29 Марта 2024, Пятница, 5:22 ВКонтакте Twitter

Горячие точки и подводные камни

Номер журнала: №7(196), июль 2016 г.
04/08/2016 13:15

Смена «государева ока»
В должности прокурора Саратовской области утверждён Сергей Филипенко, ранее занимавший пост начальника управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.


Алексей Иванов, шеф-редактор информационного агентства «Общественное мнение»
Эта кандидатура стала в определенном смысле неожиданностью для местных элит: хотя в регионе ожидали пришествия «варяга», имя Филипенко никак не фигурировало в разнообразной инсайдерской информации. Между тем, перед новым прокурором будет стоять непростая задача по выстраиванию подлинно независимых отношений с местными финансово-промышленными группами и восстановлению слегка пошатнувшегося в последнее время имиджа областной прокуратуры.
На первых порах Сергею Филипенко придется уделять максимум внимания даже не столько прямым должностным обязанностям, сколько починке «сломанного механизма» отношений прокуратуры как с другими органами власти, так и внутри своего ведомства, где все еще сильна система «кланов» и центров влияния. Нет сомнений, что эффективность работы во многом будет зависеть от того, как сложится коммуникация между новой командой и условными «краснодарскими», «саратовскими» и «иркутскими».
Самого г-на Филипенко относят к креатурам, во-первых, его непосредственного начальника, заместителя Генерального прокурора и куратора Уральского округа Юрия Пономарева, а во-вторых — одного из самых влиятельных сотрудников центрального аппарата ведомства, тоже зама Генпрокурора, а в прошлом полпреда президента в УрФО Николая Винниченко. И это, конечно, ни в коей мере не дискредитирующее обстоятельство. Ни в каких скандалах новый саратовский прокурор прежде замечен не был, равно как и в замечательных достижениях. Однако это положение «человека без свойств» пока в глазах общественности выглядит, скорее, положительным качеством назначенца. Его максимальная удаленность от местных элит и чистая биография, возможно, намекают, что г-ну Филипенко дан карт-бланш на «очищение» ведомства от людей с сомнительной репутацией.

Александр Сундеев, депутат Саратовской областной думы
Всегда, когда приходит новый руководитель, какие-то порядки сохраняются, какие-то меняются. Но, на мой взгляд, новый прокурор области будет опираться на те отношения, которые уже сложились в прокуратуре Саратовской области. Я затрудняюсь сказать, что следовало бы изменить в функционировании надзорного ведомства, но работы много.

Александр Никитин, председатель саратовского правозащитного центра «Солидарность», член общественного совета при ГУ МВД
Я не жду кардинальных изменений в работе саратовской прокуратуры в связи с приходом нового руководителя. Свердловская область (где ранее работал Филипенко.— Авт.) довольно серенькая и ничем особенно не выделяющаяся, коррупция там не побеждена. В целом же, в органах прокуратуры яркие лица не приветствуются: как только они начинают выделяться из толпы, их сразу снимают. Перемены могли бы начаться в нескольких случаях: если бы в Саратов прислали прокурора из властного клана, враждебного саратовскому клану, или если бы перед новым прокурором была поставлена задача ослабить какую-либо из властных групп в Саратовской области. Ни то, ни другое никогда не произойдет. Третий вариант — смена Генпрокурора и постановка задачи по борьбе с коррупцией в масштабах России.

Елена Микиртичева, заместитель главного редактора «Газеты недели в Саратове»
Новый прокурор в регионе — это всегда новая метла. А вот как она будет мести, большой вопрос. На мой взгляд, здесь три варианта развития событий. Первый — новый человек постарается скрупулезно разобраться во всех хитросплетениях политической, экономической и социальной жизни области и при этом будет действовать исключительно по закону и в интересах закона, не обращая внимания на «советы» заинтересованных лиц. Второй — прокурор займет позицию невмешательства и будет своеобразной английской королевой, то есть будет царствовать, но не руководить. Третий вариант — начнется передел сфер влияния не без личной заинтересованности назначенца.
Понятное дело, гражданскому обществу, населению Саратовской области предпочтителен первый вариант. И, судя по отзывам некоторых коллег, он может случиться. Говорят, журналисты из Екатеринбурга очень хорошо отзывались о господине Филипенко. Что, согласитесь, бывает редко. Так что у Саратовской области есть шанс получить настоящего прокурора.

Не слушать друг друга
Городские и областные власти внесли существенные изменения в процедуру публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки. 29 июня областная дума приняла законопроект, разработанный депутатом-застройщиком Леонидом Писным, который предложил при принятии того или иного вопроса проводить одни слушания из расчета на каждые 300 тысяч жителей, а не 100 тысяч, как это было раньше. Иными словами, публичные слушания будут проводиться реже, а вопросов на них выноситься будет больше. Кроме того, в начале июля на заседании общественной палаты был одобрен подготовленный сити-менеджером Валерием Сараевым проект решения депутатов городской думы об изменении процедуры слушаний. Согласно этому документу, предлагается исключить процедуру голосования участников публичных слушаний по обсуждаемым вопросам, а в протоколе слушаний в таком случае будут всего лишь «отражаться выступления участников для последующего учета мнения граждан при принятии решения уполномоченным органом».


Александр Ахтырко, главный редактор информационного агентства «ЖКХ-64»
Истинная причина данных нововведений, на мой взгляд, кроется, прежде всего, в бизнес-интересах застройщиков (как выше упомянутого депутата, так и его коллег по цеху и многочисленных партнёров). Я разделяю позицию общественника Александра Журбина, что после вступления в силу этих инициатив значительно ослабнет и без того «хилая» обратная связь с населением. Ни к чему хорошему искусственное укрупнение повестки дня плохо организованных публичных слушаний, конечно же, не приведёт.
Вопрос регулярности проведения публичных слушаний считаю менее актуальным. Гораздо более важным мне представляется развитие современных форм взаимодействия с активными участниками этого процесса и населением того или иного района города. Ни для кого не секрет, что в середине второго десятилетия XXI века интернет хорошо распространён даже на территории такого провинциального и, безусловно, отстающего в развитии города, как Саратов. И администрации всех уровней, и общественные организации давно обзавелись пресс-службами, пабликами в социальных сетях и т.д. Почему бы не задействовать эти ресурсы хотя бы в качестве организующего «звена» в рамках процедуры публичных слушаний? Например, можно проводить опросы и распространять информацию в СМИ, чтобы облегчить каждому горожанину механизм его участия в слушаниях. Ведь у многих людей попросту нет времени лично присутствовать на обсуждении волнующей его повестки дня.
На практике же реализация данных нововведений приведёт к тому, что множество актуальных для саратовцев вопросов застройки зелёных зон, мест отдыха и исторического центра города, сноса памятников архитектурного наследия и возведения возрастающих день ото дня в своём количестве новых 16-, 20- и 40- этажных многоквартирных домов, а также «нужных» особняков на Кумысной поляне пройдут процедуру рассмотрения на публичных слушаниях сугубо формально, под массовый и всепоглощающий «одобрямс» той повестки дня, которую посчитают необходимой представить публике в кулуарах администрации.
Ни в коем случае нельзя путать понятия охлократии (власти толпы) и демократии (власти народа). В данном случае мы однозначно будем иметь дело с первым вариантом в практике публичных слушаний, когда все решения будут навязаны, если не продиктованы «сверху», и приняты большинством, «ядро» которого будет «проработано как надо», а остальная «масса» просто централизованно потянется друг за другом (на основании давно известных и научно доказанных симптомов поведения толпы).

Александр Пантелеев, политолог
Чтобы публичные слушания стали публичными, необходим определенный уровень развития гражданского общества в стране. В настоящее время этот уровень крайне низкий, и власть, формально декларируя необходимость гражданского общества, реально в нем не заинтересована. Примером тому служат нововведения в отношении публичных слушаний. Городские власти, меняя норму представительства в три раза, освобождают себя от лишней головной боли по проведению слушаний, общественные организации, которые смогли бы выступить «за» или же «против» нововведений, либо очень слабы и с ними не считаются, либо их записали в иностранные агенты, либо вовсе отсутствуют. При предлагаемом способе выяснения отношения граждан к тому, что выносится в качестве предмета обсуждения, будут констатированы сам факт проведения мероприятия и то, что на этом мероприятии что-то говорилось. За бортом остается итоговое решение. Эту тяжелую ношу власть берет на себя и успешно с этим справляется исходя из собственных интересов. На практике происходит выхолащивание самой идеи общественных слушаний по принципу «поговорите, поговорите…». Слабый росток гражданского общества в форме общественных слушаний затаптывается. Кому это выгодно? Вопрос не требует ответа.

Григорий Гришин, режиссер-документалист, телеведущий «Открытого канала»
Нововведения, предлагаемые в формат публичных слушаний, лежат в политическом векторе, избранном действующей властью давным-давно: уменьшать влияние граждан на принятие любых значимых решений и оттеснять их от власти, давно и надежно узурпированной корпорацией так называемой элиты. С их помощью народное волеизъявление сводится к исключительно орнаменталистской функции фигового листка на дряблом теле местного самоуправления и прагматично назначается, чтобы выпустить пар протеста у наиболее горячих голов. Расчет состоит в том, что загнанный борьбой за ежедневное выживание и одурманенный телевизионной пропагандой народ согласится с каждым решением, предложенным ему властью.
Не говоря о цинизме инициаторов изменений в регламенте слушаний, приносящих в жертву прагматическому бюрократическому удобству интересы собственных избирателей, хочется отметить полное непонимание ими природы местного самоуправления — феномена объединения энергии неравнодушных ради общей пользы, принципа независимости, предоставленного российской Конституцией.
Перспективы принятия изменений весьма печальны. Граждане города будут окончательно оттеснены от принятия решений, определяющих их жизненную среду. Власть еще больше сосредоточится в руках городских начальников, которые на протяжении последних 10 лет откуда-то приходят, что-то творят и исчезают в неизвестном направлении.
Способ борьбы с навязанной ситуацией только один — политический. Саратовцам следует добиваться прямых выборов мэра города. Только мэр, прямо зависящий от интересов своих избирателей, сможет обеспечить их участие в управлении городом и соблюдение их интересов.

Душегубки по нормативу
Губернатор Валерий Радаев дал поручение проверить температуру воздуха в салонах автобусов и их чистоту. В итоге чиновники минтранса проверили 350 автобусов по всей области. Выяснилось, что во всех температурный режим соответствует ГОСТам


Дмитрий Олейник, политолог
После поручения губернатора навести порядок в саратовских автобусах ситуация стала развиваться по худшему бюрократическому сценарию: чиновники стали проводить проверки для видимости и готовить формальные объяснения. А оппозиционные политики начали пиарить себя на этой теме.
Складывается впечатление, что никто из исполнителей не понял, что губернатор поставил задачу шире — добиваться, чтобы Саратов стал комфортнее и уютнее для жизни. Стал одним из лучших городов России. И именно в этой связи надо понимать конкретное поручение по температурному режиму в автобусах. Не кампанию организовывать, а реализовать систему мер по улучшению работы общественного транспорта. Понятно, что саратовский общественный транспорт должен работать по-другому. Ведь проблемы связаны не только с жарой: простои и заниженная скорость движения, неопрятность салонов и наплевательское отношение водителей к комфорту пассажиров можно ощутить в Саратове в любое время года. Очевидно, что автобусный парк нельзя обновить единовременно, но должен быть понятный график его замены или календарный план ужесточения требований к работающей на маршрутах технике. Нужны понимание и по срокам разработки новой транспортной схемы и её обсуждения и многое другое. Важно решать проблему по существу, а не заявлять об её отсутствии.
В качестве мер оперативного реагирования предлагаю профильным структурам наладить контроль над скоростью движения на главных магистралях и закрыть эту навязшую в зубах тему, сократить простои и обеспечить обязательную вентиляцию в автобусах, где нет кондиционеров. А если форточки отсутствуют, а люки не открываются, не выпускать такие машины в рейс при температуре на улице выше 28 градусов.
Кстати, одного поручения губернатора оказалось достаточно, чтобы и чиновники всех уровней, и депутаты (даже оппозиционные), и общественники начали предлагать решения застаревшей проблемы, много лет волнующей саратовцев.

Денис Жабкин, блогер
Вопрос о качестве городской среды я озвучивал при общении с губернатором, где отдельным пунктом отметил состояние общественного транспорта. В частности, именно духоту и жару, низкую скорость движения. При этом в Сочи и Волгограде ездят автобусы с кондиционерами. Хотя там не намного жарче. Да и проезд по 19 и по 15 рублей. Что сравнимо.
В общем, губернатор запомнил эту проблему и правильно сделал, что озвучил её на совещании. Не знаю как, но почти все мои знакомые исключают поездки на общественном транспорте летом именно из-за духоты и жары. Лучше найти альтернативный вариант в виде быстрой и продуваемой маршрутки, такси или личного транспорта. Но никак не сауна, в которую превращается саратовский автобус. Кстати, разговаривал с коллегой, она говорит, что единственная её поездка на автобусе в жару была с приключениями: в салоне две женщины упали в обморок. Я сам удивляюсь, как переносят эти поездки пожилые люди, люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
А ведь даже водители могут отказаться от таких адских условий труда. Согласно пункту 4.4.4. ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта», температура, состав воздуха и уровень шума в салоне автотранспортного средства должны соответствовать установленным нормам СанПиН 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 №4616-88,— температура воздуха в кабине автобуса не может превышать +28°C при относительной влажности не более 55%.
А что представляют собой городские автобусы каждое лето?
Температура внутри салона около +40, два приоткрытых люка (в лучшем случае), подпёртые бутылкой, на весь салон, пара форточек. Водитель с голым торсом, на котором из одежды, наверное, одни шорты. В салоне пахнет потом, обязательно найдутся и молодые люди, одетые аналогично водителю. Обитать можно исключительно под открытым люком.
При всём при этом автобусы набирают людей на остановках, едут со скоростью пешехода (наглядно можно увидеть на Московской). Водителям (ну или если брать выше, то перевозчикам) наплевать, что кому-то может стать плохо, что салон практически не проветривается. Ведь саратовцы привыкли к такому к себе отношению, их жалобы никто не слышит. Они просто будут пересаживаться на личный транспорт, как только появится такая возможность.
И это я всё к чему? Указание губернатора тут же принялись исполнять. Говорят, что 14 июля на 11-м маршруте появился автобус с работающим кондиционером (!) и чистым салоном!
Уже 15-го июля министерство транспорта устроило проверку и заявило, что в Саратове проблемы жары в автобусах не существует, а пассажиры исключительно довольны состоянием общественного транспорта. Всё вы врёте, господа. Обманывают чиновников и простые саратовцы, и СМИ, и сам губернатор! На самом деле всё у нас зашибись!

Сергей Перепечёнов, гражданский активист
Как известно, губернатор потребовал от чиновников «разобраться в ситуации и навести порядок», а министру транспорта Чурикову и руководству города он поручил «выбрать самый проблемный маршрут, проехать до конечной остановки, сделать выводы…».
Не знаю, каким образом чиновники выбрали «самый проблемный маршрут», но, думаю, что саратовцы и гости нашего города, которые вынуждены ездить на автобусах и троллейбусах, идущих с Волги по улице Московской до Астраханской, указали бы именно на эту «проблему» — 1-й и 5-й троллейбусы, все энгельсские автобусы, автобусы №11-й и присоединяющиеся к потоку на улице Чапаева №№6 и 90, а также троллейбус №15. Все они едут вереницей нередко в 5-7 машин со скоростью пешехода. Такой порядок завели водители лет 15 назад и сделать с ними, помнится, ничего не мог даже вице-губернатор из прокурорских Бабичев, которому «также поручалось».
«Проблема» много лет заставляет удивляться и негодовать пассажиров, а в жаркие дни она становится «пыткой» — вместо 5-7 минут машина движется 20. При таком движении салон не продувается. Саратовцы называют этот аттракцион транспортников «душегубкой». Так что чиновники пусть именно здесь покатаются, да не забудут билеты покупать — за это удовольствие ещё ведь и платить нужно!
Также считаю правильным, если практика продолжится, и губернатор будет отправлять чиновников не только в общественном транспорте ездить, но и в муниципальные поликлиники ходить, в расчётные центры в очередях постоять…


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги: Саратов, ЖКХ, бизнес, губернатор, троллейбус, автобус, маршрут, транспорт, прокурор, температура, публичные слушания, СМИ, автобусы, города, чиновники, скорость, проблемы, там, слушания, организации, вопрос, время, поручения, водители, общественные организации, смена, власть, политолог

Оцените материал:12345Проголосовали: 26Итоговая оценка: 3.08
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ