28 Марта 2024, Четверг, 18:07 ВКонтакте Twitter

Саратовская епархия: люди, годы, грехи

Номер журнала: №8(178), август 2014 г.
19/08/2014 17:40


(начало: «ОМ», 2012, №5-12; «ОМ», 2013, №1-8, 10-12; «ОМ», 2014, №1-7)

Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель.
Исход, 20, 3-5.


Основная тема данного очерка — так называемые «православные паломничества», совершаемые на территории или с территории Саратовской области. Принято считать, что участие в паломнических поездках и походах — настоящее свидетельство проявления истинной веры. И в самом деле, в отличие от простого посещения церкви, участия в богослужениях и литургических обрядах, паломничество предполагает наивысшую мобилизацию физических, духовных сил и, зачастую, финансовых ресурсов верующего человека. Но что паломники получают взамен за свое радение? Как эти походы и поездки влияют на взгляды и мировоззрение самих верующих? Как посещение «святынь» меняет их взгляд на мир и отношение к ближним? И, наконец, насколько происходящие трансформации соответствуют канонам православия и существующей богослужебной практике? Чтобы ответить на все эти вопросы, нам следует разобраться, что такое «паломничество» вообще.
В одном из специальных изданий, посвященных христианству, я нашел такое определение данного явления:
«Паломничество — путешествие к месту, отмеченному божественным проявлением или присутствием божественного человека.
Паломничество распространено во всех религиях: греки отправлялись в Дельфы, Эпидор и Додон. Египтяне — в оазис Сиуас, жители Месопотамии — в Атаргатис или Иераполис; индусы — в Бенарес, мусульмане — в Мекку. Со времен Римской империи у христиан появились свои места паломничества: Иерусалим и святые места, Рим и могила апостолов Петра и Павла. С ХI в. присутствие реликвий привлекает множество паломников в некоторые святы места. Толпы людей идут к св. Иакову Компостельскому, были созданы соответствующие маршруты, подготовлены этапы, организованы собрания. С ХII в. множатся святые места, связанные с явлениями Богородицы: Шартр, Ле Пюи, затем Лорето, Фатима, Ла Салет, Понмен, Лурд
». (Фернан Комт. Энциклопедический словарь. Христианская цивилизация, 2006. с.658).
Итак, традиция совершать паломничества к святым местам и «божественным людям» универсальна практически для всех основных мировых религий. Но только в христианстве (составной частью которого, по идее, является православие) налицо явное противоречие с одним из основных принципов, изложенных в Ветхом Завете. У верующих этот завет формулируется кратким императивом: «Не сотвори себе кумира!».
Тем не менее, как одно из проявлений религиозного сознания паломничества есть и в нашей Саратовской митрополии РПЦ МП. Давайте их проанализируем. Основное внимание я намерен уделить трем аспектам:
— отношение епархиального руководства к тому или иному прецеденту паломничества, практикуемого в Саратовской области;
— мотивация организаторов паломничества и самих паломников, заставляющая людей отправляться в далекие сакральные путешествия. А также влияние путешествий: на здоровье — физическое или психическое, отношение к детям и родителям (то есть самым близким людям), к славе, материальным благам и т.п.
— и, наконец, реакция епархиального руководства на те или иные паломничества и его отношение к различным категориям паломников.

Саратовский переполох вокруг пензенского экзорциста
В настоящее время редкий храм Саратова не организует паломнических поездок по «святым местам». Любой желающий без особого труда сможет найти на церковной «Доске объявлений» информацию о том, когда, куда и за сколько можно поехать. Промышляют продажей путевок с посещением «святых мест» и некоторые светские туристические агентства. Правда, в случае с туристическими агентствами речь, в основном, идет о зарубежных турах. Насколько я могу судить, организация православных паломнических поездок — вещь сугубо децентрализованная. Поэтому любой приход или просто стихийно возникшая (откликнувшаяся на объявление) группа верующих сами решают, куда им ехать и чему (или кому) поклоняться. Епархиальное руководство, как правило, в подобную деятельность напрямую не вмешивается. Тем удивительней случай, представляющий пока единственное исключение епархиальной «политики невмешательства». Я имею в виду ситуацию, когда наше епархиальное руководство буквально встало на дыбы против поездок в село Трескино в соседней Пензенской области. Наверное, многие в Саратове уже подзабыли, насколько популярны среди верующих (да и не только верующих) были эти паломничества в 2006-2007 годах.
Впрочем, вряд ли все эти поездки можно в полном смысле слова считать православным паломничеством. Ведь из Саратова и других соседних регионов люди ехали не для того, чтобы поклониться какой-либо православной святыне, а для встречи с отцом Кронидом — православным батюшкой, который священнодействовал в Свято-Рождественском храме этого села. Как же получилось, что обычный сельский попик вдруг в одночасье обрел репутацию главного экзорциста ПФО? Довольно сложно сказать, какие маркетинговые «фишки» и пиар-ходы были применены для раскрутки чудесных сакральных способностей отца Кронида. Только однажды кто-то из православных доброхотов принес и положил перед Владыкой Лонгиным рекламный буклет с описанием чудес из сельского храма и, соответственно, приглашением всех жаждущих и страждущих за весьма умеренную плату совершить целительную поездку. Примечательно, что для посадки в специально арендованную «Газель» паломники собирались недалеко от входа в храм «Утоли моя печали» — один из трех саратовских храмов со статусом «архиерейского подворья. Результатом поездки в даль, не вполне светлую, но зато исконно православную, в глушь соседнего региона, должен был стать визит к священнику Пензенской губернии. Такой очевидной наглости от соседей с северо-запада наш Владыка стерпеть не мог. По батюшке-экзорцисту Крониду открыла медиаогонь епархиальная пресса. А на недоуменные вопросы верующих, почему саратовские святые отцы клеймят позором своего православного собрата, а архиерей «не благословляет» ездить в Трескино, последовало личное разъяснение Владыки. Текст его без особого труда можно найти на сайте Саратовской епархии:
«Отчитка — это такое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми, одержимыми нечистыми духами. Таких людей, к счастью, не очень много. Поэтому поездки на отчитку автобусами, в массовом порядке, невозможно благословить в принципе. Здоровому человеку отчитка не нужна, и она не только не принесет ему пользы, но может серьезно навредить.
Кроме того, духовная практика отца Кронида представляется весьма сомнительной, если судить по тем печатным материалам, что распространяются монастырем, в котором он живет. Его деятельность рекламируется такими способами, которые приняты в светском обществе, в миру, но никак не в церкви: в буклете, выпущенном монастырем, люди буквально зазываются к отцу Крониду за «исцелениями». При этом монастырское издание больше всего напоминает рекламу какого-то экстрасенса или деятеля оккультных наук, что в принципе несовместимо с православием.
В православной церкви человек общается с Богом, и Бог в таинстве (!), через рукоположение священнослужителя посылает свою благодатную помощь: в таинстве исповеди прощаются грехи, в таинстве елеосвящения человеку сообщается здравие, в причащении он соединяется с Самим Христом.
В церкви нет и не может быть каких-то массовых действ, они характерны как раз для сектантской практики и коммерческих культов (можно вспомнить экзальтированные радения мунитов или неопятидесятников). Кроме того, видна материальная заинтересованность тех агентств, которые организуют «экскурсии с отчиткой». Поэтому на отчитку к отцу Крониду ездить не благословляется
».
Это разъяснение лично у меня вызвало массу вопросов. Ведь службы в Трескино проводил штатный клирик РПЦ в чине игумена, и никаких нареканий за подобную богослужебную практику у него в родной епархии до этого не случалось. Каким-либо прещениям со стороны пензенских архиереев и иного церковного начальства отец Кронид, насколько мне известно, не подвергался. В факте рукоположения его в сан православного священника или пострижения в монахи ни до разъяснения Владыки Лонгина, ни после него (а с тех пор прошло, как минимум, лет 5-6) никто не сомневался. А разве нельзя считать «массовыми действами» праздничные молебны, когда в наиболее популярных храмах Саратова масса народу? Или те же крестные ходы? А разве не «массовым действом» был митинг протеста православных верующих против строительства в Саратове мормонского храма, организованный Саратовской епархией на главной площади областного центра в 2004 году?
В общем, большинство канонических претензий, высказанных епископом Саратовским Лонгином в адрес пензенского игумена Кронида мне представляются малообоснованными. Однако светскому изданию не пристало встревать в богословские споры. Нам будет гораздо полезней оценить результат специфической «целительской» деятельности батюшки из Трескино, а также понять, кто и почему организовывал и до сих пор организует поездки в Колышлейский район Пензенской области.
В периодических изданиях и в сети встречается много высказываний на этот счет и отзывов «страждущих». Однако, отдавая себе отчет, как легко можно «модерировать» как позитивное, так и негативное отношение к тому или иному явлению нашей жизни (особенно если цена вопроса выражается в ощутимом количестве дензнаков), я постарался найти независимого свидетеля, который бы сам ездил в Трескино и правдивости которого я бы доверял безгранично. Мне удалось отыскать такого человека. Татьяна, пенсионерка из Саратова, ездившая на отчитку к батюшке Крониду в 2006 году, согласилась рассказать свою историю:
«Когда женщине уже под 50, нередко начинают одолевать всякие болячки. У меня это выразилось в том, что вдруг ни с того, ни с сего начали одолевать изнуряющие приступы головной боли. Иногда эти приступы не проходили целыми днями. Я обращалась ко многим врачам, ходила к профессорам-консультантам, но все бесполезно. Медики только разводили руками и не могли сказать ничего вразумительного. В общем, ни поставить правильный диагноз, ни назначить курс лечения, который бы мне реально помог, профессиональные врачи на тот момент не смогли. А болезнь между тем не отступала и довела меня до того, что я не смогла дальше продолжать работать. Представьте себе мое состояние: до пенсии остается лет семь, а я не могу заработать себе на кусок хлеба. И тут с «добрым советом» подоспела моя двоюродная сестра. Именно она посоветовала съездить на отчитку к сельскому батюшке из Пензенской области. Этим священником и был игумен Кронид из села Трескино.
Сегодня мне немного странно, что я, женщина с высшим образованием и немалым жизненным опытом, последовала этому совету. Скорее всего, сработал определенный психологический эффект аналогий. Помните, в советские времена был очень популярный медицинский анекдот-постулат: «Все болезни от нервов, и лишь три — от любви!». Из уст агитаторов за целительные поездки в Трескино я слышала схожий по форме императив, причем без каких-либо исключений. Он гласил: «Все болезни — от бесов!». А раз так, стало быть, в «чинопоследовании» по изгнанию бесов может участвовать любой человек, который чувствует себя не вполне здоровым или даже вполне больным
».
Здесь я прерву рассказ Татьяны, чтобы привести ряд печатных свидетельств. В 2009 году корреспондент журнала «Общественное мнение» Анна Захарченко получила редакционное задание съездить в Трескино, разобраться, что происходит в тамошнем храме, и написать репортаж. Задание Анна выполнила лишь отчасти: в Трескино она действительно съездила, но не побывала на богослужении в тамошнем храме. Правда, Анне все же удалось увидеть игумена Кронида и даже задать батюшке несколько вопросов. Нам будет любопытно сопоставить рассказ Татьяны с тем, что услышала Анна из уст священника.
А пока приведем некоторые моменты из статьи Анны «По вере нашей», опубликованной в нашем журнале в июне 2009 года:
«Село Трескино в Пензенской области — место, хорошо известное саратовцам. В этой маленькой, далеко стоящей от трассы деревеньке, в местном монастыре принимает отец Кронид. Знаменит он тем, что исцеляет любые болезни и проводит ритуал отчитки. /…/
У входа
(в храм.— Авт.) лежит тетрадь, в которой исцелившиеся пишут свои благодарности. У кого-то прошли рак, псориаз, миома, давление скакать перестало, у кого-то сын избавился от недуга игромании, кому-то после посещения посчастливилось продать квартиру за 800 тысяч, на что и не надеялись. Все подписаны, и обязательно указан город — Саратов, Энгельс или Ртищево, реже Пенза. О том, что саратовских в Трескино много бывает, говорили и подвозившие водители, а вот сами они в храм на праздники ездят, но на отчитках почему-то не бывали. Многие про них даже и не слышали, как говорят».
А теперь вернемся к рассказу Татьяны:
«Сестра дала мне телефон, по которому надо было позвонить и записаться на поездку в Трескино. Я позвонила и записалась. При этом женщина-организатор сообщила, какую сумму за эту поездку я должна заплатить. Размер оплаты я сегодня назвать затруднюсь, но хорошо помню, что деньги с нас собирали при посадке в «Газель». Куда они потом шли и как распределялись между заинтересованными сторонами, нам никто не объяснял. Могу только предположить, что так оплачивались транспортные расходы, услуги водителя и организатора поездки. Получили ли что с собранной с паломников суммы игумен Кронид или окормляемый им приход, мне неизвестно. Посадка в «Газель» сопровождалась кратким инструктажем. Организатор рассказала, что по приезде в Трескино каждого из саратовских паломников бегло осмотрит отец Кронид. Предупредила, чтобы мы не удивлялись, если батюшка укажет на кого-то или выберет для индивидуального общения. Это, по ее словам, первый признак, что священник распознал разновидность сидящего в паломнике беса и знает способ, как его изгнать. А это, в свою очередь, дает почти стопроцентную гарантию исцеления для таких «избранных» батюшкой Кронидом. Пустых мест в нашей «Газели» не было. А из поведения паломников, из отдельных брошенных ими реплик я поняла, что многие из них уже знают друг друга и едут в Трескино не в первый раз. Таковой оказалась и сидящая рядом со мной женщина. Спрашивать о проблемах, заставлявших ее неоднократно ездить на отчитку, я постеснялась. Спросила лишь, есть ли от этого какой-то эффект, в самом ли деле это ей помогает. Однако определенного ответа не получила. Соседка ответила как-то уклончиво. Что-то вроде: «Да как сказать…». Из этого можно было понять, что женщина и сама не уверена в целебном эффекте молебнов, но ездит туда для обретения большей уверенности в завтрашнем дне.
Правда, на месте события развивались не совсем так, как об этом нам рассказывала организатор. Батюшка Кронид нас не встречал и никаких собеседований не проводил. Соответственно, не было и отбора страждущих, исцеление которых мог гарантировать игумен-экзорцист. Мы прошли в храм, где и без нас набилось много народа. А небольшой инструктаж отец Кронид провел лишь перед самым началом молебна. Батюшка сообщил, что молебен продлится около двух часов, причем большую часть этого времени нам предстоит простоять на коленях. Во время молебна священник рекомендовал каждому сосредоточиться на молитве к Господу, в которой кратко мысленно изложить суть проблемы. При этом игумен Кронид предупредил, что во время молебна возможны ситуации, когда из кого-либо начнут выходить бесы. Очищающийся «бесноватый» будет вести себя неестественно: орать благим матом, корчиться и даже может упасть в обморок. Отец Кронид просил нас не обращать внимания на подобные инциденты, никак на них не реагировать и не оборачиваться на посторонний шум. В общем, как он сказал, так и происходило. Недалеко от меня стояла семейная пара. Они держали за руки девочку лет семи-восьми. По всему было видно, что ребенок не вполне здоров. Но даже для здорового ребенка пребывать два часа без движения в заполненном людьми здании весьма тягостно. Поэтому через какое-то время девочка стала вырываться из рук родителей и что-то нечленораздельно кричать. Поначалу я могла различить только исходящий из нее протяжный звук «и-и-и…». Потом, когда немного прислушалась, разобрала слово «помоги-и-и-те». Однако ее родители отличались стойкой верой в Бога и чудодейственную силу молитвы игумена Кронида. Они ни за что не хотели выпустить свое чадо или вывести его на свежий воздух. Вскоре ребенок потерял сознание и затих, а молебен как ни в чем не бывало продолжался. Еще спустя какое-то время кто-то сзади тоже стал истошно вопить, но я не стала оборачиваться, ведь отец Кронид изначально предупредил, чтобы мы ни на что не реагировали, а сосредоточились на молитве. Я так и сделала и через какое-то время услышала странный звук — будто кто бросил на пол мешок с картошкой.
Когда молебен закончился, игумен Кронид быстро удалился. Из храма начали выносить потерявших сознание. Следом за девочкой, которую на руках вынес отец, прихожане вынесли еще кого-то взрослого. Я в толпе даже не смогла разглядеть, кто это — мужчина или женщина. Да и не особо старалась. Ощущалось какое-то внутреннее напряжение. Настроение несколько дней было самое что ни на есть гнетущее.
Что касается «целительного эффекта», я его на себе не почувствовала. Приступы головной боли продолжались. Я снова стала искать врача, который бы смог мне помочь. Через некоторое время познакомилась с близкой по возрасту женщиной. Она всю жизнь проработала на «скорой» и не имела никаких научных степеней и званий. Но, тем не менее, ее колоссальный профессиональный опыт помог поставить правильный диагноз и выписать эффективное лекарство. Только благодаря ее помощи я смогла вернуться к нормальной жизни и сейчас являюсь работающей пенсионеркой
».
А теперь давайте вернемся к Анне Захарченко и ее статье «По вере вашей». В тот момент она подрабатывала и в епархиальных изданиях. Покинув Саратов, некоторое время трудилась на одном из столичных православных сайтов. А в Саратовской епархии, как уже было сказано выше, весьма скептически (если не сказать — враждебно) относились к деятельности игумена Кронида. Так что нельзя исключать, что приведенная ниже цитата была навеяна общением с саратовскими попами. Но тем любопытнее, почему журналист не рискнула идти в православный храм на молебен к православному священнику:
«… споры вокруг отца Кронида настолько жарки, а я тоже грешу суеверными и просто страхами, что стоять на коленях в первых рядах не решилась бы. Отчасти оттого, что многие знакомые и родственники рассказали мне о своих знакомых и родственниках, которые после процедуры заболевали, и жизнь их становилась хуже, чем до. Саратовский священнослужитель рассказал о мальчике с психическим заболеванием, которого мама отвезла в Трескино, после чего болезнь несчастного обострилась. Другая знакомая поведала, что под Пензу отправилась из-за проблем с мужем, на отчитке отец Кронид уколол ее копием в плечи до кровавых пятен на блузке, после чего некоторое время у нее наблюдался духовный подъем, но ситуация не изменилась ни на грамм. Это второй, не суеверный, страх — где гарантия, что тот, кого ткнули до тебя, не приехал исцеляться от инфекции». (Анна Захарченко, «По вере нашей». «ОМ», №6, 2009. с.40).
Взгляд Анны Захарченко на деятельность игумена Кронида — это взгляд пессимиста, целиком совпадающий с мнением нашего епархиального руководства. Однако были и иные публикации с описанием чудес от целительных молитв игумена Кронида. На территории, подведомственной Саратовской митрополии, немало энтузиастов, которые до сих пор ездят в Трескино и пропагандируют среди земляков «божественный дар» игумена Кронида. Наиболее свежий пример — рассказ-быль «Случай в дороге», опубликованный в конце прошлого года в литературно-художественном альманахе «Другой берег», выходящем в Энгельсе.
Рассказ-быль потому так и называется, что в нем описан действительный случай. Автор Людмила Шлакина — частный предприниматель, владелица популярного в Саратове магазинчика «Писательская лавка» — увлекается православными паломничествами более десяти лет. Людмила Геннадьевна была одной из первых в нашей области, кто организовывал поездки в Трескино. Ее знакомство с отцом Кронидом состоялось в 2004 году. С тех пор она, используя «Газель» своей фирмы, три года возила желающих в Колышлейский район Пензенской области.
«Познакомилась я с отцом Кронидом чисто случайно,— рассказывает госпожа Шлакина.— В 2004 году вместе с друзьями мы решили посетить святое место на территории соседней Пензенской области. Мы поехали в село Солонцовку, которое связано с именем местночтимого пензенского святого — Иоанна Оленевского. Во время этой поездки кто-то из местных нам подсказал, что в одной из сельских церквей неподалеку служит батюшка, обладающий даром отчитки. Поскольку в нашей Саратовской епархии ничего подобного не было, мы из любопытства решили заехать и познакомиться с отцом Кронидом. В то время в Трескино еще не было ни монастыря, ни того громадного и великолепного Христо-Рождественского храма, который поражает сегодня своими невероятными для сельской глубинки масштабами и обилием реликвий. Батюшка Кронид служил в маленькой деревянной церквушке. Мы с ним познакомились и поговорили. Суть этого разговора заключалась в том, что для участия в чине отчитки не обязательно быть бесноватым. У некоторых верующих после участия в подобном молебне могут улучшиться состояние здоровья или душевный настрой. Но если кто-либо из нас хочет действительно получить благословение на отчитку, он должен быть готов трижды посетить данное чинопоследование».
Рассказывая все это, Людмила Геннадьевна признается, что поначалу скептически отнеслась к целительному дару отца Кронида. Тем не менее, сельский священник подкупил ее своей убежденностью, и она решилась «на пробу» организовать несколько поездок, в ходе которых надеялась подтвердить или рассеять свои сомнения. Вскоре такой случай представился:
«Водителем на нашей «Газели» был Олег — человек демонстративно неверующий. Несмотря на то, что он постоянно возил паломников по различным православным святым местам, сам в храм никогда не заходил. Предпочитал отсиживаться в машине. Мне также было известно, что Олег большой любитель спиртного. Правда, на работе это не отражалось, поскольку пил он только в выходные. Но пил, как было мне известно от его жены, довольно много. Именно на Олеге я и решила испытать чудодейственную силу молитв игумена Кронида. Даже заплатила ему немного, чтобы он вместе с нами пошел в храм и отстоял там весь молебен».
Польстившись на деньги, водитель Олег отстоял молебен в сельском храме Трескино. А наступившие вскоре «целебные последствия» довольно подробно описаны Людмилой Геннадьевной в упомянутом выше рассказе «Случай в дороге». Несмотря на то, что жанр его определяется как «быль», в произведении присутствуют и элементы художественного вымысла, о которых стоит предупредить заранее. В частности, игумен Кронид выведен в нем под именем «отца Корнилия». И совсем иначе подана причина, заставившая водителя Олега переступить порог храма. То, как эта причина изображена госпожой Шлакиной, может вызвать оторопь даже у неверующего человека:
«Дорогу переходил чёрт. Олег не верил своим глазам! Хорошо, затормозить успел. Может, померещилось? Он перевел взгляд на сидящего рядом Владимира. Какое там, померещилось! Напарник тихо трясся от ужаса и тихо тыкал в лобовое стекло. По обеим сторонам дороги — непроходимый лес, темень, полночь. Самое время для нечистой силы. Но чтобы появиться вот так, открыто, и, даже можно сказать, нагло… Лучше бы Олег не стал тормозить, может, и успел бы проскочить.
Чёрт совсем не спешил, он именно переходил дорогу, а не перебегал. Олегу даже стало интересно: да, так и есть — лохматый и с хвостом, причем длинный хвост был элегантно перекинут через руку. Чёрт шествовал не спеша, а дойдя до середины дороги, вдруг остановился и посмотрел прямо в глаза Олегу. На Владимира он, возможно, посмотрел бы тоже, только тот сполз куда-то под сиденье, приговаривая: «Давай выйдем, давай выйдем». Возможно, он решил, что нечистая сила хочет заполучить их автобус.
У черта оказались огромные пылающие глаза, они даже как-то фосфоресцировали. Олег замер, глядя в эти глаза, и как-то понял, что этому чёрту от них ничего не надо. Во всяком случае, сейчас. Он просто переходит дорогу. Да, так и есть! Черт отвернулся и продолжил движение. Вот он уже скрылся в придорожных кустах… Опасность миновала. «Чего только в пути не встретишь,— подумал Олег,— то заяц под колеса кинется, то сова своим уханьем напугает. Но чтобы чёрта встретить — это постараться надо!». «Вот теперь давай выйдем,— предложил он Владимиру.— Посмотрим, есть ли на дороге следы от копыт?». Но Владимиру было не до исследований, он буквально вцепился в дверку и умолял немедленно ехать дальше. Олег никогда не видел таким напарника. «Я знаю, он за мной приходил, я скоро умру»,— твердил Владимир.
Вообще, ехали они в монастырь забрать паломников
». («Случай в дороге». Альманах «Другой берег», Энгельс-Покровск, №12, 2013. с.70).
Наверное, необходимо сказать хотя бы пару слов об издании, в котором появилось столь смачное описание Сатаны. Литературно-художественный альманах «Другой берег», как явствует из его выходных данных, издается в Энгельсе еженедельником «Новая газета» и Клубом покровских гениев. Редактор альманаха — главный редактор «Новой газеты» Александр Бурмистров. Он же один из основателей так называемого Клуба покровских гениев — неформального объединения доморощенных энгельсских любителей словесности. Думаю, в основном благодаря организаторским способностям Бурмистрова и его близости к предпринимателю, владельцу ресторанов и ночных заведений Александру Камаеву, местные авторы получили реальную возможность публиковать свои творения. Ну, а чтобы не возникло крамольных подозрений, что «Другой берег» — прибежище банальных графоманов, назвали себя «Клубом покровских гениев». Причем это словосочетание употребляется без всяких кавычек. Мило и скромно. А теперь вернемся к Бурмистрову.
Активный краевед, организатор интересных поездок по родному краю, Александр Васильевич Бурмистров несколько лет назад начал активно практиковать и индивидуальные паломничества по православным монастырям необъятной Руси. Свои впечатления от сакральных поездок он регулярно публикует на страницах «Новой газеты» и в «Другом береге». В путевых заметках детально описывается не только внутренний уклад монастырской жизни, но и происходящее в сознании православное просветление. Поэтому Александр Васильевич Бурмистров — это наш герой.
А теперь о том, чем для главного героя рассказа — водителя Олега — обернулось его участие в чине коллективной отчитки у батюшки Кронида (пардон, Корнилия).
«Невероятным усилием воли он все-таки влил в себя водку, схватил соленый помидор и затолкал себе в рот. Более мерзкого состояния он давно не испытывал. «Ну и как дальше жить? Куда бежать? — крутилось в мозгу.— А может, это не батюшка виноват, а нечистая сила? Дорогу нам перешел и всю жизнь испортил».
Вернувшись домой, Олег долго сокрушался и рассказал жене, что он теперь порченый, что теперь ему с друзьями делать нечего, да и друзей-то у него никаких не будет. «Понимаешь, рюмку вижу, водку вижу, а выпить не могу»,— втолковывал он жене, а она все никак не могла взять в толк, что у нее теперь непьющий муж.
Наутро Олег засобирался к отцу Корнилию — один, без паломников. «Вот неймется! Чего это ты вдруг?» — спросила супруга. «Пусть вертает все назад,— мрачно произнес Олег,— я так жить не хочу». «Да ты что, опомнись, ты ведь уже черта живьем видел, что надумал-то?» — испугалась жена.
В пять часов утра Олег уже был на пороге храма. Батюшка как раз поправлял розовые кусты рядом. Увидев его, ничуть не удивился. «Исповедоваться приехал?» — ласково спросил он. «Отец Корнилий, верни все обратно, я хочу быть как все!» — воззвал к нему Олег. Сначала батюшка не понял, в чем дело, а потом, строго на него глядя, сказал: «Благодари Господа, что Он тебя от такого греха избавил, да еще с первого раза! Посмотри, каких пьющих жены и близкие привозят. Они уже как тени, они жить без вина не могут. А тебя избавили от этой страсти. Больше ты никогда теперь пить не будешь, трезвенником станешь… Ишь что удумал — верни всё обратно! На следующей неделе чтоб на исповедь приехал! Привыкай к новой жизни…
». (Альманах «Другой берег», Энгельс-Покровск, №12, 2013. с.71).
Так заканчивается этот рассказ, но не заканчивается эта история. По словам Людмилы Шлакиной, несмотря на усилия батюшки Кронида, в реальности трезвенником водитель Олег так и не стал. Восемь месяцев с переменным успехом боролся с последствиями благотворной молитвы и … все-таки сумел вернуться к прежнему образу жизни.

Номинальный запрет и рекламные чудеса
Но давайте вернемся из Трескино к нашим саратовским баранам. Вернемся и посмотрим, к чему в итоге привели усилия Владыки Лонгина по обузданию батюшки-экзорциста из соседней губернии. По всему было ясно, что для саратовского архиерея это вопрос профессиональной чести. Но лезть с наставлениями в чужую епархию было негоже. И епископ Лонгин вынужден был разбираться с игуменом Кронидом с помощью пензенского епархиального начальства. В конце нулевых православную епархию соседнего региона возглавлял Высокопреосвященный Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий. Именно его Лонгин попросил унять игумена Кронида. Вскоре последовал ответ от пензенского Владыки, который впоследствии неоднократно воспроизводился во многих публикациях в саратовских СМИ. Вот его текст:
«Его преосвященству, Преосвященнейшему Лонгину, Епископу Саратовскому и Вольскому.
Ваше преосвященство!
На ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.
Прошу вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.
С любовью во Христе, Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий
».
Через некоторое время после появления этого письма в Трескино отправилась журналист Анна Захарченко. Ей удалось получить короткий комментарий отца Кронида. Колышлейский игумен пошел в «глухой отказ», вообще отрицал факт проведения им каких-либо отчиток. Вот что об этом писал наш журнал:
«Отец Кронид все же пришел, и его даже удалось перехватить, но разговаривать пришлось на бегу. Батюшка, не сбавляя шага, сказал, что интервью не дает, потому что у него на это нет благословения.
— Хотя бы объясните, пожалуйста, что такое отчитка и как она действует!
— Отчитку я не провожу, это изгнание бесов, и я этим не имею права заниматься.
— Почему же к вам едут целые автобусы и именно на отчитку?
— Просто в народе так обычные молитвы за здравие по незнанию называют.
— А копием вы колете?
— Нет, не колю, мне люди показывают свои больные места, и я по ним провожу
». (Анна Захарченко, «По вере нашей». «ОМ», №6, 2009. с.40).
За прошедшие пять лет много воды утекло в Суре и Волге. В Пензенской епархии сменился Владыка. А потом и сама епархия перестала существовать, превратившись в митрополию. Изменился и статус игумена Кронида (Петрова). Сегодня он Колышлейский благочинный, а в его благочиние входят Колышлейский и Малосердобский районы Пензенской области.
Что же касается проводимых в селе Трескино отчиток или исцеляющих молебнов, они не только не прекратились, но, можно даже сказать, вышли на новый качественный уровень: за участие в молебнах люди платят деньги и приобретают билеты. Цены вполне божеские, причем посетить молебен можно и заочно. Об этом без обиняков сообщают в интернете. На личном блоге Инны Балашовой (статьи о бизнесе, рекламе, психологии, жизни) «Рудама — Рудама всея Руси:)» содержится краткая инструкция для тех, кто решил побывать на молебне у батюшки Кронида:
«Заранее приготовьте перед поездкой:
1. Коврик (т.е. на молебне около часа придется стоять на коленях. Сам молебен по времени длится два часа). Коврик выбирайте помягче. Можно одеяло. Можно подушку. На обычном коврике стоять не очень удобно. Колени потом отваливаются.
2. Полуторалитровую бутыль для святой воды — после молебна.
3. Небольшую емкость для елея.
4. Обязательно на молебен, да и при входе в любую церковь, храм, должен быть крестик.
Итак, план действий по порядку:
1. Приехали (сходите в туалет заранее. Он — справа от входа),
2. Дамы покрывают головы, мужчины снимают головные уборы перед входом на территорию пустыни.
3. Когда вошли в храм (само здание), займите очередь в «кассе» (я не знаю, как по-другому назвать то, где продают свечи, иконы, записывают имена на молебен и т.д.). Если приехали минимум вдвоем — один остается стоять в очереди, второй проходит в храм до середины и стелет коврики/ занимает место, где потом на молебне будет стоять.
4. На «кассе» оплачиваем «молебен». За тех, кто лично присутствует,— по 200 руб., кто не смог приехать — по 50 руб., дальше по желанию — покупаем свечи, записываем «за здравие» и т.д. Кстати, простите за меркантильность в этом вопросе, но я давно не встречала цен «за здравие» в три рубля. И свечу за три рубля. Везде, где я была,— минимум 10 рублей. Это о-о-о-очень радует!
Очным посетителям, кто заказал молебен «О болящих» (по-моему, он так называется), дают свечу. Ее никуда не ставить до начала молебна. Скажут, когда зажечь.
5. Ждем начала молебна. Как только молебен начинается, с первых рядов передают огонь для зажигания свечи. Не торопитесь и не рвитесь вперед. Огня всем хватит.
6. Далее отец Кронид (заранее прошу прощения, если перепутала имя, но, вроде бы, в интернете именно так его величают) читает небольшую проповедь — рассказывает, что это за молебен и т.д. К слову сказать, молебен этот необходим не столько тем, у кого телесные болезни, сколько духовно болящим (не путать с душевно больными). Подробнее объяснит сам настоятель — игумен Кронид.
Далее — читается молебен.
7. После молебна на выходе раздается елей. Затем проходите в домик, на который вам укажут,— наливаете святую воду
».
Рекламная статья написана мастерски — создается впечатление, что ее автор всего раз побывал в Трескино и даже не запомнил имя столь известного в регионе священника, но горячо и искренне возжаждал просветить ближних и дальних и облегчить их путь к исцелению от бесов.
Но это лишь один из немногих примеров креатива в рекламной кампании, имеющей своей целью продвижение сакральных услуг. В большинстве же случаев на запрос «игумен Кронид» или «паломничество в Трескино» выдаются шаблонные тексты с традиционными рекламными штампами. И если какой-нибудь солидный банк использует в качестве «лица компании» представителей шоу-бизнеса или популярных кинозвезд, то и «молебны» преподносят конкретные личности. Правда, личности малоизвестные и, ввиду специфичности рекламируемых услуг, не имеющие фотоизображения. В самом деле, совсем уж погано, если бы публиковались фото верующих до и после целительного молебна. Так бдения игумена из Трескино попадают в один рад с гербалайфом и иными чудодейственными средствами для похудения.
Тем не менее, в рекламе услуг отца Кронида для подтверждения полезности процедуры коллективного изгнания бесов используются имена, отчества, фамилии и даже род занятий людей, якобы получивших исцеление. Совершенно идентичные тексты благополучно путешествуют по различным сайтам — от прославленного пензенского санатория «Хопровские зори» до малоизвестных саратовских турагентств. И это лишний раз убедительно доказывает, что мы имеет дело с целенаправленной рекламной кампанией. Приведу выдержку с сайта санатория «Хопровские зори»:
«Верующие со всей страны приезжают в монастырь за несколько часов до начала целительной молитвы. Чтобы занять место поближе к батюшке, заранее расстилают на полу коврики, поскольку во время «отчитки» им придется долгое время стоять на коленях. Иногда число одновременно молящихся достигает пятисот человек. Людям не хватает места в храме, и они стелют коврики на улице. Жители разных регионов России добираются в Трескино кто как может. Обычно в монастырь приходят к шести часам утра. Молятся, исповедуются, причащаются. Это необходимо, чтобы приступить к главному — изгнанию нечистой силы, которая поселилась в человеке. Евдокия Анашкина овдовела в 26 лет, одна вырастила троих детей, работала днем и ночью. Теперь болезни замучили. Но телесные недуги женщина приписывает не только возрасту или трудной жизни. Она предполагает, что ее больные ноги — происки дьявола и недобрых соседей. Фельдшер Галина Сергеевна первый раз пришла к отцу Крониду 15 лет назад. Теперь она — частый гость в Свято-Рождественском мужском монастыре. За эти годы женщина много чего повидала. Бесы, говорит она, из людей так просто не выходят и без боя не сдаются. Андрей Панин — бизнесмен из Кузнецка — в монастырь добирался пять часов. Провел ночь за рулем на скользкой и обледеневшей трассе. К началу службы успел. По словам Андрея Панина, его сын в результате ДТП стал инвалидом. Врачи говорили, что шансов, что он выживет, практически нет. Тогда бизнесмену посоветовали съездить в Трескино — к батюшке Крониду. И мальчик стал потихоньку поправляться. Сам игумен Кронид прессе не показывается. После двухчасовой литургии прихожане и паломники рассаживаются на принесенных ковриках и полотенцах и начинают морально готовиться к главному этапу — «отчитке». На первый план выходят местные монахи, которые оберегают игумена, изгоняющего дьявола, от чужих глаз».
Как можно «сберечь от чужих глаз» игумена, который служит в храме в присутствии пяти сотен верующих и паломников,— вопрос из разряда риторических. Следует отметить, что «отчитки» в Трескино — далеко не единственная православная целебная процедура, которую предлагает клиентам сайт санатория «Хопровские зори».
В частности, желающие могут заехать в Сердобск и на местном кладбище запастись целебной земелькой с могилы сердобского мещанина Андрея Николаевича Грузинцева. Тот еще до революции на свои средства построил в пещере в пяти верстах от Сердобска «церковь в честь Николая». За это Господь был милостив к Андрею Николаевичу — в годы советской власти он репрессиям не подвергался. А сегодня земляки лечатся землей с его могилы.
При желании можно посетить село Черкасск того же Сердобского района. Если повезет, в местном сельском храме удастся достать целительную фотографию. Чтобы несведущие люди чего не напутали, это фото размещено на сайте. На снимке отчетливо различимы ворота храма и общий вид культового сооружения, на фоне которого пожелали сняться отец-настоятель, иеромонах Павел Пашкевич, и бригада участвовавших в восстановлении храма ремонтеров. Самое удивительное, что над куполами зависло около десятка округлых предметов, похожих на НЛО. Видимо, именно этот факт придал фотографии целительную силу. Во всяком случае, на сайте сообщается, что «одна из женщин передала снимок болящей знакомой по ее просьбе, и та, лежа в тяжелом состоянии в больнице, прикладывала этот снимок к больному месту и исцелилась в несколько дней».

Виртуальный монастырь и блуждающие пещеры
Наверное, самое время высказать свое отношение к игумену Крониду и тому, чем он занимается. На мой взгляд, нынешний Колышлейский благочинный — исключительно талантливый прохиндей. Настолько талантливый, что вся привезенная Владыкой Лонгином из Москвы монашеская бригада по сравнению с батюшкой Кронидом смотрится очень бледно. Ведь Кронид творит «чудеса» не только вовне — со своей паствой и «паломниками». Не менее примечательны его манипуляции и комбинации с церковными структурами, которые иначе как «чудесными» и не назовешь. Просто об этих «организационных чудесах» никто не говорит и не пишет. Но мы постараемся восполнить этот пробел.
Скажите на милость, мог ли какой-либо священник на территории Саратовской епархии (ныне — митрополии) создать монастырь и привлекать в него толпы верующих при условии, что в реальности такого монастыря никогда не существовало? Сельский батюшка из Трескино смог, и весьма успешно. Причем виртуальный монастырь, созданный усилиями обслуживающих отца Кронида рекламщиков и молвой наивных верующих, успешно существует в массовом сознании более десяти лет. Чтобы проверить это утверждение, рекомендую заглянуть на сайт Сердобской и Спасской епархии Пензенской митрополии. Здесь перечислены все монастыри данной епархии. Собственно, мужских монастырей всего три. Это Тихвинский Керенский монастырь в райцентре Вадинск, Казанско-Алексиевская пустынь в поселке Сазанье Сердобского района и, наконец, так называемый Сканов пещерный монастырь преподобных Антония и Феодосия с резиденцией в районном городке Наровчат. Никакого Христо-Рождественского мужского монастыря или Христо-Рождественской пустыни в селе Трескино никогда не было и нет. Так кто же на самом деле монахи, оберегающие игумена от чужих глаз? Быть может, переодетые в рясы сотрудники какого-либо местного ЧОПа?
Не менее удивительной и воистине чудесной представляется способность игумена Кронида защитить приход и свое рабочее место от произвола церковного начальства. Это только Владыка Лонгин или его подручный Пахомий могут безболезненно и безбоязненно убрать с глаз долой заслуженного батюшку, который и церковь, и приход отстраивал едва ли не с нуля, а на его место поставить недавних выпускников семинарии. И плевать, что от этого раздор и разлад в рядах верующих, а некогда дружная православная община потеряла половину состава. А вот с игуменом Кронидом подобные кадровые кульбиты не проходят. При подготовке этого материала я случайно наткнулся на упоминание в интернете, что еще в бытность существования единой Пензенской епархии церковное начальство пыталось вырвать игумена Кронида из Трескино и якобы двинуть его на повышение. Точнее, Крониду предлагали стать настоятелем Сканова мужского монастыря. Однако непокорный игумен якобы заявил Владыке Филарету, тогдашнему архиепископу Пензенскому и Кузнецкому: «Либо я остаюсь служить в Трескино, либо вообще покидаю Пензенскую епархию!». И от него, как ни странно, отстали.
Что это — красивая легенда? Или данный рассказ все же имел под собой реальную почву? Мне пришлось зайти на сайт Священного Синода, в раздел с информацией об официальных кадровых назначениях. Именно там я нашел документ, вызывающий немалое удивление… Помните знаменитую притчу, что гора не хотела идти к Магомету? Так вот, из документа Священного Синода РПЦ однозначно следует, что сакральные способности игумена Кронида ничуть не меньше, чем у первотворца ислама. «Если гора не идет к Магомету, то Скановы пещеры приходят к Крониду в Трескино»,— так бы я резюмировал суть этого документа.
Ну, а если серьезно, речь идет об Определении Священного Синода от 21 августа 2007 года, которое гласит: «Благословить открытие Сканова пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских».
Сенсационная абсурдность Определения в том, что Скановы пещеры располагались на самом северо-западе Пензенской области, в Наровчатском районе. Райцентр Колышлей, в свою очередь, находится на юге региона. По прямой расстояние от Колышлея до Наровчата порядка 200 километров. Если же добираться по извилистым сельским дорогам, выйдет раза в полтора больше. Остается лишь гадать, что имели в виду синодальные клерки, предполагая открыть Сканов мужской монастырь с резиденцией в селе Трескино. Очевидно, патриаршьи письмоводители, используя терминологию Аркадия Райкина, просто «запустили дурочку». Воздействовал ли на них при этом игумен Кронид? И если воздействовал, то как? Вряд ли мы сможем получить ответы на эти вопросы. Только итог несостоявшегося повышения отца Кронида — то, что он остался в полюбившемся ему селе и продолжил начатое дело.
Но лично для меня эта история выгодно характеризует его в сравнении с иными представителями профессии и конфессии. На примере отца Кронида я первый раз вижу, как православный священник отказался следовать наихудшим правилам современной РПЦ. И не только не проиграл от своей принципиальности, а стал благочинным.
Что же такое Сканов пещерный монастырь и как он возник? Для этого я воспользуюсь рассказом адвоката Виктора Паршуткина. Виктор Васильевич — уроженец Наровчатского района и исследователь древних ведических культов. В селе Сканово находится созданный усилиями г-на Паршуткина и его родной сестры Марии Чекашкиной частный музей истории и культуры буртас. В музее собраны артефакты, добытые при раскопках и реставрации Скановых пещер. Что же касается древней истории сакральных пещер и новейшей истории возникновения на их месте монастыря, вот что об этом пишет Виктор Паршуткин в путеводителе музея:
«За околицей села Сканова до сих пор сохраняются дохристианские пещеры культового назначения. Прорублены они в твердой породе невысокого холма, из-под подошвы которого вытекает родник с чистой и очень холодной водой. (…)
С 2006 года на средства предпринимателя Ивана Костина стали проводиться работы по очистке
(в пещерах.— Авт.) завалов и укреплению стен галерей кирпичной кладкой. На вершину холма, где расположен вход в пещеры, была установлена железная лестница. Но как только все эти работы завершились, Пензенская епархия по-тихому приватизировала пещеры, вытеснив оттуда зарождающийся туристический проект Костина.
С лета 2008 года здесь под руководством 27-летнего священника Корнилия руками освободившихся из мордовских лагерей заключенных стал обустраиваться мужской пещерный монастырь. А у основания холма начали возводить деревянную церковь. Между рабочими часто происходили пьяные драки, одна из таких летом 2011 года закончилась пожаром. Но сгорели лишь бараки освободившихся из Потьмы заключенных. Возможно, так избавлялись от них, ибо ко времени пожара все черновые работы по обустройству монастыря были завершены.
Сейчас монахов прибавилось. За плату в 40 рублей с апреля 2012 года они стали предлагать туристам экскурсию по восстановленным Иваном Костиным галереям, в ходе которой мальчишка-послушник рассказывает, что они, мол, были сооружены монахами Троице-Сканова мужского монастыря. Но увы, вскоре после этого пещеры стали обваливаться. И теперь туристам показывают лишь небольшой фрагмент укрепленных кирпичами галерей с тремя полуразрушенными кельями
». (Паршуткин В.В. Музей истории и культуры буртас, 2012. с.18-19).
На сегодня в экспозиции музея немало экспонатов, со всей очевидностью доказывающих принадлежность древних обитателей Скановых пещер к ведической культуре:
«В 2006 году в ходе расчистки пещер были обнаружены обломанная керамическая фигура ведийского Сурьи и пиала, представляющая образец лепной керамики, слегка подправленной на медленно вращающемся гончарном круге.
Наиболее ценной находкой является керамическая фигурка Сурьи — солнечного божества, взгляд которого буквально пронзает пространство. На уровне шеи наблюдается восемь врезанных углублений, образующих своеобразное ожерелье. Они символизирует восемь ведийских Хранителей Мира, одним из них был Сурья. Основное действие, приписываемое этому божеству,— излияние света, которым порождается мир и разгоняется тьма, уничтожаются болезни и враги. Сурья исторически представлял собой точку, в которой встречаются проявленный мир и непроявленный. И эта точка, Свет Непроявленного Первоначала, изображена в области солнечного сплетения найденного в пещерах изображения
». (Там же, с.19-20).
С учетом изложенного выше давайте проанализируем логику поведения игумена Кронида. На мой взгляд, он проявил порядочность, дистанцировавшись от Скановых пещер и всего, что с ними связано: ведь все имущество церковь получила фактически в результате рейдерского захвата чужого бизнеса. И игумену пришлось бы лгать, рассказывая, что пещеры — не древнее ведийское капище, а более позднее детище монахов Троице-Сканова монастыря. А возможно, и совершать православную молитву там, где раньше стояли ведические идолы типа фигурки божества Сурьи. И то, что в современной РПЦ появляются священники, демонстрирующие подобные моральные качества, меня обнадеживает. Ведь в Саратовской митрополии случается, что православные святыни создаются в местах отправления языческих культов или там, где действовали эсхатологические секты. Об одной из таких новообретенных святынь — Вавиловом Доле — я уже рассказывал. Правда, к чести местной епархии, в богослужебной практике Вавилова Дола пока отсутствуют языческие элементы. Однако это вовсе не говорит, что в нашей митрополии нет желающих взять на вооружение методы монахов Сканова монастыря и даже «переплюнуть» соседей по части комбинированного использования православных и языческих обрядов. Расскажу об одном случае, который даже мне — человеку неверующему — показался потрясающим по своей нелепости.
Летом прошлого года в одной из местных газет появилось объявление, приглашающее желающих совершить однодневную паломническую поездку по православным монастырям, расположенным на территории соседней Волгоградской области. Казалось бы, ничего необычного или из ряда вон выходящего. Эксклюзивная прелесть данного объявления заключалась в тех явно не православных «фишках», которые организаторы обещали потенциальным участникам поездки. Приведу объявление целиком:
«16 июня (воскресенье)
Однодневная эксклюзивная поездка
* Гусёвский женский монастырь Ахтырской Божьей Матери
(Волгоградская обл., Ольховский р-н) — исцеляющая икона; фрагменты старинных стен и построек.
* Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь (Волгоградская обл., Ольховский р-н) —— экскурсия по древним таинственным пещерам (русская шамбала), исцеляющие камни, купальня, источники серебряной и радоновой воды.
* Пикник под вековыми дубами.
Отправление в 6.00
Справки по тел.: 555-182 (редакция «НГ»)
».
Что же означает слово «шамбала»? И почему она должна манить к себе православных паломников?
В различных теософских изданиях немало толкований названия этого якобы существующего мистического места. Это и центр пересечения различных энергий, и источник всеобщего знания, и еще много чего. Объяснений много, но все они не имеют ровным счетом никакого отношения к православию. Даже трудно сказать, оттуда эта «русская шамбала» на наши грешные головы — то ли из индуизма, то ли из теософских трактатов Елены Блаватской. Но вот «исцеляющие камни» — это уж чистейшей воды язычество.
Впрочем, Бог бы с ними,— с «русской шамбалой» и целительными камнями. Однако инициатор паломнической поездки обещает посетителям Каменно-Бродского Белогорского мужского монастыря купальню с серебряной и радоновой водой. Ничего не имею против серебра в явном и ионизированном состоянии. Это благородный металл, и сопрокосновение с ним не может доставить человеку каких-либо проблем. А вот про радон этого сказать не могу. Химический элемент, имеющий обозначение Rn и порядковый номер 86, всю жизнь считался радиоактивным. Возможно, купание в «радоновой воде» и может каким-то образом помочь людям с заболеваниями суставов, нервных окончаний и т.п. Как физиопроцедура этот метод был известен медикам довольно давно. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в официальном здравоохранении к его применению относятся с большой осторожностью. Во всяком случае, избегают назначать людям с болезнями печени, почек и т.д. При этом, как и любая медицинская процедура, купание в радоновых ваннах должно проходить по назначению врача в учреждении, имеющем официальную медицинскую лицензию. Вряд ли ее имеет Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь.
И, наконец, о самом приятном: о пикнике под вековыми дубами. Программу этого увеселительного мероприятия организаторы поездки предусмотрительно не публикуют. Однако кое-какие выводы можно сделать, взглянув на фотографию, сопровождающую данное объявление. На ней три дамы, крепко сцепившись за руки, охватывают своими телами ствол действительно векового дуба. При этом соприкосновение женских тел с дубом происходит в пикантном месте, именуемом в простонародии «жопой». Согласно народному поверью, подобный контакт женщин с деревьями способен добавить человеческому организму так называемой «праны». А там уже недалеко и до «нирваны». И все описанные выше «33 удовольствия» можно получить в ходе однодневной поездки в два православных монастыря.
Наверное, стоит назвать газету, где появилось такое необычное объявление. Равно как и назвать имя организатора поездки. Это «Новая газета» города Энгельса (№21 (930) от 29 мая 2013 года), а организатор — главный редактор этого издания и лидер «покровских гениев» Александр Бурмистров. В начале 2013 года в шести номерах «Новой газеты» публиковались очерки «Зона спасения -8», в которых он делился своими впечатлениями от посещения Каменно-Бродского Белогорского мужского монастыря. А в примечании к публикации пообещал, что летом редакция организует поездки в Каменно-Бродский монастырь. И, как видим, выполнил-таки свое обещание.
А как же руководство Саратовской митрополии и Покровской епархии отреагировало на инициативу Бурмистрова? Ведь «отчитки» игумена Кронида — детские шалости по сравнению с дьявольским миксом из православия, язычества, индуизма и безлицензионного применения физиотерапевтических процедур, которые предлагает местным верующим Александр Бурмистров. Если думаете, что руководство Покровской епархии и лично Владыка Пахомий озаботились псевдоправославной активностью редактора «Новой газеты» и как-то отреагировали на них, то глубоко заблуждаетесь. Если надеетесь, что на прецедент отреагировал игумен Нектарий и дал какое-то разъяснение или комментарий в газете «Православная вера», то просто не знаете главного идеолога Саратовской митрополии.
Но если в своих надеждах относительно наставления Александра Васильевича Бурмистрова на путь истинный уповаете на лучшие качества митрополита Лонгина, будете абсолютно правы. Не так давно Владыка поставил даже не точку, а жирную кляксу во взаимоотношениях с лидером «покровских гениев». Только не падайте со стульев!
За активную пропаганду современного православия и личное участие в паломнических поездках Александр Васильевич Бурмистров не так давно был награжден специальной новой епархиальной наградой — медалью «Спас Нерукотворный». Аминь!

(продолжение следует)
_________________________________________________________________________________________________________________

Реклама
Возникла поломка в телефоне – не беда, решение всегда найдется. Вашему вниманию представлен ремонт нокиа. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами от квалифицированных специалистов можно на сайте nokia-service.ru. На сайте также выложен прейскурант на услуги, который поможет сориентировать Вас в финансовом вопросе.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 20Итоговая оценка: 2.7
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ