоговая оценка: 2.85
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить
11/04/2024 17:00
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 1
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 116 часов дороги и первые впечатления

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ