29 Марта 2024, Пятница, 9:57 ВКонтакте Twitter

Саратовская епархия: люди, годы, грехи

Номер журнала: №11(170), ноябрь 2013 г.
16/12/2013 16:07

(начало: «ОМ», 2012, №5-12; «ОМ», 2013, №1-8, 10)

Потомок праведного Павла Саратовского против протоиерея Михаила Воробьева
В предыдущем номере я высказал свое решительное несогласие с утверждением протоиерея Михаила Воробьева, что в широком распространении мистических поверий о Вавиловом Доле повинны современные средства массовой информации и журналисты. В своей книге «Вавилов Дол. Сокрытая святыня» с присущей ему христианской добротой и дипломатичной политкорректностью протоиерей называет это явление «пустосвятством». А я бы назвал все, что связано с превращением Вавилова Дола из «сокрытой святыни» в объект православного культового поклонения, махровым мракобесием, целенаправленно культивируемым церковью при содействии органов государственной власти и местного самоуправления. Но дело даже не в нашем, солидарно отрицательном, отношении к этому явлению, которое, на первый взгляд, может показаться странным. Ведь в неприятии «пустосвятства» (или, если больше нравится, банального мракобесия) непроизвольно совпали порывы душ активно неверующего человека (каковым я считаю себя) и православного пастыря.
В данной ситуации гораздо важнее понять, насколько официальные чины РПЦ прямо или косвенно причастны к появлению этого самого «пустосвятства». Судя по книге протоиерея Воробьева «Вавилов Дол. Сокрытая святыня», никакой вины своих коллег-церковников за возникновение оккультно-мистических практик вокруг Вавилова Дола он не видит, а возлагает всю ответственность на журналистов. При этом сам отец Михаил, резко отличающийся умом и порядочностью от нынешнего окружения Владыки Лонгина, даже не утруждает себя приведением доказательств подобного обвинения.
Поэтому нам придется самостоятельно разобраться, когда мракобесие возникло и кто стоял у его истоков. Одновременно стоит досконально выяснить, что же такое якобы «православные чудеса», ради которых доверчивые верующие граждане устремляются в окрестности Ивантеевки. Очевидно, чтобы раскрутить такую кампанию, которую в середине нулевых подхватило и узаконило наше епархиальное руководство, нужны были силы, средства и адепты местного объекта мистического поклонения под названием Вавилов Дол. Что же касается массового «пустосвятства», этому должны быть определенные свидетельства. И я был уверен, что в подшивках местных газет начала «нулевых» должны сохраниться соответствующие публикации. Обнаружив их, можно было достоверно назвать имена основных инициаторов и пропагандистов данной кампании, а также имена клириков, которые всю эту мерзость, возникшую от скудости ума и нищеты духа, благословляли.
Забегая вперед, хотелось бы отметить, что нормальных профессиональных журналистов среди этих «чудотворцев» практически не было. Более того, именно саратовские журналисты оказались в числе немногих, кто еще в начале нулевых пытался поставить информационный заслон набирающему обороты православному обскурантизму. Первым из наших коллег, кто не просто заметил надвигающуюся опасность, но и публично припечатал к позорному столбу творцов фальшивых «православных чудес», был обозреватель областного еженедельника «Земское обозрение» Борис Глубоков. Более десяти лет назад, в июне 2003 года, на полосе «Культура» Борис опубликовал статью под названием «Там чудеса». Информационным поводом стали выход и активное распространение среди верующих Саратова книги «Тайна Вавилова Дола». Публикация Бориса Глубокова – фактически рецензия на этот опус. Но не просто рецензия, а желчная ирония истинно православного человека, испытывающего стыд за единоверцев. Но, что самое ценное, сегодня эта публикация Глубокова с высокой степенью достоверности позволяет установить и назвать подлинных творцов «пустосвятства», среди которых и должностные лица от РПЦ. Приведу наиболее любопытные выдержки из этой публикации:
«Саратовским отделением Международного фонда славянской письменности и культуры, Саратовской общинной региональной организацией «Центр русской культуры» в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры организована фотовыставка «Вавилов Дол». Что же это за место такое – особенное, о котором ни Владыка Александр, ни епархиальное управление особо не распространялись?
Узнать о Вавиловом Доле в Саратове проще всего у Тамары Кайль – заведующей 27-м филиалом Центральной библиотечной системы и редактора газеты «Русская речь». Дан для того и телефон: 73-58-30. А среди верующих распространяется книга под интригующим заглавием «Тайна Вавилова Дола».
Есть у Агаты Кристи юмористический рассказ «Тайна испанской шали», в которой герой-писатель в муках рождал детектив «Тайна второго огурца». (…) По прочтении «Тайны Вавилова Дола» в моей испорченной университетскими премудростями душе поселилась уверенность, что все эти тайны из подобной, что называется, оперы. Но уж если человек страждет, жаждет, взыскует… – то и находит. «Мне мнилось, как будто мы едем в Вавилов Дол на машинах. У крестов, где мы молились, вижу, сидит бабушка и говорит: «Доченька, а здесь ведь Церковь!». Но церкви я не видела: ее не было. Во время молитвы вижу, что из-под бугра, на котором мы сидели, выходят монахи. В руках у них какие-то книги. А я спрашиваю старушку: «Где они живут?». Бабушка отвечает мне: «Они там живут» (а где «там», не сказала). А когда вы приходите молиться, они выходят к вам сюда…».
Этот сон жительницы Балаково Валентины Шмониной вместе со многими подобными откровениями благословил к изданию архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Получается, что в нашей области есть места, где под землей, в неких потайных пещерах находятся дивные старцы. У них даже есть подземная церковь с колокольней. «В народе живет предание, – записано в «Тайне…», – что церковь Вавилова Дола ушла со всеми колоколами под землю, а когда приблизится конец мира, поднимется из земли, и в ней будут проходить богослужения. Говорят, что это одна из тех немногих церквей, что сокрыты Богом до времени…». Если верить написанному, то Господь Иисус Христос покрывает землю невидимыми церквями, одна из которых находится в недрах Вавилова Дола, а другие, может быть, составляют Китеж-град. Вот ведь какие чудеса!
Другим чудом этого места является могила, которая постоянно растет. Можно весь холмик разобрать, используя землицу для целительства. Ан, глядь-поглядь: могила опять выросла!
(Про это «чудо» мы уже читали в «Энциклопедии Саратовского края» в статье «братьев-канонизаторов», среди которых интеллектуальным талантом блистает нынешний секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, священник Максим Плякин. – Авт.). В год тысячелетия Крещения Руси попечители этого чудесного и таинственного места поставили небольшой железный крест. Теперь он весь в тряпочках: «Были на символической могиле «всех иноков Дола» и знамения, говорящие о том, что бывшие насельники духом своим слышат молитвы, возносимые об их упокоении. Может быть, случались и оставшиеся неизвестными исцеления или исполнения просьб, потому что оградка и кресты часто покрываются завязанными по народному обычаю всевозможными тряпочками и даже полотенцами…».
В Вавиловом Доле приезжие обязательно молятся об успокоении царя-мученика Николая II и всей царской семьи
» («Земское обозрение», № 24 (444), 11 июня 2003 г.).
Как видим, в отличие от протоиерея Михаила Воробьева, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий не усмотрел в повязанных на православном кресте тряпочках и полотенцах отголосков языческих культов. Иначе бы, наверное, ни за что не благословил к изданию книгу «Тайна Вавилова Дола». Более того, дав свое архиерейское одобрение на выход этого опуса, Владыка фактически солидаризировался с мнением авторов, что повязанные на могильном кресте тряпочки и полотенца – косвенное подтверждение якобы происходящих здесь «православных чудес». Или, говоря по-простому, свидетельство реальных услуг и благодеяний, которые этот псевдомогильный крест оказывает молящимся в его пределах.
Впрочем, не только к кресту обращены моления и просьбы паломников, прибывающих сюда. Оказывается, уже в конце 90-х среди паломников Вавилова Дола появилась традиция совершать обязательные молебны «об упокоении души» последнего российского императора Николая II и членов его семьи. А точнее, семьи гражданина Романова, поскольку в феврале 1917 года царь от власти отрекся и к моменту его расстрела в подвале дома Ипатьева летом 1918 года никаким императором не являлся. Хотелось бы обратить внимание, что к моменту зарождения странной традиции связывать Вавилов Дол с последним российским самодержцем, тот де-факто являлся простым гражданином, сгинувшим в революционном водовороте.
Однако в 2000 году семейство Николая II вместе с ним самим было канонизировано Русской Православной Церковью и получило официальное церковное наименование «Святые Царственные Страстотерпцы». Стало быть, с этого момента верующие получили законное право адресовать свои молитвы не за них, а к ним. Став «святыми», «царственные страстотерпцы» автоматически превращались в посредников между Богом и людьми, чем не преминули воспользоваться должностные лица Саратовской епархии. А именно, с появлением в Саратове епископа Лонгина эта, придуманная невесть кем, традиция увязывать находящийся в степном Заволжье Вавилов Дол с казненным в уральском Екатеринбурге Николаем II обрела новое дыхание и фактически была узаконена. Это утверждение относится, прежде всего, к ежегодным крестным ходам из Саратова в Вавилов Дол, которые с 2005 года традиционно проходят летом и приурочиваются к дате расстрела царской семьи. О том, как и почему Саратовская епархия поставила себе «на вооружение» святыню без святых, поговорим позже. А пока ещё одна цитата из статьи Бориса Глубокова «Там чудеса…»:
«Странно, зачем некоторые, разув глаза, витийствуют о таинственной Шамбале? Покупают репродукции «Гималайского цикла» Рериха, читают статьи Мулдашева?У нас ведь тут, на Саратовщине, что называется, под боком, такое творится: в небе ночном столбики сияют, огоньки мерцают, хоры трезвонят, «… то у них руины говорят» (Владимир Высоцкий). Право же, здорово, что из Саратова можно съездить автобусным паломничеством к «тайнам…», что можно купить открыточки, привезти пластиковую бутылочку с водичкой из святого колодца, землицы с могилки и главное – массу впечатлений, которыми можно делиться с единоверцами. «Тайна Вавилова Дола» ждет вас! «Есть на Саратовщине, близ города Пугачева районный поселок Ивантеевка...», – так начинается книга. Всего десять километров от Ивантеевки – и вы откроете тайны (хотя… они все равно останутся). Кое-что отыскала Светлана Васина из Балаково: «Помолившись до вечера, мы стали обходить Вавилов Дол вкруговую. Не доходя до колодца святителя Николая, мы отыскали несколько полуразрушенных пещер со сгнившими досками. Одна из пещер была особенно глубокой: в ней даже сохранились полуистлевшие скамейки, на которых, возможно, спали монахи-пещерники». Другая балаковка Елена Быкова вылечила в Вавиловом Доле ларингит-трахеит, прополоскав водой из Вавилова Дола рот. Некая Е.П. избавилась от парадонтоза; про чудо с легковыми автомобилями свидетельствует благочинный Восточного округа Саратовской епархии протоиерей Анатолий Капцов. А Анна Казаманова пишет: «Наш кот где-то сильно поранил лапу. Когда немного опала опухоль, стала видна рана с развороченной мышцей и белыми нитями сухожилий. На месте раны выпала шерсть. Я приложила к страшной ране тряпочку, смоченную водой из колодца Святителя Николая, и подержала всего 10 минут, больше не смогла – кот вырвался и убежал…». Так что, внимание, господа ветеринары! Саратовские врачи, учителя, ученые, все, кто любит тайны, знайте: Вавилов Дол под Ивантеевкой ждет вас, скептики же будут посрамлены». («Земское обозрение», № 24 (444), 11 июня 2003 г.).
Найти в наши дни в Саратове хотя бы один экземпляр книги «Тайна Вавилова Дола» оказалось делом довольно сложным. Упоминаемая в статье Бориса Глубокова Тамара Кайль больше не возглавляет филиал городской библиотеки на улице Ульяновской. Правда, при активном содействии неутомимого и вездесущего Владимира Вардугина Тамара Георгиевна продолжает быть редактором газеты «Русская речь», которая по-прежнему выходит в нашем городе раза 3-4 в год. Связаться с госпожой Кайль мне помогла Лидия Златогорская, председатель региональной журналистской организации. Однако в телефонном разговоре Тамара Георгиевна сообщила, что помочь ничем не может. Интересующую меня книгу она действительно получала много лет назад от активной прихожанки Троицкого храма города Балаково Анны Андреевны Казамановой, но к настоящему времени книга не сохранилась.
Я уже, было, отчаялся отыскать этот раритет. Предполагал даже, что после появления в нашем городе Владыки Лонгина издание было целенаправленно изъято и уничтожено церковниками с целью сокрытия инициаторов кампании вокруг Вавилова Дола. Но тут совершенно неожиданно на помощь пришел случай. В конце октября в городской библиотеке Саратова, в рамках постоянно действующего при ней краеведческого клуба, была устроена тематическая выставка «Саратов мистический» и прочитана лекция на означенную тему. В ходе нее доцент СГТУ Виктор Русанов поведал об обитающих в домах Саратова привидениях, полтергейсте и прочих мистических явлениях. Судя по рассказу Виктора Алексеевича, самые знаменитые саратовские привидения облюбовали некоторые саратовские музеи. В частности, музей-усадьбу Н.Г. Чернышевского и дом-музей Павла Кузнецова. В числе прочих «нечистых мест» были названы адреса: пр. Кирова, 5 (здание, где располагается ресторан «Пивной завод») и Советская, 1 (бывший городской противотуберкулезный диспансер). Если верить Русанову, по ресторану по ночам якобы ходит призрак женщины, которая много лет назад жила в этом доме и здесь же наложила на себя руки от неразделенной любви. А в законсервированном с 2006 года здании на Советской, 1 (кстати, памятнике истории и культуры федерального значения) время от времени слышится детский плач.
Так вот, на упомянутой выставке я совершенно неожиданно обнаружил искомую книгу. Оказывается, она есть в фондах городской библиотеки и, судя по штампу на первой странице, выдается только в читальном зале. Неожиданная удача меня окрылила. По крайней мере, после того как эта книга оказалась у меня в руках, лекцию про местные привидения, полтергейст, клады Кудеяровой пещеры и т.п. я уже слушал вполуха. И ничуть не прогадал: по своей занимательности «Тайна Вавилова Дола» ничуть не уступает рассказу Виктора Русанова. Однако начнем все же с выходных данных, поскольку они важны для нашего повествования.
Итак, книга была выпущена в 1999 году в Самаре тиражом в 4 500 экземпляров (отпечатана в соседнем Ульяновске). В качестве организации, взявшей на себя сей труд, указано Самарское отделение Литературного фонда России. Какое отношение она имеет к тайнам саратовского Вавилова Дола, сказать довольно сложно. Скорее всего, самарское отделение Литфонда просто имело на тот момент издательскую лицензию и просто продало авторам ISBN, необходимый для придания их книге официального статуса.
Кстати об авторах, получивших благословение на издание от Владыки Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского. В качестве таковых фигурируют две дамы: Елена Фатьянова и Анна Казаманова.

Слышу голос из прекрасного далека…
Как нам уже известно, Анна Андреевна Казаманова – жительница Балаково и активная прихожанка тамошнего Троицкого храма. Однако в местной, Саратовской, епархии эта дама известна не столь широко, как за пределами нашего региона. Об этом, к примеру, можно судить по частоте упоминания знаменитой землячки на православных ресурсах в интернете. Скажем, на сайте Саратовской епархии лишь одно упоминание о Казамановой. Это там, где содержится информация о мифическом существе – преподобном Вавиле-пещернике, а ниже – ссылка на книгу «Тайна Вавилова Дола». Впрочем, первое упоминание в прессе о Вавиловом Доле и «праведном Вавиле-пещернике» было еще в октябре 1997 года в газете «Православная вера» (№20 (98)). Имени автора назвать не могу, поскольку он спрятался под псевдонимом Е.О. Тем не менее, сам факт существования этой публикации заставляет признать, что приоритет введения в местный агиографический оборот «преподобного Вавилы» принадлежит официальному изданию Саратовского епархиального управления и этому таинственному Е.О.
В 1999-м, то есть спустя два года, эстафету пропаганды в православных массах духовных подвигов раскаявшегося ивантеевского разбойника Вавилы подхватили рабы божьи Елена Фатьянова и Анна Казаманова – активнейшие прихожанки балаковского храма в честь Живоначальной Троицы. А еще через год информация из их книги о «преподобном Вавиле» перекочевала в опус «Саратовские подвижники», авторы которого – уже известные читателю «братья-канонизаторы» Александр Яковлев, Валерий Теплов и Максим Плякин. А еще через пару лет «преподобный Вавила» уже как подлинный исторический персонаж прописался в «Энциклопедии Саратовского края». При этом информация о нем не претерпела практически никаких изменений. И, наконец, закончилось тем, что «житие» Вавилы в казамановской интерпретации появилось даже на региональном епархиальном сайте. Кого из своих подчиненных митрополит Лонгин должен поблагодарить, а может, даже и наградить за подобную услугу? Скорее всего, как мне кажется, иерея Максима Плякина. Впрочем, кто бы это ни был – это очень осторожный и порядочный человек. Во всяком случае, он дал ссылку на первоисточник – то есть на книгу Анны Казамановой.
А вот на иногородних православных ресурсах можно найти гораздо больше информации про удивительную православную подвижницу из Балаково Анну Андреевну Казаманову. И эта информация подчас сенсационная. Для примера – несколько цитат из статьи специального корреспондента Самарской епархиальной газеты «Благовест» Антона Жоголева, размещенной в электронной версии «Благовеста» 25 июля 2007 года.
«Все царские дни, несмотря на их пронзительную, ликующую радость, мою душу сверлила тревожная мысль: а что с Покаянным крестным ходом? Почему я не вижу его участников на празднике? Где тот Покаянный крест, который был вынесен крестным ходом из Волгограда? Неутешительные мысли стучались в голову. Видно, думал я, был этот крестный ход лишь «авантюрой» кучки романтиков – но перед суровой российской действительностью, перед безумными расстояниями все эти «романтики» были вынуждены отступить... Ходоков из далекого Волгограда (а точнее – Царицына!) никто не видел в Екатеринбурге. Не встретил я их 18 августа в монастыре на Ганиной яме. Все, больше надежды не было... И вот я на электричке подъезжаю к Екатеринбургу. Выхожу на платформу и иду в сторону города. Вдруг кто-то окликает: «Антон Евгеньич!». Оглянулся и вижу на подножке другого поезда давнего друга нашей редакции – Анну Андреевну Казаманову из саратовского города Балаково. Подхожу к ней и слышу радостное приветствие: «Дошли!.. Дошли!..». «Куда дошли, почему дошли?» – все еще ничего не понимаю я. Оказалось, речь идет о покаянном крестном ходе, к которому в Челябинской области в третий раз (!) присоединилась Анна Андреевна. И оттуда дошла до конца».
По прочтении сразу же возникают вопросы. Во-первых, непонятно, как жительница Балаково Анна Казаманова оказалась в числе участников крестного хода протяженностью в 1 881 километр, который напрямую никак не был связан ни с Саратовской областью, ни инициирован местной епархией. Ведь, как пишет господин Жоголев, покаянный крестный ход начался в Волгограде, а закончился в окрестностях Екатеринбурга. И, во-вторых, хотелось бы знать, по каким причинам Анна Андреевна Казаманова трижды присоединялась к данному крестному ходу. Ответ на первый мой вопрос содержится в статье «Дошли!..». Об этом сама Анна Казаманова рассказывает православному пропагандисту Жоголеву. Рассказ подчеркивает всю неординарность Анны Андреевны. Оказывается, гражданка Казаманова наделена способностью напрямую услышать глас Божий. Однако происходит это чудо далеко не везде, а только в Вавиловом Доле. Именно это место открывает своеобразный портал для общения Анны Андреевны со Всевышним. И чтобы ни у кого не возникало сомнений в этом чуде, приведу еще одну выдержку из статьи «Дошли!..»:
«Анна Казаманова: Перед поездкой сюда я попала на наше святое место в Саратовской области – Вавилов Дол. Молилась там и ясно услышала голос: «Догоняй крестный ход!». И я помчалась за ними через всю Россию…».
Кстати, как следует из рассказов Анны Казамановой, на территории Саратовской области есть и другие места, где с православными адептами случаются чудеса и покруче:
«Анна Казаманова: Одна женщина в Балаково имела видение. Над Ганиной ямой царь Николай говорит своей Семье Царственных Страстотерпцев: «Пойдемте встречать, ко мне народ с покаянием идет!». И даже назвал тот тракт, по которому идет крестный ход на Ганину яму…».
Или еще:
«Анна Казаманова: На Саратовской земле одна женщина видела на небе Блаженную Ксению Петербургскую, которая благословляла наше шествие…».
Если подходить к признаниям госпожи Казамановой с чисто материалистических позиций, придется признать, что Анна Андреевна живописует свои слуховые галлюцинации, а в самом окружении госпожи Казамановой присутствуют дамы, страдающие от галлюцинаций зрительных. Про видения святых говорить ничего не буду. Но вот голоса, слышимые невесть откуда, повелевающие человеком и побуждающие его к определенным поступкам, не приветствует даже церковь. По церковным понятиям это очевидные признаки бесноватости. Это лишь несколько штрихов к портрету женщины, с легкой руки которой Вавилов Дол превратился в «сокрытую святыню» местного православия.
А теперь обратимся к содержательной части книги «Тайна Вавилова Дола». Как следует из авторской аннотации, «в книге собраны свидетельства людей – наших современников – о чудесных явлениях, исцелениях, незабываемых встречах, происходивших на этом святом месте». Большинство этих «свидетельств» принадлежат жителям Балаково и Самары. Свидетельств чудес среди местных – ивантеевцев – или нет, или «чудеса» носят отнюдь не православный характер. Любопытно, что «свидетели чудес» – сплошь участники паломнических поездок, которые во второй половине 90-х годов прошлого века организовывали штатные служащие Свято-Троицкого храма г. Балаково и Покровского собора г. Самары. По-видимому, настоятели упомянутых храмов упорно искали источники дополнительных доходов, а потому налаживание регулярных паломнических поездок в Вавилов Дол – это совместный пилотный бизнес-проект. В противном случае трудно объяснить, почему диакон Анатолий из балаковского храма Святой Троицы и служительница самарского Покровского собора Валентина Михайловна Кудряшова (об этом прямо говорится в книге «Тайна Вавилова Дола») выступали организаторами и руководителями паломнических поездок в Вавилов Дол. Ведь в то время нынешняя «сокрытая святыня» для православной церкви таковой не являлась. Однако любой бизнес-проект на начальной стадии нуждается в эффективных промо-акциях. Так что книга «Тайна Вавилова Дола», в конце 90-х – начале «нулевых», скорее всего, выполняла эту функцию.
Любопытно, что в книге приводятся случаи чудесных исцелений, в которых принимала участие сама госпожа Казаманова. Тут же вы найдете рассказы некой жительницы города Балаково, предпочитающей скрываться под псевдонимом А.К., а также рассказы балаковских паломниц о мистическом случае с женщиной по имени Анна – организаторе поездок в Вавилов Дол. Все это, как говорится, «в одном флаконе». То есть под одной обложкой. И об этом нам предстоит подробный разговор.
Но для начала хотелось бы прояснить дальнейшую судьбу страждущего казамановского кота, почувствовавшего на своей шкуре силу «живой воды». Надеюсь, читатель помнит, что Борис Глубоков в своей статье оборвал рассказ Анны Андреевны в тот момент, когда эта неблагодарная скотина вырвалась из рук благодетельницы и скрылась в неизвестном направлении. Тем не менее, как выясняется, десяти минут оказалось вполне достаточно для благотворного воздействия на кошачью плоть:
«Когда же через день-полтора я осматривала лапку, на месте ранки нашла лишь узенькую засохшую корочку, а все облысевшее место успело зарасти густой беленькой шерсткой. Это было настоящим чудом.
Позже я попробовала полечить кота этой водой и от лишая: за обоими ушками у него выпала шерсть, оголилась кожа. Конечно, помолилась прежде Святителю Николаю и попросила у него помощи. После трехразового лечения обширные участки облысения стали равномерно покрываться шерстью.
Так что и братьям нашим меньшим помогает чудный Угодник Божий Николай
». (Тайна Вавилова Дола, 1999. с.50).
Примечательно, что чудодейственную силу воды из источника Вавилова Дола жительница Балаково А.К. (возможно, та же Анна Казаманова) опробовала даже на представителях иных религиозных конфессий. В частности, азербайджанка Зоя подверглась лечению «святой водой» в разгар мусульманского праздника Ураза-Байрам. При этом лечебная процедура сопровождалась вознесением православных молитв с положением молящейся лицом на восток, что характерно для ислама. Сугубо экуменический, православно-мусульманский микс повлиял на эффективность лечения. Вот что об этом удивительном случае говорится в книге «Тайна Вавилова Дола»:

«Открывший дверь Николай (муж Зои. – Авт.) подтвердил, что Зоя очень больна. Я подошла к постели. Зоя лежала, укрытая одеялом, не спала. «Зоя!» – окликнула ее. Зоя повернулась ко мне: все лицо ее не то что горело, а пылало жаром от высокой температуры. Глаза были мутные. Я чуть не заплакала от жалости. «Ты хоть таблетки какие принимала?». – «Нет, мне нельзя» (шел как раз 30-дневный мусульманский пост Ураза).
«Сейчас, сейчас, Зоя, полечимся святой водичкой из Вавилова Дола! Все пройдет!». И, не обращая внимание на Николая и детей, я встала лицом на восток, начала молиться. Прочитала «Отче наш», «Богородице Дево» и стала просить Святителя Николая помочь Зое. Затем, налив водички из его святого колодца и читая «Богородицу», начала протирать пылающее лицо Зои, всю голову, шею, руки.
Уложив ее поудобнее, накрыла одеялом: «Теперь спи!» и пообещала прийти завтра. Но увидеться с ней смогла лишь через 3 недели на рынке. Спросила, помогла ли тогда водичка? А она радостная: «Помогла!.. Я когда болела, вообще не могла уснуть от высокой температуры. А после водички я сразу уснула и проспала почти 8 часов, до самого вечера. Проснулась вся мокрая, с меня пот течет, а самое главное – чувствую себя здоровой. Температуры нет, головная боль прошла, горло не болит
» (Тайна Вавилова Дола, 1999. с.56-57).
Нынешняя «сокрытая святыня» Саратовской области обладает свойством наделять людей, часто ее посещающих, неординарными способностями. В частности, активная прихожанка Балаковского храма по имени Анна, записывающая верующих на поездки в Вавилов Дол, обрела способность образовывать двойников. И эти двойники, если верить написанному в книге «Тайна Вавилова Дола», спокойно разгуливали по улицам Балаково в светлое время суток и смущали православных. С таким паранормальным чудом столкнулась жительница Балаково Л.Г. Жарова:
«Мы с сестрой записались на поездку в Вавилов Дол. И вот, наконец, подошел назначенный день. Мы с вечера все приготовили к завтрашней поездке. (…)
Наутро к 5-ти часам мы с сестрой прибежали с вещами на остановку. Стоим, ждем. Ни людей нет, ни автобуса. Побегали туда-сюда. Потом сестра увидела мою давнюю знакомую Анну, которая записывала нас в Вавилов Дол, – она перебегала через дорогу, наискосок.
Была Анна одета во все черное: черная длинная юбка и черная кофта. Видно ее было очень хорошо, потому что из-за раннего часа не было еще ни людей, ни транспорта. Анна даже оглянулась на нас, посмотрела и побежала дальше – на остановку к почтамту.
Сестра мне говорит: «Давай сходим за ней. Наверное, не здесь надо садиться, а на следующей остановке, у почтамта».
А я отвечаю: «Нет уж, раз сказали, что здесь ждать, значит здесь. Никуда я не пойду… Пойдем домой».
Такая обида во мне вдруг поднялась. И я знала, что уже несколько таких случаев было, что люди в самый последний момент не попадали в Вавилов Дол – их как бы не допускало. Вот и сейчас – ведь Анна даже не оглянулась на нас, а мы с Анной знаем друг друга более двадцати лет.
Мысли у меня пошли, что настолько я грешная, что таким не место в Вавиловом Доле. Не допустили меня монахи. И так было обидно. И на святых Вавилова Дола я обиделась за то, что не допускают. Три дня я пообижалась на Анну, а потом успокоилась. Сестра уговорила меня, и я решила выяснить, почему же все так произошло. И оказалось, что в этот день Анны даже в городе не было; мы же с сестрой перепутали дату отправления на целую неделю.
Ровно через неделю благополучно состоялась наша поездка
» (Тайна Вавилова Дола, 1999. с.95-97).

Мы спугнули звездолет – он отправился в полет
Думаю, приведенные выше цитаты создали определенное представление о том объеме «православных чудес» и «мистических услуг», на который могли рассчитывать православные и правоверные, отправляющиеся в «паломнические поездки» в Ивантеевский район. Для нас важнее понять, как к этому «неординарному месту» и его поклонникам относились православные священники. Ведь до того как в 2003 году прибывший из Москвы Владыка Лонгин официально решился объявить Вавилов Дол «сокрытой святыней», мифология этого места представляла собой причудливую смесь. Наиболее характерными элементами идеологического микса были отголоски античных мифов (поющие и воющие из-под земли монахи-старцы очень напоминают древнегреческое царство мертвых Аид), русских сказок («живая вода» в качестве традиционного лечебного атрибута) и визуальных элементов советского агитпропа. Последнее нашло свое воплощение в виде импровизированной «могилы неизвестного монаха» – по аналогии с «могилами неизвестного солдата», появившимися в 60-70-е годы прошлого века во многих городах России и ставшими едва ли не основной пропагандистской патриотической «фишкой» времен застоя.
Итак, попытаемся отследить хронологию и понять, как же официальные чины РПЦ – от архиереев до настоятелей сельских приходов – относились к разворачиванию обскурантистской кампании вокруг Вавилова Дола вплоть до того момента, пока это место не превратилось в официальную «святыню» местной епархии. Вот что пишет протоиерей Михаил Воробьев об отношении настоятеля Ивантеевского храма к потокам паломников, обрушившимся в последние десятилетия на Вавилов Дол:
«Существенную помощь многочисленным паломникам оказывает ближайший к Вавилову Долу приход во имя Живоначальной Троицы в селе Ивантеевка, действующий с 2002 года.
Священник Владимир Растопшин, настоятель ивантеевского прихода, часто сопровождает паломников в Вавилов Дол, служит молебны и панихиды. Троицкий храм в Ивантеевке, с любовью обустроенный отцом Владимиром, пока располагается в приспособленном помещении
» (Воробьев М. Вавилов Дол. Сокрытая святыня, 2011. с. 8).
Однако имеющиеся факты свидетельствуют, что отец Михаил, мягко говоря, лукавит. Троицкая церковь в поселке Ивантеевка появилась и была благоустроена задолго до 2002 года. В книге «Тайна Вавилова Дола» приводятся фотографии как самого храма, так и ее настоятеля – иерея Александра Савчука, который 22 мая 1998 года в месте массового скопления народа на территории Вавилова Дола читает акафист святому Николаю Чудотворцу. Как видим, вполне официальные церковные богослужения, свидетельствующие о готовности местных церковников начать процесс превращения Вавилова Дола в «святыню», начали проходить, как минимум, за пять лет до появления в нашей епархии Владыки Лонгина. Делалось это без официального одобрения тогдашнего епархиального руководства. Ведь всем местным православным в те годы было хорошо известно, что архиепископ Александр, хотя и пользовался репутацией нелюдимого человека, но в вопросах веры был тверд. Владыка и его тогдашний «идеологический заместитель», архимандрит Никон (Лысенко), не одобряли всякие «чудеса» и не раз ставили на место «православнутых» активистов и журналистов, пытавшихся публиковать бредни на страницах «Православной веры». Наверное, только этим можно объяснить, что вплоть до смерти Владыки Александра и до появления на посту саратовского архиерея епископа Лонгина в нашей епархии не было ни «местночтимых святых», ни «сокрытых святынь». А книги типа «Тайны Вавилова Дола» и «Саратовские подвижники» имели шанс получить благословение лишь у архиереев соседних с Саратовской областью регионов.
Да и сегодня, судя по книге протоиерея Воробьева, саратовские церковники предпочитают не вспоминать, что «православная раскрутка» Вавилова Дола началась задолго до нынешнего митрополита. Благо, что один из живых участников этой «раскрутки» – ивантеевский священник Александр Савчук – переехал в Киев. А помогавший ему в те годы пономарь ивантеевского храма Константин Солнцев стал священником и получил приход в далеком степном Перелюбе. В общем, живые свидетели тех бурных лет далеко. Однако сохранились письменные свидетельства, со всей беспощадностью обличающие начавший набирать силу православный обскурантизм.
Одно из таких свидетельств имеется в книге «Тайна Вавилова Дола». В ней опубликован рассказ паломницы из Самары Ольги Ларькиной, как группа верующих из соседней губернии посещала Ивантеевку и Вавилов Дол. Рассказ этот интересен прежде всего своими подробностями, как ивантеевский батюшка воспринимал обрушившийся на его храм поток не вполне адекватных людей и как он общался с нежданными ночными гостями. Поскольку самарские паломники нагрянули в ивантеевский Свято-Троицкий храм аккурат в полночь и стали требовать от его служителей немедленно провести их к Вавилову Долу для ритуального молебна, отец Александр имел все основания посчитать своих незваных гостей за поклонников сатанизма. Поэтому, прежде чем оказывать людям, представляющимся ему православными паломниками, какую-либо помощь, он проверил их на православие: попросту – отправил незваных гостей помолиться в свой храм. И только убедившись в их принадлежности к православной вере, стал помогать. Отец Александр не только согласился ночью сопровождать паломников к Вавилову Долу, но и провел с ними душеспасительную беседу, в которой попытался отделить «агнцев от козлищ», то есть истинных христиан от православнутых дамочек. Впрочем, рассказ самарской паломницы настолько ярко живописует все происходившее в те годы, что не нуждается в комментариях:
«Ох, надолго запомнит ивантеевский батюшка эту ночь. Время к полуночи, они втроем с чтецом Константином и юным служкой Андреем готовятся к литургии, и вдруг под дверью – дрожащие от робости женские голоса. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…». Раз спели, другой, а на третий отец Александр распахнул дверь: кто там пожаловал – проходите.
– Батюшка, мы из Самары, паломники, едем в Вавилов Дол помолиться, – начала Валентина Михайловна Кудряшова, служительница Покровского собора и руководитель поездки. – А куда ехать – не знаем. Не могли бы вы поехать с нами, показать дорогу и помолиться с нами у Креста?
Все еще удивляясь, отец Александр поспрошал гостей, почему именно ночью надумали ехать, да православные ли мы, крещены ли? И, без труда угадав желание многих паломников увидеть в Долу какие-то чудеса, чуть ли не живых старцев из подземной церкви встретить, сказал сурово:
– Никаких старцев вы там не найдете.
– Батюшка, а вы с нами не поедете? – спросила руководительница поездки.
– Да нет уж, раз такое дело – обязательно поеду. А пока мы соберемся, пройдите в нашу церковь. Помолитесь, приложитесь к иконам да святым мощам. Андрюша вам откроет и все покажет.
Церковь в Ивантеевке Саратовской области маленькая, но устроенная ладно. Много святых икон; на видном месте, перед аналоем с лежащим на нем Крестом, ковчег с частицами мощей киевских праведников. (…)
По дороге Валентина Михайловна продолжает расспрашивать батюшку: неужели в Вавиловом Долу нет старцев?
– Живых – нет. Местные жители, особенно мальчишки, каждую кочку осмотрели. В каждую ямку заглянули. Никого не увидели.
– А говорят, будто молившиеся слышали из-под земли херувимскую песню?
– Там ведь раньше церковь была, значит, ангелы и по сей день служат у алтаря.
– А еще говорят, будто в земле открываются отверстия и оттуда выходят иноки… Или виден огонь…
– Огонь под землей? А вы не преисподнюю имеете в виду? – вежливо иронизирует батюшка. И уже с полной серьезностью предупреждает: «Смотрите, если вдруг увидите такое – не вздумайте опускаться «на огонек»! Держитесь все вместе. Чтобы в темноте не растеряться».
– Ну хорошо, а тот случай, когда один старичок вроде отошел в сторонку, а потом идет к молящимся и весь сияет…
– … в золоченой ризе? По вере да по праведной жизни и благодать Божья дается. Может быть, и нас Господь сподобит каких-либо чудес, но заранее настраиваться на них не надо. Мы с вами едем помолиться, а не за чудесами. В наших краях много кровушки православной пролито, много священников и мирян погибло. Вот за них мы и помолимся
». (Тайна Вавилова Дола, 1999. с.102-104).
Однако, если верить Ольге Ларькиной, несмотря на предупреждение ивантеевского священника и его личное присутствие во время ночных бдений, чудеса с участниками паломничества все же происходили. Если быть более точным, чудеса происходили не с ними, а над ними. Поэтому дальнейший рассказ госпожи Ларькиной, описание увиденных ею лично и ее спутниками необычных явлений способны вызвать интерес скорее у профессиональных уфологов, нежели у православных верующих. Впрочем, судите сами:
«Батюшки-светы, пока мы любовались звездами, отец Александр и несколько паломниц (мужчина среди нас, самарских, один, если не считать шоферов) ушли уже далече. Только огоньки свечей, удивительно яркие, да молитвенное пение обозначают путь, по которому и нам пора идти. И мы идем, не видя тропинки, и поем молитвы. А взгляд успевает отметить четкий звездный росчерк (кто не видел стремительно падающие болиды?), но, вопреки всем физическим законам, здесь траектория полета будто опрокинулась: не от неба к земле, а от земли – по наклонной кривой – в небо. Один лишь краткий миг, и «болид» растворился в иссиня-черном бархате небес. Не знаю, заметил ли его кто-то еще.
А потом был молебен у Поклонного креста, и было необыкновенно светло – как думалось, от пламени свечей. Уже наутро Валентина Михайловна рассказала, что видела столб света, вспыхнувший рядом с паломниками и угасший по окончании службы. (…)
И обратно к автобусу идем с песнопениями. Но кто-то восклицает: «Смотрите, смотрите на небо!». Среди звезд со всех сторон в разных местах мерцают, то загораясь, то исчезая, абсолютно неподвижные искорки – словно в глубинах Вселенной, одновременно включились, пульсируя, звездные маяки. Это не бортовые огни самолетов, не космические ракеты – те и другие находятся в движении, а тут – только пульсация света в разных точках небесной сферы. Причем невидимый центр, сумей мы продлить до бесконечности лучи «маячков», совпал бы, наверное, с тем самым местом, где только что ивантеевский батюшка Александр Савчук совершал молебен
». (Там же, с. 104-105).
Думаю, этого вполне достаточно для понимания, как при покойном Владыке Александре церковнослужители Саратовской епархии строили свои взаимоотношения с поклонниками «сокрытой святыни» под названием Вавилов Дол. Однако с появлением епископа Лонгина это место традиционной тусовки лиц, взыскующих земных, небесных и подземных чудес, превратилось-таки в «святыню» местного православия.

Вавилов Дол – святыня без святых
Как это произошло, мне рассказал доцент Поволжского института управления имени Столыпина Владимир Семенов. В 2003 и 2004 годах Владимир Васильевич в комитете по общественным отношениям правительства Саратовской области возглавлял отдел по взаимодействию с религиозными организациями:
«Осенью 2003 года, то есть вскоре после того как саратовским архиереем стал епископ Лонгин, мне пришлось немало поколесить по Саратовской области. По указанию своего руководства, пошедшего навстречу просьбе Владыки, я был «придан» игумену Евфимию, который имел специальное поручение архиерея, в качестве своеобразного гида. Здесь следует пояснить, что игумен Евфимий был одним из ближайших подручных Лонгина. Когда Лонгин в Москве возглавлял подворье Троице-Сергиевой лавры, Евфимий работал у него охранником-водителем. Монашеский постриг отец Евфимий принял незадолго перед приездом в Саратов. Поэтому общаться мне с ним в ту пору было легко – я воспринимал отца Евфимия практически как светского человека. В ходе этого общения стала ясна суть того конфиденциального поручения нового Владыки: Владыка Лонгин пожелал иметь подробный реестр всей церковной недвижимости, которая существовала до революции на территории Саратовской области. Если даже церковь не сохранилась, нам предстояло выяснить место, где она находилась, и примерно определить земельный участок, на который в будущем епархия может претендовать. Параллельно с этой основной задачей в беседах с местными жителями мы интересовались, не имели ли место какие-либо чудеса, связанные с разрушенными храмами и репрессированными священниками. Насколько я могу судить, отец Евфимий имел поручение собирать информацию для целей возможной канонизации местночтимых святых. Но ничего более или менее подходящего в этом плане в ходе наших поездок мы так и не «накопали».
Насколько я могу судить сегодня, задача найти подходящие кандидатуры для возможной канонизации решалась не только нами. Однажды, по возвращении в Саратов, нам было поручено съездить в село Золотое Красноармейского района и поинтересоваться местной церковью. Дело в том, что уроженцем этого села был Владыка Виктор (в миру Константин Александрович Островидов), епископ Глазовский и Воткинский.
Человек с непростой судьбой, епископ Виктор неоднократно арестовывался при советской власти. В конце 20-х годов он являлся официальным участником так называемого «кочующего собора» Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, и в этой связи отстранялся от должности и запрещался в служении. Однако с нашей Саратовской областью Виктор Глазовский был связан лишь по месту своего рождения. А также тем, что в 1899 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Дальнейшее церковное служение Владыки Виктора и связанные с ним репрессии к нашему региону никакого отношения не имели.
Насколько мне известно, в начале «нулевых» в Вятской епархии собирались материалы для канонизации епископа Виктора Глазовского в качестве «священномученика». В этой связи мы имели задание осмотреть храм в селе Золотое Красноармейского района, поговорить с местными жителями. По-видимому, в епархии рассматривали этот храм как потенциальное место православного поклонения. Ведь в этом храме крестился перспективный «священномученик», в него маленький Костя Островидов ходил в детстве.
Однако местный батюшка воспринял наш визит без особого энтузиазма. Поначалу он даже не хотел пускать нас внутрь храма, ссылаясь на то, что незадолго до нашего приезда в его церкви случился пожар, а потому она нуждается в капитальном ремонте. В церковь мы, в конце концов, попали. На мой взгляд, последствия этого пожара золотовским батюшкой были сильно преувеличены. Лично я заметил закопченным лишь небольшой участок стены. Устранить это «последствие пожара» можно было простой побелкой. Скорее всего, ссылками на пожар сельский поп хотел добиться дополнительных инвестиций из епархии на свой храм.
Что же касается местных жителей, те, с кем мне довелось побеседовать, жаловались на хозяйственную разруху и отсутствие работы. До перестройки в селе Золотом работал крупный рыбзавод – его либо разорили, либо он сам пришел в упадок. В связи с этим многие местные мужчины занялись «отхожим промыслом». То есть уезжали на заработки в Красноармейск, Саратов или Москву. В беседах чувствовалась определенная социальная напряженность. Думаю, результаты наших наблюдений в Золотом были доложены Владыке Лонгину, и он сделал правильные выводы. В епархии отказались от намерений создавать из храма в селе Золотом помпезный проект православного поклонения. Ведь, возвысившиеся на фоне тотальной нищеты, эти объекты вполне могли вызвать острое желание вновь их поджечь.
Впрочем, долго скучать нам не пришлось. Вскоре церковные партнеры правительства сообщили, что ими получена информация о существовании «святого места» на территории Ивантеевского района, которое называется Вавилов Дол. Меня эта информация удивила. Как профессиональный историк, я много лет занимался историей различных религиозных течений, имевших место на территории Саратовской области. Но о таком «святом месте», как Вавилов Дол, никогда раньше слышать не доводилось. Как пояснили мне в епархии, информация о «святости» Вавилова Дола пришла к Владыке от каких-то балаковских православных активисток
».
По-видимому, одной из тех, кто способствовал распространению баек о Вавиловом Доле и доведению их до ушей нового архиерея, была Тамара Георгиевна Кайль – бывшая супруга Владимира Кайля, в конце 90-х годов одного из заместителей председателя правительства Саратовской области. Вспомним, что в статье Бориса Глубокова Тамара Кайль упоминается как активная пропагандистка фатьяновско-казамановского творения.
Теперь уже отправкой в Ивантеевский район обычного разъездного священника, каковым в ту пору являлся игумен Евфимий, дело не ограничилось. Владыка Лонгин сам решил съездить и лично разобраться с чудесами. Правительство Саратовской области также решило не ударить в грязь лицом и поддержало инициативу нового архиерея. В результате в комиссию по проверке святости оврага в окрестностях Ивантеевки были включены несколько чиновников. Самым старшим по рангу был тогдашний (и, по иронии судьбы, нынешний) председатель комитета по общественным отношениям областного правительства Борис Шинчук. Вот как вспоминает об этой поездке Владимир Семенов:
«В 2003 году стояла очень теплая осень, погода в поездке нам благоприятствовала. Однако по приезде в Ивантеевку из бесед с местным священником и другими людьми мы не смогли услышать более или менее внятных объяснений, что Вавилов Дол является святым местом. Если быть кратким, суть тех слухов заключалась в следующем: «Со времен Ивана Грозного в Вавиловом Доле существовал подземный монастырь, который был разрушен большевиками». У любого мало-мальски квалифицированного историка подобная информация может вызвать разве что скептическую усмешку. Ведь во времена Ивана Грозного данная территория являлась частью такого государственного образования, как Ногайский каганат. И таковой оставалась вплоть до первой половины XVIII века. Своими соображениями я поделился с Владыкой. Тот предпочел перевести разговор на другую тему. Для меня единственным положительным итогом той поездки явилось то, что я набрал в Вавиловом овраге хороших грибов, и дома мы их пожарили».
О том, какие выводы сделал Владыка, Владимир Семенов узнал вскоре после возвращения в Саратов. По воспоминаниям Владимира Васильевича, летом 2003 года по инициативе губернатора в Саратове был создан специальный благотворительный фонд «Возрождение». Сопредседателями его стали сам губернатор Аяцков и Владыка Лонгин. Раньше, при Владыке Александре, который предпочитал дистанцироваться от Дмитрия Аяцкова, финансовая помощь светских структур на церковные нужды носила единовременный характер и осуществлялась через торгово-промышленную палату. Владимир Семенов в качестве примера приводит кампанию по сбору средств на реставрацию колокольни Покровского храма. Однако с появлением благотворительного фонда «Возрождение» использование административного ресурса для выкачивания средств из местного бизнеса на церковные цели стало нормой и было поставлено на постоянную основу. По словам Владимира Семенова, именно со счетов фонда «Возрождение» осуществлялось строительство церковных объектов в Вавиловом Доле: часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая; двух небольших кирпичных павильонов над источником, украшенных золочеными луковками и крестами. В одном из павильонов «святого источника» было оборудовано нечто среднее между купелью и бассейном. По своим размерам это сооружение вполне допускало погружение взрослого человека. Летом 2004 года в присутствии губернатора Дмитрия Аяцкова, епископа Лонгина и главы районной администрации Любови Каленовой на территории Ивантеевского района торжественно был открыт «православный комплекс». Как вспоминает Владимир Семенов, на торжествах по случаю открытия в Ивантеевке присутствовали не менее 20-ти глав районных администраций и много областных чиновников. А для создания массовки и придания торжеству определенного благолепия местное начальство свезло в Вавилов Дол школьников из окрестных деревень. Отмечая заслуги во всем происходившем госпожи Каленовой, местный краевед Александр Лисицын (в прошлом – второй секретарь Ивантеевского РК ВЛКСМ) в своей книге «Край трех Иргизов» писал:
«Большую роль в увековечении православного исторического центра на территории Ивантеевского района сыграла глава районной администрации Каленова Любовь Григорьевна. В 2004 году в Вавиловом Долу выстроен православный комплекс. При большом стечении народа его освятил епископ Саратовский и Вольский Лонгин».
По-видимому, епархиальное руководство первоначально предполагало использовать Вавилов Дол как источник для розлива и последующей продажи природной питьевой «святой воды». О каких-либо местных святых, ивантеевских «новомучениках» церковники в ту пору речи не вели.
В пользу этой версии говорят фото, дошедшие до нас с той поры. В книге Александра Лисицына опубликована групповая фотография бригады строителей «православного комплекса» в Вавиловом Доле и ивантеевской главы Любови Каленовой. На фото хорошо различим плакат, вокруг которого группируются позирующие люди. Надпись на плакате гласит: «Вавилов Дол – святой источник Святителя Николая Чудотворца». А в книге протоиерея Михаила Воробьева приводится фото придорожного биллборда с надписью «Вавилов Дол. Святой источник». Однако по каким-то причинам, неизвестным простым смертным, витавшая в воздухе идея коммерческого использования природной воды Вавилова Дола для нужд Саратовской епархии реализована не была. Возможно, причиной тому было нежелание руководства РПЦ создавать конкурента группе компаний, входящих в церковный холдинг «Святые родники». В опубликованном в 2004 году докладе «Русская православная церковь и бизнес» эксперт центра политической информации Я. Здоровец сообщал:
«По сведениям газеты «Ведомости», на «Святой источник» в 2002 году приходилось около 5% российского рынка питьевой воды. Такая доля рынка воды России есть только у Coca-Cola–Bon Aqua и Рepsi-Cola с Aqua Minerale. Ежегодный оборот «Святого источника», по оценке аналитика инвестиционной компании UBS Brunswick Warburg Владимира Савова, составил около $20 млн, но покупателю приходилось доплачивать за сильную торговую марку.
В этот период швейцарская компания Nestle готова была заплатить за все активы «Святого источника» около $50 млн. (…) Была достигнута договоренность о вхождении «Святого источника» и аффилированных компаний в группу «Nestle Waters» – крупнейшего мирового производителя бутилированной воды
».
В таких условиях создание и последующая коммерческая эксплуатация православными святыми отцами нового «святого источника» выглядели бы как откровенный вызов швейцарским партнерам. А, возможно, и нарушением со стороны РПЦ достигнутых коммерческих договоренностей.
Так или иначе, но превращение Вавилова Дола в коммерческий проект не произошло. Создавалась парадоксальная ситуация: в Саратовской области появилась своя «православная святыня», куда каждый год из Саратова стали совершаться крестные ходы. Однако никаких местных святых не было. Такое положение вещей, похоже, вполне устраивало епархиальное руководство. Однако вскоре неуемные ивантеевские аборигены дали почувствовать святым отцам справедливость русской поговорки «Святое место пусто не бывает».

(продолжение следует)

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 11Итоговая оценка: 2.91
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ