Областные власти заявили, что планируют добиться признания «Саратовского ледокола» объектом культурного значения и включить его в Единый государственный реестр. На декабрь 2015 года запланирован подъем судна для дальнейшего размещения в нём музея речного пароходства.
Саратовский ледокол — первое в России судно такого рода и первый речной ледокол в мире. На его основе разработан первый в мире арктический ледокол «Ермак».
Представляем летопись истории Саратовского ледокола — эдакие этапы большого пути.
1895 год — Судно изготовлено по заказу Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) на верфях английской фирмы «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd». Надобность в ледоколе вызвана развитием железнодорожной сети в Саратовской губернии.
1896 год — ледокол доставлен в Саратов и вступил в строй. В его задачи входила расчистка льда для парома, на котором перевозили вагоны между Сазанкой на левом берегу Волги и Увеком на правом. Также ледокол перевозил пассажиров, почту и разные грузы, «охранял» от ледохода зимующие в саратовских затонах суда, а весной очищал акваторию Волги от льда и по высокой вешней воде буксировал из Астрахани караваны нефтяных барж.
1918 год — доставлял красноармейцев для подавления эсеровского мятежа в Вольск и Балаково.
1935 год — открыт железнодорожный мост через Волгу в Увеке. Но на Сталинградской железной дороге необходимость в переправе сохранялась, куда и были переправлены «Саратовский ледокол» и паромы «Саратовская переправа», «Переправа вторая» и «Сталин». Зима началась рано, и ледокол под руководством капитана Чадаева направился в сторону Астрахани на спасение «застрявших» во льдах караванов судов.
1942-1943 годы. В годы Великой Отечественной войны участвовал в Сталинградской битве: перевозил боеприпасы и солдат.
1950-1965 годы. В послевоенное время активно использовался в строительстве Волжской ГЭС в Сталинграде. Был задействован при возведении автодорожного моста «Саратов-Энгельс» (где судно стало «героем» художественного фильма Олега Ефремова «Строится мост»). После этого ледокол пришвартовали на «вечную стоянку» к причалу у предприятия «Мостоотряд № 8» в Энгельсе.
1968 год. В 20 метрах от берега ледокол ушел под воду неподалёку от въезда в Энгельс со стороны автодорожного моста.
1992 год. В Саратове воссоздан открытый в 1921 году музей речфлота. Руководитель музея Александр Азовцев первым заговорил о необходимости поднять ледокол со дна Волги и превратить его в культурный объект.
2013 год. Водолазы обследовали ледокол и решили, что поднять его можно и нужно.
2015 год. Губернские власти заинтересовались идеей, решили установить ледокол на Набережной в качестве памятника и открыть в нем музей.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: