19 Апреля 2024, Пятница, 17:01 ВКонтакте Twitter

Неприкосновенный запас

10/03/2016 13:35

Невзирая на неухоженность и упадок исторического центра, в Саратове есть на что посмотреть: как-никак в нашем городе сохранились целые кварталы, помнящие события двухсотлетней давности. Мы попросили наших экспертов указать наиболее интересные и ценные, по их мнению, здания (не обязательно входящие в реестр объектов культурного наследия) в Саратове, относящиеся к тому или иному направлению.

Определить «маркеры» архитектурных стилей нам помогли:
Денис Жабкин, блогер
Наталья Курилова, научный сотрудник отдела современного искусства Радищевского музея
Андрей Сергеев, обозреватель культуры «Газеты недели в Саратове»
Алексей Трубецков, художник
Алексей Голицын, редактор журнала «Волга»

1. Классицизм (конец XVIII – первая половина XIX вв.)

классицизм
Наталья Курилова. Городская усадьба Тюльпиных, ул. Чернышевского.
Андрей Сергеев. Прямо скажем, не самый интересующий меня стиль из-за чрезмерной дидактичности. Буду банален: голосую за музей краеведения (ул. Лермонтова, 34) — всё-таки красивое, большое здание со славной историей и настоящим. Отдельным бонусом указал бы особняк Баратаева (ул. Мичурина, 123), но здесь, скорее, для меня важна магия места — уж больно живописно оно смотрится, когда поднимаешься по Князевскому взвозу.
Денис Жабкин. Особняк Устинова (Краеведческий музей), ул. Лермонтова/Московская.
Алексей Трубецков. Мало осталось. Краеведческий музей хорош, дом Корнилова. И нужно спасать усадьбы на ул. Чернышевского и Мичурина, особняк на ул. Советской и Радищева.
Алексей Голицын. Усадьба Тюльпиных (ул. Чернышевского, 209). Она, одна из немногих, полностью укомплектована постройками на внутреннем дворе, который вообще похож на внутренний мир затонувшего города: непрактичная асимметрия, сглаженные углы, закоулки непонятного назначения… Хороши стоящие по пояс в современном асфальте ворота. Будь они декорацией — сочли бы вычурной.

2. Эклектика (конец XIX – начало XX вв.)

Эклектика
Алексей Трубецков. Все наследие А.М. Салько. Очень хотелось бы видеть восстановленным пассаж на ул. Московской.
Наталья Курилова. Колбасная фабрика «Кизнер и Глок», ул. Октябрьская, 47.
Алексей Голицын. Пассаж на ул. Московской, 59. Особенно если представить, как он выглядел до нынешней разрухи: чугунные арки, стеклянные перекрытия, лепнина, деревянный декор. Остатки последнего еще можно разглядеть, если зайти в крошечный общепит с ул. Радищева. Две чугунные колонны до сих пор подпирают адвокатскую контору.
Денис Жабкин. Большая Московская гостиница, ул. Горького/Московская.
Андрей Сергеев. При упоминании саратовской эклектики сразу всплывает в памяти имя А.М. Салько (кстати, для меня абсолютным недоразумением является факт, что улицы Салько и Каллистратова находятся не в центре города, а в посёлке Зональный). Тут, в первую очередь, для меня важны управление Приволжской железной дороги (ул. Московская, 8 — мощнейшее и красивейшее здание, где я провёл свои детские годы: мама там работала). Отдельно я бы назвал доходный дом Горина на углу Московской и Комсомольской — ещё одно мощное здание, поражающее своим величием. Но любимыми являются всё-таки не они. Если говорить о зданиях, построенных в конце XIX века, пожалуй, более всего запал в сердце дом Сатова (угол Горького и Киселёва), в котором многие годы находится магазин «Свет». Правда, после реконструкции в начале XX века это уже, конечно, не эклектика, а модерн. А самую главную эклектику мы, конечно, потеряли: я имею в виду старое здание вокзала. Я его не застал, но, судя по фотографиям, это было чудесное сооружение.

3. Модерн (1910-е годы)

Модерн
Алексей Голицын. Особняк Рейнеке на ул. Соборной, 22. Он одновременно и самый раскрученный, и недоступный для простых смертных. Прекрасно сохранился из-за того, что в нем долгие годы была больница для партработников. По этой же причине его и сегодня нельзя разглядеть со всех сторон: охрана не пустит. Да, и вместо фонтана во дворе там теперь бетонное недоразумение. Но две голубые грации над входом по-прежнему неотмирны и прекрасны.
Наталья Курилова. Дом Яхимовича, ул. Советская, 3/5.
Алексей Трубецков. Необходимо срочно реставрировать особняки на ул. Советской (дом Яхимовича), восстановить в нормальном виде изуродованный при Аяцкове особняк Шмидта, переданный сейчас под приемы и одаренных детей (ул. Волжская, 32). Ещё «Астория», «Крытый». Их довольно много: нужно искать и спасать не столь известные. В Самаре, между прочим, в одном из замечательных особняков сделали музей модерна.
Денис Жабкин. Особняк Рейнеке (Госпиталь ветеранов войн), ул. Соборная.
Андрей Сергеев. Любимый модерн, повторюсь, дом Сатова — в этом здании поражает всё. Но если вести речь о настоящем, изначальном модерне, я отдал бы свой голос особняку Рейнеке на ул. Соборной. Это здание завораживает не только своим видом, но и тем, как искусно вплетено оно в пространство города. Безусловно, это далеко не самое известное модерновое здание Саратова и наверняка многие жители нашего города не согласятся со мной, что это лучший представитель стиля. Однако, любопытное наблюдение, меня часто спрашивают, что это за здание, когда мы с человеком проходим мимо. Его величие не бросается в глаза, но от того оно не теряет своей привлекательности.

4. Конструктивизм (модернизм и авангард 1920-1930-х гг.)

Конструктивизм
Наталья Курилова. Дом-коммуна «Рабочий», ул. Провиантская, 7.
Андрей Сергеев. Конструктивизма в Саратове не так много, как, скажем, в Минске, но тоже есть, чем похвастаться. Мне лично более всего симпатичен «Новый быт» (пр. Кирова, 48), хотя главным, пожалуй, стоит всё-таки считать Дом-коммуну «Рабочий» (ул. Провиантская, 7).
Алексей Голицын. Безусловно, Дом-коммуна на ул. Провиантской. Не передать, как удивительны были для советского человека двухуровневые квартиры, разница в этажах с улицы и со двора, длиннющие школьные коридоры… А также один туалет на две квартиры — зримый переход от коммуналок к индивидуальному жилью.
Алексей Трубецков. Дом коммуны, «Новый быт», дома ИТР. Их мало, и все их знают.
Денис Жабкин. Дом-коммуна, ул. Провиантская/Рабочий переулок.

5. Сталинский неоклассицизм (вторая половина 1930-х – конец 1950-х гг.)

Неоклассицизм
Андрей Сергеев. Тут для меня безоговорочно первым номером является дом на пр. Кирова, 6/8. В нем сочетаются и монументальность, и изящность этого диковинного стиля.
Наталья Курилова. Ул. Волжская, 34 (бывший дом «Жилкоопсоюза»).
Денис Жабкин. Жилой дом на пр. Кирова 6/8.
Алексей Голицын. Жилой дом НКВД на ул. Советской, 23. Особенно хорош он был, полагаю, в 1938-м — году постройки — отделанный «терразитовой штукатуркой теплых тонов». На мое неподготовленное воображение в 1980-х действовали размеры квартир в этом доме. И какая-то трудно передаваемая торжественность витала над этим местом, несмотря на то, что к тому времени главным обитателем его был начальник местного УГКБ, товарищ с простонародной фамилией Васькин.
Алексей Трубецков. На пр. Кирова напротив Консерватории, на ул. Московской напротив сквера Первой учительницы. Несколько угловых зданий (ул. Советская/Горького, ул. Провиантская/Рабочая, ул. Чапаева около Крытого рынка).

6. Постсоветский период

Постсоветская архитектура
Денис Жабкин. Жилой дом на ул. Провиантской, 26/28.
Андрей Сергеев. Сложно выбрать. Пускай им будет здание Россельхозбанка (угол ул. Зарубина и Радищева) — в нём радует глаз всё: и архитектурные линии, и цветовое решение.
Алексей Трубецков. Нам не повезло. В Нижнем в перестройку был архитектор Харитонов. Он просто шедевры сделал. Есть, чем гордиться. У нас довольно необычен Мушта с костелом на ул. Октябрьской и жилым домом на ул. Вольской и Пушкина. А сейчас совсем всё ужасно. Может быть, какие-то частные особняки за городской чертой есть. То, что делается в центре сейчас,— без комментариев.
Наталья Курилова. К сожалению, не могу назвать такое здание.
Алексей Голицын. Мне не нравится ничего.

P.S.
Дмитрий Назимов, заведующий сектором художественного оформления управления по наружной рекламе администрации Саратова:
Считаю, что это неправильно — выискивать наиболее интересное здание... Да и для чего? Каждое из них уникально и ценно. Важно понимать, что городская среда формируется не из одного здания... Это даже не группа зданий. Материя города также формируется и пустотами (курданерами, дворами, улицами, площадями, парками, набережными), ландшафтом (холмы, овраги, леса, озера и реки) и историей места.
Наиболее ценное и интересное — это уникальная среда, которой нет ни в каком другом уголке земли. И только сохранение этой среды приведет к развитию территории.

Игорь Сорокин, музейщик, координатор проекта «Саратовская крепость»:
Запуск механизма выбора топовых объектов так же вреден, как точечная застройка: получается, что мы учим/допускаем возможность думать о «точечном сохранении». Считаю, необходимо выделять и сохранять ансамбли, заботиться именно о комплексах архитектурных сооружений. Особенно это касается архитектуры эпохи классицизма — именно тогда Саратов оформился как город, в котором мы живём до сих пор. Самым ценным памятником эпохи классицизма считаю ансамбль Музейной площади, сформировавшийся вокруг Троицкого собора. Ансамбль, невзирая на утраты последних лет (дом Акимова, дом Леопольдова), является настоящей драгоценностью. Крайне важно при этом сохранить целостность двух уличных направлений — главных дорог, сформировавших структуру города: на Москву и на Царицын (современные улицы Московская и Чернышевского). То есть город от Волги до современной улицы Радищева — город эпохи классицизма, и в этом треугольнике должен подчёркнуто главенствовать классицизм. Для сохранения исторической ткани города крайне важны абсолютно все дома эпохи классицизма, дошедшие до нашего времени,— это даёт возможность ощутить масштаб губернского центра конца XVIII – первой половины XIX веков. Дома, выстоявшие по двести лет, как минимум, достойны уважения. Они, как заслуженные старики, требуют особой заботы и даже почитания. Убийство трёх домов (в их числе дом И.Я. Славина) на улице Московской в лето 2015 года считаю настоящим преступлением против исторического города.
Точно так же считаю важным сохранить ощущение города второй половины XIX века — поры, когда в архитектуре царствовала эклектика. Потрясающим образом смена стилей и смена масштаба проявлена на перекрёстке улиц Московской и Радищева — три из четырёх углов заявляют, что Хлебная/Театральная площадь есть явление «обновлённого времени». Начиная с Радищева/Никольской, город застраивается в ином масштабе, тяготеет и стремится к новому центру. И такие здания, как Радищевский музей, Народная аудитория, гостиница «Москва» и всё «модерновое» обрамление площади, есть точно такой же городской ансамбль, требующий внимания и уважения.
Осью нового города является ансамбль улицы Немецкой. При этом два памятника эпохи модерна фиксируют и новые строительные технологии: Консерватория есть апгрейд краснокирпичного «сундука» эпохи эклектики, а новейшие технологии Крытого рынка уже зовут в эпоху конструктивизма. Три квартала проспекта Кирова — это настоящий портал времени — между классицизмом XVIII-XIX и разнообразием XX веков. С одной его стороны — красный кирпич, известь, деревянные перекрытия, штукатурка, членение оконных стёкол и малая этажность, с другой — уже силикатный кирпич, железобетонные перекрытия, цемент, больший формат стекла и т.п. За Митрофаньевской площадью город снова меняет квартальный ритм и заявляет новый масштаб застройки (Крытый рынок, Главпочтамт, комплекс университета, комплекс 3-й горбольницы). Одной стороной проспект обращён в прогулочно-созерцательное «поле истории и культуры» (городской сад «Липки», Консерватория, музеи, первоначальный город, Волга). Другой — в более активно-прикладное «поле деятельности» (рынки, магазины, транспортные узлы, веер направлений). Надо рассматривать Проспект не как сквозную «променадную строчку», а как ось внутригородской исторической площади, раскинувшейся между Белоглинским и Глебучевым оврагами.
В доказательство необходимости комплексного мышления хочу привести пример эстетического уничтожения двух городских ансамблей, относящихся к разным эпохам ХХ века. Оба были «уничтожены» совсем недавно — на наших глазах. И уничтожены как раз точечной застройкой. Первый — памятник эпохи конструктивизма, второй — эпохи «сурового стиля» брежневской поры. Жилой дом, втиснутый между комплексом Домов 8 Марта и Институтской площадью с памятником Борцам революции 1905 года, фактически уничтожил уникальный городской ансамбль, сформированный в 1920-е годы. А типовая многоэтажка, ставшая фоном Дворцу пионеров на проспекте Строителей в Ленинском районе, «убила» замысел архитектора, создавшего комплекс на склоне холма. Ведь фоном скульптуре «Орлёнка» должно было служить чистое небо, а не бельё на балконах.
Считаю, что Саратов достоин в равной степени как комплексного развития, так и комплексного сохранения. Совершенно очевидно, что эти две программы постоянно вступают в очень серьёзные противоречия. Итог может оказаться плачевным — в неравной схватке застройщиков с горожанами мы, утратив исторический Саратов, получим уродца, не интересного ни инвесторам, ни гостям. И сами его вряд ли сумеем любить… Выходом из сложившейся ситуации вижу разведение интересов: исторический город необходимо осмысливать и развивать как рекреационную зону, а для деловой активности требуется формировать новый центр. Так делают во всех цивилизованных сообществах. У Саратова в связи со строительством нового аэропорта открывается возможность выйти на очередной виток развития — заложить на освободившемся месте, на Соколовой горе, суперсовременный центр города. Место стратегическое во всех отношениях. Шанс — исторического масштаба.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 37Итоговая оценка: 3.08
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ