«Ведомостям» удалось ознакомиться с основными направлениями бюджетной политики Минфина РФ на 2014-2016 гг. Ведомство ожидает резкого сокращения доходов, однако это не помешает не только профинансировать возросший объем дополнительных обязательств, но и удержать дефицит бюджета на уровне ниже 1% ВВП без наращивания госдолга, сократить ненефтегазовый дефицит и перечислить в резервный фонд 1,6 трлн руб.
Выполнение инаугурационных указов президента Владимира Путина остается приоритетом, стоимость которого за 2014-2016 гг. для федерального бюджета составит 2 трлн руб., в том числе 350 млрд руб. получат регионы, на которые лягут основные расходы по финансированию роста зарплат бюджетников. За полгода с момента принятия закона о бюджете на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. указы «подорожали» на 200 млрд руб.
Помимо социальных обещаний появились новые обязательства в 1,3 трлн руб. на три года, из которых 1 трлн не учтен в предельном объеме расходов. Крупнейшими новыми расходами станут высокоскоростная магистраль Москва – Казань (363 млрд руб.), федеральная целевая программа развития Дальнего Востока (286 млрд), Чемпионат мира по футболу в 2018 году (80,6 млрд; все суммы – на три года). Кроме того, дополнительных денег может потребовать пенсионная реформа с 2015 г.: одно из ее направлений – стимулирование более позднего выхода на пенсию, за что Минтруд обещает выплачивать повышенные пенсии. Если стимул подействует, на выплаты пенсий в 2015-2016 гг. может дополнительно понадобиться до 300 млрд руб.
Чтобы в условиях сокращения доходов профинансировать все обязательства, найти средства на новые расходы и при этом удержать допустимые параметры дефицита, Минфин предлагает маневр – сокращение одних расходов для финансирования других. Масштаб бюджетной оптимизации за три года составит 2,9 трлн руб., включая сокращение условно утвержденных (нераспределенных) расходов. Второй основной источник оптимизации – пенсионная реформа: несмотря на «риск по стимулированию стажа», как говорится в материалах Минфина, проведение реформы позволит сократить трансферт Пенсионному фонду на 23% за три года по сравнению с прежними планами, или на 1,1 трлн руб.
«Секвестру» подверглись планы пополнения резервного фонда: в 2014-2015 гг. в него будет перечислено 600 млрд вместо 1,4 трлн руб. Остальные нефтедоходы будут потрачены.
При падении цен на нефть до $60/барр. средств резервного фонда хватит на три года, пишет Минфин, – правда, при условии, что накопленное составит 7% ВВП. За три года Минфин планирует увеличить объем фонда с 4 до 4,7% ВВП (с 2,7 трлн до 4,3 трлн руб.), если будет выполнена программа приватизации. В ином случае выпадающие доходы компенсирует резервный фонд, и тогда его объем к началу 2016 г. сократится до 3,6% ВВП.
Рост расходов на содержание силовиков, повышение зарплат госслужащим, ЧМ-2018 и инфраструктурные мегастройки составляет основное содержание предлагаемого Минфином «бюджетного маневра». В бюджете на 2014 г. финансирование инфраструктурных проектов (магистраль Москва – Казань, мундиаль, программа Дальнего Востока) нашлось исключительно за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение. «Маневр заключается в финансировании “проектов века” за счет сокращения расходов на человеческий капитал»,– комментирует эксперт Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: