20 Апреля 2024, Суббота, 17:45 ВКонтакте Twitter

Крест на памятниках

18/12/2015 16:56

Правящий класс продолжает оптимизацию бюджетных расходов. Вслед за такими глобальными темами неолиберальной политики «затягивания поясов» на шеях россиян, как урезание финансирования медицины и образования, заморозка пенсий и зарплат бюджетникам и т.д., российские власти добрались до культурного наследия. Стоит отметить, что эту сферу и так не особо жаловали, отдавая дело защиты памятников истории, культуры и археологии на откуп энтузиастам – учёным, краеведам или градозащитникам. Но, как оказалось, и отсюда можно снять какие-никакие копейки…
14 декабря президент Путин подписал инициированные Минфином, спешно принятые Госдумой и одобренные СовФедом поправки в федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Как следует из пояснительной записки, в законе приостанавливается действие первого абзаца п. 3 ст. 14., который предусматривает, что «физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия федерального значения, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, либо пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счёт собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведённых им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с указанным Федеральным законом, а размер компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу сохранения и развития культуры».
«Федеральным законом на основании пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса предусматривается приостановить действие рассматриваемой нормы до 1 января 2017 года в связи с тем, что её реализация не обеспечена источниками финансирования в 2016 финансовом году»,– недвусмысленно говорится в пояснительной записке. То есть, как в старой поговорке БорисАбрамыча Березовского: «Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет!» Впрочем, опрошенные нами собственники и арендаторы объектов культурного наследия отмечают, что пункт о компенсациях действовал более чем формально, и никакого финансирования со стороны государства в части поддержки реставрационных работ не было и до отмены. «Какие там компенсации! Нам лишь бы выжить и не проснуться под завалами», «Ничего никогда не получали от «родного» государства», «Всегда ремонтировали и поддерживали свой дом исключительно за собственные средства» – так описывают ситуацию опрошенные нами арендаторы и собственники саратовских зданий, входящих в реестры памятников культурного наследия федерального, регионального и местного значения.
Очевидно, это связано с определённой путаницей со статусом того самого «единого реестра объектов культурного наследия», о котором идёт речь в поправках. Об этом «ОМ» писал ещё в начале прошлого года, когда региональному минкульту были переданы полномочия по охране культурного наследия. По данным ведомства, в Саратовской области находятся 5247 объектов культурного наследия, из них: 151 – федерального значения, 651 – регионального и 129 – местного значения, 4316 – это выявленные объекты (в том числе 3290 – объекты археологического наследия). Как сообщал в феврале 2014 года минкульт Саратовской области, одной из первоочередных задач в данном направлении является «формирование Единого государственного реестра объектов культурного наследия и территориальное планирование с целью их сохранения». На тот момент в Едином реестре был зарегистрирован лишь один региональный объект – «Место приземления Гагарина», еще восемь находились в финальной стадии регистрации в минкультуры России. Всего же в 2014 году планировалось формирование пакета документов для регистрации в Реестре еще 20 объектов культурного наследия. Будут ли внесены в единый реестр 5 с лишним тысяч оставшихся объектов, пресс-служба областного минкульта не сообщала. Сколько объектов включено в единый госреестр на сегодняшний день, неизвестно – документ, размещённый на сайте федерального минкульта, недоступен широкому кругу пользователей интернета. Однако, как говорится в ряде СМИ, единый государственный реестр только лишь будет сформирован. Об этом, в частности, шла речь 12 ноября в Казани, где проходило заседание окружной межведомственной рабочей группы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении территорий музеев-заповедников, музеев-усадеб, достопримечательных мест и объектов культурного наследия, расположенных на территории Приволжского федерального округа.
Как отмечается в публикации сайта «Хранители наследия» со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту об отмене компенсаций, «согласно докладу Минкультуры России от 11.06.2015 № 8510-01-35-ВМ, направленному в Правительство Российской Федерации, ведение Реестра фактически стало осуществляться Минкультуры России со второй половины 2012 года, и до сих пор не ясен вопрос о количестве объектов культурного наследия, которые должны быть включены в указанный Реестр (за 2012 год по данным Росстата – 176 тысяч, по данным Минкультуры России – 117 тысяч). При этом указанный Реестр может пополняться по мере выявления новых объектов культурного наследия, что автоматически может приводить к увеличению количества субъектов, претендующих на получение компенсации в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 73-ФЗ». Стало быть, «в этой связи не представляется возможным оценить общую финансовую потребность в средствах федерального бюджета на реализацию указанного пункта». Наконец, «порядок выплаты компенсации физическим и юридическим лицам за проведение работ по сохранению объектов культурного наследия определяется Правительством Российской Федерации. Соответствующий нормативный правовой акт до настоящего времени не принят».
Казалось бы, отмечается в публикации, если вопреки требованию федерального законодательства Минкульт РФ не определилось с количеством объектов в госреестре, а правительство не приняло соответствующего нормативного акта, с них необходимо потребовать исполнения своей работы. Но неолибералы из Минфина, а также поддержавшие их депутаты, сенаторы и президент, пошли по привычному пути бюджетных оптимизаций. А собственникам объектов культурного наследия дали понять: все их усилия по сохранению памятников – это исключительно их дело. Во всяком случае, на протяжении 2016 года.
«Здесь дело даже не в компенсации затрат собственника, а в том что государство через компенсанцию или какие другие преференции показывает солидарную ответственность за сохранение культурного наследия в соответствии с конституцией и законом об объектах культурного наследия. Если этого нет, то государство выступает уже как просто распорядитель недвижимого имущества, случайно ему доставшегося и обладающего некими особенностями. Но ведь при этом некоторым пользователям, даже не собственникам, эта компенсация производится стопроцентно»,– отмечает Сергей Куликов, главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), старейшей и крупнейшей проектной реставрационной организации в стране.
«Это очередной удар по культурному наследию. В то время, как Федерация должна быть крайне заинтересованной в сохранении наследия, сама же и ставит крест на памятниках»,– комментирует нововведения блогер-краевед Денис Жабкин.
Если говорить о Саратове, то, как неустанно повторяют представители строительного бизнеса, в нашем городе слишком много памятников, содержать которые нереально. В этой связи не удивительно, что государство в очередной раз выразило волю крупного бизнеса, оставив на откуп содержание культурных объектов за счёт их обитателей, большинство из которых являются малоимущими гражданами и явно не могут проводить качественный ремонт зданий. А такое положение крайне выгодно застройщикам, которые, пользуясь тотальным недофинансированием охраны культнаследия, берут эту функцию на себя, но весьма специфически, как правило, проводя курс на уничтожение исторического фонда.
Собственно, усугубленная поправками норма о бремени по содержанию объектов, существовала и ранее. Так в Гражданском кодексе говорится, что «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, и обеспечение сохранения объекта является обременением собственника».
И всё же, необходимо ответить на наивный вопрос: что же делать с сохранением культурного наследия? Ясно, что существующая политика (и бюджетная, и градостроительная), как справедливо полагает Денис Жабкин, поставит крест на памятниках. В данной ситуации можно вспомнить некоторый исторический опыт, который на голову разбивает состоятельность политики нынешнего «антикризисного затягивания поясов».
Ведь даже в голодные годы гражданской войны, Советская власть, вопреки досужим разговорчикам о разрушении всего и вся «до основанья, а затем», принимала существенные меры по сохранению ценных объектов. Помимо знаменитой программы Ленина и Луначарского о монументальной пропаганде и декрета «О памятниках республики» (в рамках которого в городах страны были мобилизованы «художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции»), 5 октября 1918 года был издан декрет СНК РСФСР «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Этот документ «в целях охранения, изучения и возможно более полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины, находящимися в России», предусматривал ряд важных мер, которые спустя век сложно представить в тех условиях, в каких этот декрет принимался. Помимо «государственной регистрации всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины» и взятия на учет объектов «имеющих большое научное, историческое или художественное значение», принятые на этот учёт монументальные памятники могли быть «принудительно отчуждены или переданы на хранение в ведение государственных органов охраны, если сохранности их будет грозить опасность от небрежного отношения владельцев или вследствие невозможности для владельцев принять необходимые меры охраны».
Помимо этого, 16 сентября 1921 года был издан декрет СНК «Об охране памятников природы, садов и парков», а 7 января 1924 года – «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», существенно дополнявшие и расширяющие защиту ценных объектов.
В более поздние годы создавались новые механизмы защиты исторического наследия, которые в постсоветские годы последовательно разрушались. Так, за последние десятилетия в России был также существенно сокращён список исторических поселений, то есть населённых пунктов, в границах которых расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
Понятие и перечень «исторических поселений» законодательно введены в 2010 году, а сорок лет до этого, в мае 1970 года постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Государственным комитетом Совета Министров России впервые был утверждён список из 115 исторических городов и других населённых пунктов РСФСР. Через 20 лет постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР №12 от 19 февраля 1990 года, коллегии Госстроя РСФСР №3 от 28 февраля 1990 года и президиума Центрального совета ВООПИиК №12(162) от 16 февраля 1990 года, по согласованию с Советами Министров автономных республик, исполкомами краевых и областных Советов народных депутатов был принят новый список исторических населённых мест РСФСР. Он значительно расширился и включал 426 городов, 54 посёлка городского типа и 56 сёл.
В июле 2010 года Министр культуры РФ Александр Авдеев подписал приказ №418/339, согласно которому перечень исторических городов России был сокращён более чем в 10 раз – с 478 до 41. Как уже отмечал «ОМ», согласно этому документу, на территории Саратовской области в перечень исторических поселений входит только Вольск, а ранее в список исторических городов области входило 10 населённых пунктов. Помимо Вольска, историческими поселениями считались Аткарск, Балаково, Балашов, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Саратов, Хвалынск, Энгельс.
Как видим, государство отворачивается от исторического наследия поступательно и комплексно. А отмена и без того призрачных компенсаций – это, очевидно, одна всего лишь из «антикризисных мер», по традиции осуществляемая далеко не за счёт тех, кто живёт сверхпотреблением и сверхприбылями.
______
Реклама
Где можно приобрести постельное белье? Вариантов для осуществления данного вопроса имеется множество. Магазины постельного белья (Саратов) - это из таковых. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте neomama.ru. Заходите и делайте свой выбор.


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 11Итоговая оценка: 3.18
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

20/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиСаратов "под горшок", работать некому и "а мировые судьи кто?"
19/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Почти нормальная семья"Чисто скандинавская драма о нехватке доверия - нудная, но довольно глубокая
14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить

Блоги



Поиск по дате
« 20 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ