25 Апреля 2024, Четверг, 17:01 ВКонтакте Twitter

Новые бремена

Номер журнала: №4(185), апрель 2015 г.
Рубрика: Тема
27/04/2015 18:31

С 2015 года вступила в силу новая пенсионная формула, вырос МРОТ, изменились порядок расчета налога на недвижимость и многие акцизы, поднялись госпошлины на ряд операций. 29 декабря 2014-го президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому регионы наделяются правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным ИП, работающим по упрощенной или патентной системе налогообложения в производственной, социальной и научной сферах. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев предложил проект закона, снижающего размеры имущественных налоговых вычетов, установленных Налоговым кодексом РФ. Налоги, налоги, налоги…
Разбираемся в налоговой политике властей и задаем вопросы нашим экспертам.

Александр Ермишин, предприниматель, руководитель Саратовского городского отделения партии «Яблоко»
Алексей Лукьянов, предприниматель, активист Республиканского клуба
Максим Фатеев, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области
Анатолий Файфель, предприниматель
Александр Степанов, кандидат экономических наук, доцент ПИУ им. П.А. Столыпина РАНХ и ГС

Чем, на ваш взгляд, вызваны столь многочисленные налоговые изменения?
Алексей Лукьянов. Желанием наполнить бюджет РФ — через налоги, пошлины, сборы и прочее — как можно быстрее. При этом желание расходится с делом, несмотря на новые законы, озвученные президентом. Центр очень не хочет расставаться со своей частью налогов, так как это позволяет удерживать существующую власть. К дающему всегда придут с протянутой рукой, его будут слушать, а решения исполнять. Делиться с регионами — для Москвы означает отказаться от централизации. А это путь к республиканскому правлению, независимости регионов, самостоятельным бюджетам, чего они упорно не хотят делать. Они и дальше будут грабить регионы, забирая себе львиную часть НДС и налога на прибыль и иных косвенных налогов. Отсюда вытекает не перераспределение доходной части налогообложения в сторону увеличения регионов, а усиление контроля над уплатой налогов, различные налоговые каникулы, популистские послабления. Но без модернизации существующей системы налоговой службы, самостоятельности муниципалитетов в принятии бюджетов эти действия не имеют действенного сценария, а лишь усугубляют положение.
Разобраться с новой пенсионной формулой не могут даже сами работники ПФР. Для граждан понятно одно, что речь идёт о суммах, на которые можно с трудом выжить, как бы их ни переставляли в расчётах. ПФ — большая дыра, иначе бы сотрудники ПФ не обзванивали предпринимателей с просьбами пораньше заплатить пенсионный сбор.
Стремление правительства в росте предпринимателей будет дальше продолжаться. Это всё необходимо подкрепить изменениями в земельном законодательстве, патентном праве, сборами за различные лицензии. Наладить систему государственных услуг онлайн в несколько раз быстрее, чем она есть сейчас, и в первую очередь — в регионах.
Я вообще против, чтобы брали налог за продажу недвижимости, так же как и за автомобиль. Гражданин, когда живет в доме, платит налоги, кормит управляющую компанию, которая в свою очередь отчисляет налоги. Он решил поменять квартиру. С какой стати он должен платить налог, он что — предприниматель? Подоходный налог он заплатил. Покупает квартиру, за нее заплатила строительная компания. Наконец, госпошлина, которую все платят. Меня всё время удивляет — содрать с одного человека за одно и то же много разных налогов. При этом ничего не давая взамен.
Александр Ермишин. Налоговая система и ее реформирование — одни из главных экономических механизмов управления государством. Изменения в налоговой системе страны, как правило, являются либо реакцией руководства страны на изменившуюся экономическую конъюнктуру с целью минимизировать негативные последствия для бюджета, либо направлены на перспективу с целью стимулировать экономическую активность физических и юридических лиц. Многочисленные налоговые изменения, вступившие в силу в 2015 году,— попытка правительства справиться с негативными тенденциями в экономике, остро проявившимися в предыдущие годы, а также заложить определенный фундамент на будущее.
Максим Фатеев. Стоит напомнить, что многочисленные налоговые изменения произошли не все сразу и не сегодня. Так, МРОТ повышался ежегодно, инициаторами повышения выступали профсоюзы с правительством региона, причем консенсус всегда достигался путем переговоров с работодателями.
Законопроект по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости на региональном уровне пока не принят. Акцизы растут, но это не связано ни с экономикой региона, ни с кризисом, ни с желанием властей специально ужесточить условия для развития бизнеса. Все решения носят обдуманный и чаще всего довольно взвешенный характер. Понятно, что в сложных условиях оказалось и правительство, которое прежде всего озабочено сохранением социальной стабильности.
Изменения в налоговой сфере должны происходить, и они происходят. Это глубокая планомерная работа. Задача правительства сегодня — так сбалансировать налоговую политику, чтобы и бизнес поддержать, и не дать возникнуть социальной напряженности среди населения.
Анатолий Файфель. В 2014 году экономика России подверглась серьезному испытанию. Во-первых, это экономические санкции из-за присоединения Крыма, которые выражались, в частности, в том, что для российских компаний закрылась возможность внешних заимствований. Во-вторых, резкое обрушение цены на нефть (с $115 до $50 за баррель). В-третьих, политическая нестабильность привела к рекордному оттоку капитала из России — около $150 млрд. Кроме того, проведение Олимпиады, присоединение Крыма и последующие дотационные программы, поддержка военных действий на Донбассе стоили казне весьма существенных денег. Только за 2014 год золото-валютные резервы ЦБ РФ уменьшились более чем на $100 млрд. Все это привело к тому, что экономика РФ оказалась серьезно ослаблена.
И действия правительства по оздоровлению имеют хаотичный и непоследовательный характер. Взять хотя бы «ночное» повышение ключевой ставки с 10 до 17% в ночь на 16 декабря. Это привело к панике на рынке и падению национальной валюты к доллару до $80, а к евро — до 100€. Можно сказать, что этими действиями правительство пыталось лечить симптом заболевания, но не саму болезнь.
Стало очевидно: такими методами ничего не добиться, и экономика России нуждается в серьезном системном оздоровлении. В результате мнения разделились: одни считают, что нужна серьезная либерализация бизнес-климата, другие же, напротив,— что нужно еще «подоить» бизнес.
В этой связи предлагались совершенно разные и противоположные инициативы по уменьшению или увеличению налогового бремени. Вот только несколько из них:
— увеличить максимально допустимые обороты для предприятий на упрощенной системе налогообложения с 60 млн в год до 250 млн в год;
— повысить налог с дивидендов с 9 до 13%;
— ввести прогрессивную шкалу НДФЛ;
— отдать ряд налогов и сборов на откуп регионам.
Такие разнонаправленные инициативы свидетельствуют, что правительство не знает, какая именно мера даст наибольший эффект и, наделяя регионы полномочиями, ставит масштабный эксперимент с целью впоследствии распространить успешный опыт по всей России.
Александр Степанов. Думаю, что причиной серии новшеств в налогообложении является стремление стимулировать использование предпринимательского потенциала российского бизнеса. К сожалению, у нас часто бывает по Черномырдину: хотели — как лучше, получилось — как всегда. Поэтому последствия этих новаций надо постоянно мониторить и оперативно реагировать.

Согласны ли вы с утверждением, что в России лояльная налоговая система?
Александр Степанов.
Параметры налогообложения, его границы — у нас в стране не самые тяжелые и обременительные в сравнении с другими странами. На мой взгляд, государству следует повышать эффективность налогового администрирования, продолжать упрощать технологию взаимодействия с добросовестными налогоплательщиками и ужесточать меры к налоговым уклонистам и незаконному предпринимательству. Налоговый закон должен быть един для всех.
Максим Фатеев. Будем исходить из оценок бизнесом той налоговой системы, в которой он существует. По мнению экспертов, адекватность налоговой политики состоит в том, что государство должно думать не только о том, сколько налогов собрать на реализацию тех или иных проектов, обязательств, но и способен ли бизнес эти налоги заработать.
Речь в данном случае идет об успешном финансовом результате. Государству же надо заботиться о бизнесе и стимулировать его, чтобы этот результат появлялся.
В этом отношении для бизнеса, на мой взгляд, важнее всего предсказуемость налоговой политики.
Конечно, налоговая система должна стать более лояльной. Для этого мы все вместе и работаем, вносим свои предложения по совершенствованию законодательства.
Александр Ермишин. Не имея возможности непосредственно на своем опыте оценить действующие системы налогообложения в других странах, буду опираться на собственные ощущения субъекта экономической деятельности. Лично мне не кажется непотребно завышенным ни количество налогов и обязательных платежей, ни их ставки, равно как и слишком запутанным алгоритм их исчисления. Полагаю, что в этой «среде» вполне можно и нужно работать. Основной проблемой для развития видится «конкуренция» со стороны теневого, а значит — не облагаемого налогами бизнеса и явно устаревшего механизма ведения бухгалтерского и налогового учета. Сразу оговорюсь, что зарабатываю себе на жизнь в сфере торговли, и, например, у производственников ощущения могут быть иные.
Анатолий Файфель. Налоговая система в России действительно не самая «злая» с точки зрения размеров налогов. Однако проблема налогоплательщиков заключается не столько в высоких налогах, сколько в том, что существует большое количество всевозможных сборов и обязательных платежей, что равнозначно дополнительным налогам.
Кроме этого очень важна стабильность налогового законодательства, чтобы правила игры были неизменны в течение ощутимо продолжительного времени. Просто представьте себе, что бизнес брал кредиты исходя из одной доходности, а затем правила игры поменялись, налоги увеличились и доходность упала. Банки, естественно, не будут пересматривать условия кредитования, и бизнес оказывается в крайне неприятном положении.
Алексей Лукьянов. Лояльная она потому, что система эта очень долго настраивается, а пока настроится, пора уже обновлять. Пока, к примеру, существует «Почта России», она всегда будет лояльной. Пока разрабатывается устаревший компьютерный софт для работы и для контроля над уплатой налогов, она тоже будет лояльной. Пока руководство ИФНС не будет платить достойную зарплату своим сотрудникам и создавать условия для нормальной работы. Наконец, сговор между высшим руководством ИФНС и компаниями градообразующего характера делают существующую систему таковой.

Как вы оцениваете инициативу введения закона о налоговых каникулах для малого бизнеса? На какой эффект стоит рассчитывать?
Александр Ермишин.
К инициативе введения налоговых каникул для вновь создаваемых субъектов малого бизнеса отношусь весьма скептически. Я балансирую на грани между малым и средним бизнесом уже 14 лет в рамках одного юридического лица. Появление в моем сегменте нового субъекта рыночных отношений с нулевой ставкой налогообложения ничего хорошего мне не сулит по причине вполне прогнозируемого ценового демпинга. Суетиться в плане срочного открытия ИП на жену, сына, брата и т.д. для «рождения», типа, нового малого бизнеса и получения льгот на ближайшие два года кажется мне занятием по-житейски хитрожопым, а потому для меня мало привлекательным. К тому же, мне кажется правильным мыслить более длинными горизонтами, нежели чем на пару лет вперед.
Таким образом, введение налоговых каникул скорее приведет к переформатированию существующих субъектов предпринимательской деятельности, чем к появлению новых. Перспектива отдавать государству в виде налогов часть своего дохода, на мой взгляд, занимает не существенное место во всем комплексе негатива, который предстоит «хапнуть» по полной программе человеку, решившемуся на свободное экономическое плавание. Посему стимулировать предпринимательство правильнее начинать не с налогов, на мой взгляд.
Алексей Лукьянов. Льготы — всегда хорошо для бизнеса. Возможно, кто-то решится попытать счастья. Хорошо, если смогут обеспечивать себя. Думаю, кто хотел открыть серьёзный бизнес, уже открыли.
Два года налоговых каникул — это мало. Три года — в самый раз. И для любого бизнеса, а не только для производства. Прошли те времена, когда бизнес можно было развить за два года. Сделать прибыльным сельское хозяйство с нуля — нужен еще более длительный период: там издержек больше, чем прибыли. Это только Михалков, к примеру, может быстро открыть на бюджетный миллиард сеть общепита. А современному предпринимателю, производственнику придётся попыхтеть не один год, зарабатывая деньги на будущий бизнес. Ох, как не быстро он начнёт платить в бюджет налоги!
Максим Фатеев. Считаю и уже неоднократно заявлял, что закон о налоговых каникулах для малого бизнеса сегодня просто необходим. Бизнес находится в сложной ситуации. Увеличение процентных ставок по банковским кредитам, отсутствие необходимых для поддержки малого бизнеса средств у власти, экономические санкции — все это приводит к проблемам, которые ставят под удар не просто эффективное функционирование малых предприятий, а попросту их существование. Правительство всерьез заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, поэтому оно и выступило инициатором «налоговых каникул». Эти шаги сделаны в рамках антикризисного плана.
Эффект от введения закона будет положительным. Многие предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации, узаконят свою деятельность, начинающие бизнесмены получат возможность работать и создавать рабочие места, что в свою очередь принесет дополнительные средства в бюджет. А эти средства можно будет направить на улучшение предпринимательской среды и развитие инфраструктуры всего региона.
Конечно, существует риск появления выпадающих доходов в бюджете региона за счёт «оптимизации расходов» организаций-производителей, которые будут регистрировать ИП и передавать основные средства производства и производственные мощности в аренду этим ИП. И здесь во избежание подобных ситуаций необходимы дополнительные меры контроля над вновь регистрирующимися организациями.
Александр Степанов. Надо отметить, что федеральный законодатель не освободил предпринимателей от налогов, а лишь предоставил возможность для такого освобождения. Запуск же механизма, определяющего параметры бизнеса по видам, размеру оборота, численности работников, отдан на откуп региональной власти. К сожалению, необходимого единодушия для оперативного принятия в нашей области такого местного закона между законотворцами от исполнительной и представительной властей нет. Будем надеяться, что в скором времени стороны согласуют свои позиции, и так нужный бизнесу закон будет принят. При этом надо помнить, что критерием эффективности все же является практика, и вопросы профессионального администрирования здесь возрастают, так как риски возможной перерегистрации функционирующих бизнесов существуют и их надо минимизировать.
Анатолий Файфель. Понятна логика тех, кто предлагает либерализацию налогового законодательства (а налоговые каникулы — это, безусловно, либеральная мера). В результате либерализации налоговой системы бизнесу станет невыгодно «уходить в тень», что должно повысить собираемость налогов. Обратные инициативы всегда уменьшают собираемость налогов.
Думаю, что в условиях низкой стоимости национальной валюты и действующего курса на импортозамещение налоговые каникулы дадут резкий толчок к развитию малого бизнеса. Это не даст мгновенного эффекта, но отложенный результат будет сугубо положительным.
Однако всегда надо помнить, что правила игры не должны поменяться и налоговые послабления в одном не должны быть компенсированы дополнительными сборами в другом. Иначе достижение положительного результата невозможно.

Кого бы лично вы освободили от налогового бремени? Какие налоги, напротив, добавили, и есть ли в этом необходимость?
Алексей Лукьянов.
Пенсионеров. Государство не выплачивает им достойную пенсию. Так что же с них брать? Мы должны им ещё! Освободить их совсем от различных государственных пошлин. От обязанности платить налог с предпринимательской деятельности, если он ИП. Матерей-одиночек, если имеют трёх и более детей. Детсадов сегодня не хватает, на пособие не проживёшь, так пусть хоть налог с них не берут.
На местном уровне необходимо ввести городской налог на благоустройство города с каждого жителя, зарегистрированного в городе. Этот налог тратился бы исключительно на озеленение, уборку и ремонт пешеходных зон и дорог, освещение, находящиеся в границе ответственности муниципалитета. С уплатой налога одновременно повысится и ответственность горожан за чистоту своего города. Зависимость прямая: чем больше мы грязи делаем, тем больше платим налог. Чтобы было понимание: если бросил бумажку, бутылку не туда, за чей счет это будет убрано.
Анатолий Файфель. Для любого собственника снижение имущественных налогов — очень желательная и приятная инициатива. Я бы лично убрал все налоги «на роскошь», а также сделал налог на транспортные средства не зависимым от их стоимости.
По задумке, средства, полученные от транспортного налога, должны расходоваться на развитие транспортной инфраструктуры в интересах владельцев ТС. Однако некоторые очень активно пользуются ТС, а некоторые, напротив, выезжают/выплывают всего несколько раз в сезон. Абсолютно непонятно, почему они должны платить одинаково? Было бы логично отменить транспортный налог, но включить его в стоимость бензина: кто сколько ездит, тот столько и платит.
Александр Степанов. Я не готов импровизировать с конкретными предложениями по этой животрепещущей теме. Это реально требует личного участия в анализе мнений всех субъектов этого процесса и в первую очередь как опытных предпринимателей, так и имеющих желание создать свой бизнес. А если очень обобщенно о приоритетных сферах, это, на мой взгляд, должны быть бизнесы по производству сельхозпродукции, инновационным технологиям в промышленности, а также социальное предпринимательство — альтернативы привычным нам государственным и муниципальным учреждениям. А если говорить об увеличении налогов, я бы предложил осторожно двинуться в рассмотрении предложений дифференциации НДФЛ от уровня доходов.
Максим Фатеев. Сейчас меры направлены на поддержку промышленных предприятий, что является важным для реализации политики импортозамещения, предприятий социальной сферы и образования.
Считаю необходимым создать определенные налоговые условия для развития предприятий агропромышленного сектора. Экономические события прошлого года продемонстрировали нам в очередной раз, что сельское хозяйство является стратегически важным звеном для экономической безопасности страны. Отечественные продукты питания в условиях экономических санкций приобретают всё большее значение. Мы должны прекрасно понимать, что сегодня необходимо обеспечить-произвести необходимый объем продовольствия внутри региона, чтобы не позволить расти ценам на социально значимые продукты питания и продукты ежедневного рациона.
Александр Ермишин. Что касается категории лиц и субъектов, которые, на мой взгляд, достойны послабления налогового бремени, тут вопрос не простой. Что касается юридических лиц, здесь определяться нужно с категориями или видами деятельности (напрашиваются социально значимые в первую очередь). А также с видами деятельности в областях, которые государство считает приоритетными в деле модернизации российской экономики, разработки и внедрения новых технологий и производств. Персональные послабления, на мой взгляд, тут будут вредны. Что же касается налоговых льгот для физических лиц, тут, напротив, подход должен быть персональный и пристрастный, хоть это и двусмысленно прозвучит в нашем коррумпированном государстве.
И еще позволю высказать соображения по поводу налогообложения имущества физических лиц. Мне всегда этот вопрос казался нелогичным что ли, хотя вся мировая практика именно такова. Если два человека честно заплатили подоходный налог, но один построил дом, а другой потратил деньги на путешествия или пропил, в конце концов, почему первый дальше будет терять часть своего дохода в виде налога на имущество, а второй будет продолжать тратить весь свой доход? Странно это.
А на ваш последний вопрос «какие дополнительные налоги следовало бы ввести?» позвольте пожать плечами и отрицательно покачать головой. Либерал, извините, хоть и социально-ответственный.:)

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 14Итоговая оценка: 2.64
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"

Блоги



Поиск по дате
« 25 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ