25 Апреля 2024, Четверг, 1:33 ВКонтакте Twitter

Портовая романтика Юриша

Номер журнала: №8(167), август 2013 г.
Рубрика: Другой город
18/09/2013 13:11

Это сегодня въезд в Заводской район, если в него направляться по ул. Чернышевского, представляет собой памятник обществу потребления на индустриальной мощи, переоборудованной под многочисленные торговые комплексы. Но ещё с дореволюционных времен здесь шло промышленное освоение местности — к небу тянулись гвоздильный завод (позже — завод имени Ленина), нефтебаза, сталелитейный завод французского акционерного общества… В годы индустриализации появились новые предприятия — ТЭЦ, зубострогальный и восьмирамный заводы, завод комбайнов (в будущем — авиазавод), с запуском которого рабочих в приветственной телеграмме поздравил лично Сталин, а «комбайнстроем» руководил в 1929-1931 гг. известный троцкист Иван Смирнов, сосланный в Саратов за фракционную деятельность. Заводской район — иллюстрация истории страны. Переживший немецкие бомбардировки авиазавод оказался беззащитным перед реформами 1990-х, а некогда футуристические конструктивистские дома рабочего жилучастка, символизирующие новый быт, пришли в упадок и постепенно превращаются в руины а-la постмодернистский Сталинград.
В запустении и сохранившиеся с дореволюционных лет некогда пригородные, а после создания в 1930-е годы Сталинского района Саратова — вошедшие в его черту посёлки Юриш и Солдатская слобода. Будучи изначально окраиной, два этих массива частного сектора сегодня производят соответствующее впечатление. Низкие и покосившиеся лачуги Солдатской слободы возле почившего в бозе кожзавода, в самом начале улицы Чернышевского, обнесены металлическим забором, скрывающим тысячи долгих дней пустоты местного населения — от глаз проезжающих и проходящих вдоль магистральной трассы, да посетителей многочисленных гипермаркетов под ставшим общим названием «Реал». Неприглядный быт местных жителей контрастирует с растущими рядом новостройками и местной покупательской активностью. Трущобы соседствуют с многочисленными пустыми промплощадками, прорываются из-за заборов прочерневшими крышами, стаями собак, облезлыми трубами и самопальными новыми пристройками — признаком надежды слободчан исключительно на себя.
Солдатскую слободу найти и изучить просто, она рядом с цивилизацией. А вот чтобы прочувствовать всё очарование Юриша, стоит тщательно подойти к выбору психогеографического маршрута. Проще всего сделать это, если идти от «Реала» в сторону 1-го жилучастка, мимо строительного рынка и горгаза, под трубопроводом и по железнодорожной ветке от станции Саратов-III. Не доходя моста через ж/д, надо свернуть влево и очутиться на улице Фабричной — центральной магистрали Юриша, граничащей с заброшенной территорией так и не построенного Заводского троллейбусного депо. В 1964 году здесь, на площадке под мостом (ныне не сохранившимся; в 1990-е годы был сооружён новый путепровод, а старый, долго простояв без дела, недавно был демонтирован), проходили съёмки фильма «Верность» про курсантов пехотного училища в годы Великой Отечественной войны. Помимо Юриша, также снимали на территории нынешнего училища ВВ МВД. «Верность» — первая картина Петра Тодоровского и Булата Окуджавы, для которой они написали сценарий и за которую получили приз за лучший дебют на Венецианском кинофестивале 1965 года. Вот что Тодоровский позже рассказывал о работе над лентой: «Мы приехали в Саратов снимать зимние сцены… А Саратов — не тот город, где много снега обычно бывает: нужно было намного севернее ехать. Поэтому со снегом была просто катастрофа — три пожарных машины заливали пространство пеной для огнетушения; хорошо, что стоял мороз и все это держалось… Когда на Венецианском фестивале спросили на пресс-конференции, где я снимал такую страшную зиму, а я рассказал, так хохот стоял в зале».
Сегодня на месте съёмок, естественно, не осталось никаких напоминаний о фильме, и искать на пустыре какие-то артефакты бессмысленно. Зато есть путь в Юриш более драйвовый: если спуститься от пушки — памятника защитникам саратовского неба в годы Великой Отечественной войны в микрорайоне Улеши (район помнит Емельяна Пугачёва; сегодня являет собой километры стекла и бетона поздне- и постсоветских многоэтажек). Чуть ниже, за пушкой, откроется волжская панорама. Но главное не в ней, а в сложном индустриальном пейзаже, включающем скелет недостроенного ангара неизвестного назначения на фоне забора вдоль малоиспользуемой железной дороги. Бетонные плиты забора художники стрит-арта используют как рабочие поверхности для довольно недурных картин, много взявших как у сюрреалистов, так и у муралистов Латинской Америки. Стихийная галерея демонстрирует отношение авторов не только к жизни в спальных районах, но и к важным политическим событиям. Таким, например, как преследование Pussy Riot, проблемы самореализации в условиях господства патриархальных ценностей и урезания демократических свобод.
Дальше наш путь пролегает на юго-запад по ветке железной дороги мимо бесхозных и полуразрушенных, но при этом величественных зданий и густых зарослей кустарника. Преодолев киберпанковский ландшафт через полузаброшенную железнодорожную станцию «Саратов-порт», на которой уже несколько лет стоят ржавеющие товарняки, со стороны Волги (за заборами и таможенным терминалом она не видна) можно обнаружить грунтовую дорогу, ведущую к живописной бухте... Тут урбанистическая среда радикально меняется: бухта «укрывает» лодочную станцию, где в отличие от монументально-безлюдного индастриала ж/д ветки внезапно появляются пасторальные сюжеты. Загорелые лодочники возятся со своими разной степени поношенности посудинами, на деревянном пирсе безмятежно сидят рыбаки и обсуждают улов. Не хватает только бурлаков, затягивающих где-то вдали «Дубинушку»... Их заменяет виднеющийся совсем рядом грузовой порт — муравьи-краны, жёлтые курганы серы, груды металлолома. Порт вселяет оптимизм и создаёт атмосферу футуристической романтики, диссонирующей с заброшенными заводскими корпусами.
Порт лучше всего наблюдать либо отсюда, из бухты, либо с катера на воде. Дело в том, что это режимный объект, и суровые рабочие вряд ли будут рады вниманию. Поэтому наш путь лежит в сам Юриш, рассечённый ручьём, рельсами и улицами — за исключением уже упомянутой Фабричной, — носящими название «Линия». В «основной» части массива «линий» девять, все они однотипны: если не считать предприятий и конструктивистского здания школы аж 1923 года, одноэтажная застройка, вопреки промышленным окрестностям, создает вполне сельские ощущения. Впрочем, ощущения эти обманчивы: будучи пролетарским посёлком, Юриш испытал на себе множество тягот чисто индустриального характера. К примеру, в 1989 году здесь, в результате аварии на одном из предприятий, произошла утечка ядовитых газов, в 2008-м на территории расположенного рядом авиазавода случилась утечка хлора... Ещё с незапамятных времён здесь недостает питьевой воды, хотя Волга и рядом. Об этом ещё в 1937 году писала газета «Коммунист». В одном из домов Юриша, запитанном от ТЭЦ, директор предприятия затребовал платить за водоснабжение больше, чем за жильё. Местные жители пожаловались на зарвавшегося бюрократа, и, скорее всего, после публикации судьба его была незавидна: тогда зажим гегемона был преступлением, а не порядком вещей, как сегодня.
Жители Юриша, однако, не унывают: они привыкли жить на пороховой бочке, так что проблемы благоустройства кажутся им поистине мизерными. Чтобы стимулировать социальные связи, местные занимаются альтернативным пьянством (недавно полиция накрыла целый гараж с палёными водкой и коньяком), а кое-кто «развлечениями» пожёстче. Недавно СМИ активно писали про местного маньяка, изощрённо убившего, по меньшей мере, четверых. Как сообщили следователи, в преступлении подозревается местный 42-летний житель, который рассказал следователям, что 16 июля познакомился со своими жертвами — мужчиной и женщиной — и пригласил их к себе. Когда гость разбил светильник, хозяин сначала кулаками избил нового приятеля, а затем нанес около 10 ударов ножом в шею. Женщину как свидетеля он также заколол ножом в грудь и живот, предварительно заставив отрезать гостю половой орган, а затем обмотал ей лицо скотчем, чтобы та не могла позвать на помощь. Поначалу подозреваемый хотел было расчленить убиенных и избавиться от улик, да был пьян и уснул, решив отложить процедуру на утро, но утром к нему зашёл сосед, обнаружил трупы и вызвал полицию. Одновременно с этим подозреваемый признался в аналогичном преступлении, которое совершил в августе прошлого года. Тогда он также познакомился с парой и пригласил их к себе для распития спиртных напитков. В тот день хозяин и гость повздорили на почве ревности к гостье. В итоге хозяин дома 10 раз ударил мужчину по голове ножкой от стола, а затем, как ни в чём не бывало, взял скотч и связал женщине руки, а также обмотал голову, из-за чего та задохнулась. Затем он расчленил труп погибшего и закопал оба тела у себя во дворе...
Нет, не думайте, что здешние места столь страшные. На самом деле, в Юрише живут вполне добрые и жизнерадостные люди. По крайней мере, в основной его части — как подвыпивший мужичонка у ларька, грамотно и вежливо пояснивший нам, как найти правильный путь к площади Орджоникидзе через гаражный массив: «Возьмите пива баллон и найдёте сами — надо идти по дороге и никуда с неё не сворачивать». А вот за участок, именуемый 9-й Новой Линией, расположенный за железнодорожной веткой и примыкающий к территории заброшенного авиазавода, не ручаемся. Собственно, это уже совсем другая местность, попасть в которую можно с 4-го жилучастка по улице Пензенской, преодолев извилистую дорогу через овраги, пустыри и заросли. Вот туда, как рассказали знакомые альтернативные краеведы, решившие как-то отправиться в «новый» Юриш «понюхать пороху», им посоветовали не соваться даже милиционеры. Так и сказали: «Нечего вам там делать!». Ну а вообще-то местность как местность, отличающаяся от «той стороны» застройкой двух- и трёхэтажными домами вместо «усадебной» и более плотным заводским забором, некогда добротно скрывающим секреты советского авиастроения, а теперь — постсоветской пустоты... Туда даже автобус ходит.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 11Итоговая оценка: 3.18
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

24/04/2024 10:18
"Водитель не должен быть в пальто!". Станет ли Саратовская область "заложником" игр монополистов?УФАС вынесло решение
24/04/2024 10:00
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым?
Муниципальная земля по цене среднего костюма. Кто еще мог подставиться в Марксе с Юрием Моисеевым? Со стороны все эти торчащие отовсюду "уши" просматриваются легко
22/04/2024 15:00
"Быстрее, выше, сильнее": главный тренер и капитан "СГАУ-Саратов" рассказывают о гандболе и не только"ОМ" продолжает цикл интервью с работниками самых разных профессий
21/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 22-28 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"

Блоги



Поиск по дате
« 25 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ