Примета времени – те, кто отвечают за финансовую и организационную стороны концертной деятельности, в полной мере становясь публичными людьми, начинают конкурировать в известности с исполнителями, чьи имена у всех на слуху. Одним из таких финансистов и организаторов сегодня, безусловно, является Иосиф Пригожин. Но наш разговор с продюсером коснулся не гламурно-светских сюжетов, а деловой стороны всего того, что называется популярной музыкой.
Любое зрелище должно быть «хлебным»
- На ваш взгляд, что на сегодняшний день больше всего мешает нормальному развитию отечественного шоу-бизнеса – налоговая система, недостаточное его законодательное обеспечение, общее состояние культуры в России?
- На мой взгляд, шоу-бизнес у нас развивается так, как он, собственно, и может на данный момент развиваться в условиях именно нашей страны, где он представляет собой относительно новое явление, - примерно 20 лет он существует в России. Меня нередко спрашивают – какой смысл я вкладываю в это понятие? Для меня шоу-бизнес – это прежде всего индустрия развлечений. И его стратегия должна строиться строго по технологии этой индустрии. По большому счету, кино – это тоже шоу-бизнес; казино – шоу-бизнес; музыка – также шоу-бизнес. Как и спорт, как и радио, как и театр. И, разумеется, телевидение. Например, программы, Ивана Урганта – замечательный пример шоу-бизнеса на ТВ. Всё, что связано либо со зрелищем, либо с собственно развлечением, нужно оценивать по критериям шоу-бизнеса.
Но у нас его поступательное движение сопряжено с некоторыми сложностями. Дело не столько в несовершенстве законов, так или иначе регулирующих нашу профессиональную сферу, сколько в работоспособности – применительно к российским условиям самого понятия "шоу-бизнес"; в соблюдении правил игры в нем. А они не то что размыты - они порой вообще отсутствуют.
По-обывательски говоря, беда в том, что много "халявы". Немало сделок и контрактов выстраивается на неких кулуарных, неформальных отношениях –индивидуальных, клановых и т.д. На практике это приводит к тому, что, вместо того чтобы заплатить исполнителям и организатору концерта за работу, принимающие стороны начинают его уговаривать - сделать тот или иной номер бесплатно или же за плату, несравненно меньшую, чем было зафиксировано при первоначальной договорённости. Также одна из проблем – напряжённые взаимоотношения между продюсерами и музыкальными радиостанциями.
- Всегда ли, по вашим наблюдениям, прямо пропорциональны бизнес-показатели и качество музыкального контента? Как вы воспринимаете звучащие всё активнее и в парламенте, и в прессе предложения о возрождении худсоветов или даже цензурных комитетов, призванных соблюдать нравственные традиции?
- Моё мнение: худсоветы и прочие подобные фильтры всё-таки не нужны. Но нужно, чтобы у сил добра было больше кулаков. Иначе говоря, надо, чтобы средства массовой информации (и прежде всего те же радиостанции) постоянно и серьёзно обращали своё внимание на качественную, хорошую музыку. И следует не уподобляться сиюминутным так называемым "хайпам", пытаясь быстро сесть на готовую волну, а поддерживать - пропагандировать, если угодно, - позитивное и достойное вопреки другим, скажем так, спорным явлениям в отечественном популярном искусстве. Не надо забывать, что и сейчас радио продолжает формировать музыкальный вкус слушателей. При всём моем уважении к группе "Ленинград" (а в ней играют действительно обалденные, классные!), не могу остаться равнодушным к тому, какие заявления часто делает её солист Сергей Шнуров, типа того, что - ну нравится же нашему народу всякое г…! Вспомните недавно ушедшего гениального нашего сатирика Михаила Задорнова. Уж как он высмеивал и народ, и общество. Но это всё равно не помогало им становиться другими.
- В своё время вы, как говорится, "без отрыва от производства" закончили ГИТИС. Было бы интересно услышать ваше суждение, как выпускника ведущего театрального российского вуза, о подготовке в профильных творческих вузах профессиональных продюсерских кадров.
- Замечу сразу: уровень подготовки продюсеров весьма низкий. В значительной степени - из-за отрыва этой подготовки от реальности, куда сразу же попадает начинающий продюсер. Для того чтобы ему правильно существовать, расти, крепнуть, он должен в первую очередь ясно видеть перед собой те самые правила игры, о которых я упомянул, - причём соотносимые не только с отраслью, в которой он намеревается работать, но и с экономикой страны в целом. Понятно, молодому человеку мы, опытные продюсеры, сможем доступно объяснить его цели и задачи. Но он на следующий же день столкнётся с едва ли преодолимым для него – отсутствием связей, отсутствием возможностей. Тем более, пока у нас работают не правила игры. У нас идут фактически бои без правил; и наглядней всего это проявляется в контактах артистов с продюсерами. С точки зрения правовой защиты одной из сторон делового контракта существует много пробелов, - приходится сталкиваться с тем, что фактически никак не регулируются такие моменты, когда артист может сменить, когда ему вздумается, продюсера и пойти, что называется, с другим. И часто продюсер не может должным образом отстоять свою позицию. Так сложилось, что у нас массовое восприятие публичных людей затмевает их истинную значимость. И потому фактор доверия к артисту (актёру, певцу, музыканту, танцовщику) в России намного мощнее, чем к продюсеру. А в США, Великобритании, других цивилизованных странах есть настоящие профсоюзы менеджеров, профсоюзы музыкантов. И они, с одной стороны, эффективно защищают попавших в нестандартные жизненные ситуации наших коллег, живущих и работающих там; а с другой – хранят своего рода кодекс поведения в шоу-бизнесе. А у нас каждый, кто посчитал, что он может "зайти" на рынок шоу-бизнеса, начинает всех "под свою дудку" строить. Кто-то не соглашается с такого рода управленцами. Но многие, к сожалению, под них подстраиваются. Очень много случайных людей…
Вот мы сетуем, что мало продюсеров-профи и что их образование отстаёт от стандартов ХХI века. А знаете ли вы, что в российском шоу-бизнесе вообще отсутствует, к примеру, такая специализация, как SMM? Или – нет, по сути, такой классификации, как саунд-дизайнер. Где у нас готовят такого рода специалистов?..
Не надо воевать с космосом
- Насколько распространение интернета, расширение его доступности и технического потенциала меняют прежние форматы записи и продаж? Или альбомы и аудио-диски уже пора выкидывать на свалку? По антипиратской практике в РФ - что бы вы в неё добавили или – напротив – убрали?
- Я считаю, всё идет своим чередом. К сожалению или к счастью, и в нашей сфере нужно кардинально перестраиваться. Вопрос же заключается в том, что мы не в состоянии повлиять на процессы, начавшиеся в мире. Если мы говорим о масштабах цифровизации, о тотальном влиянии интернета на распространение музыкальной продукции, то даже iTunes-магазин, который был создан в сети, подлежит закрытию. В принципе, музыкальные магазины как таковые прекращают свое существование. Ныне начинают доминировать стриминг-сервисы, то есть такие как Apple Music, Spotify, и Music, Spotify, и люди теперь не будут больше покупать ни фильмы, ни музыку; они будут платить за просмотры. Посмотрел – заплатил, три раза послушал - заплатил в троекратном размере. Бороться с подобным невозможно. Это всё равно что объявить космосу войну. Выход один – считаться с этим и встраиваться в новую эру цифровых технологий. Вы посмотрите – телефон уже в принципе превратился практически во всё.
Современный продюсер как никто другой, пожалуй, должен понимать, что в смартфоне для потребителя сосредоточились и пульт управления телевизором, и пульт управления автомобилем, и музыка самых разных жанров, и кинофильмы, и книги. Смартфон, который вы держите в руках, экономит ваше время, экономит площади в вашей квартире, - теперь стало осуществимым высвобождение дополнительного пространства в человеческом жилище, без каких-либо полок и шкафов. Понятно, немало людей, которые остались во времени старых тактильных ощущений, и для них традиционные носители текста – книги – важны. Но я смотрю на своих детей и убеждаюсь в который раз, что их вся жизнь сегодня – в этой маленькой коробочке под названием смартфон, где они для себя находят игры, фильмы, видео в YouTube, соцсети. Уже компьютеры становятся не нужны…
- … а механизм авторских отчислений за эти просмотры, Иосиф Игоревич, - насколько он нуждается в совершенствовании?
- А этот механизм уже совершенен. Надо понять: в мире существует два типа культуры. Одна из них – по существу, и не культура вовсе, а антикультура. И по множеству признаков, к сожалению, Россия пока пребывает именно в ней. У нас нет культуры покупать. У нас по-прежнему господствует "культура халявы",- как бы противоестественно ни звучало соседство этих двух слов. Система Spotify, которая в России, увы, не работает, позволила бы вам в онлайн режиме видеть все покупки и продажи. Более того, автор музыки или текста, благодаря этой системе, был бы в состоянии отследить, сколько пользователей и какое количество раз его прослушали, - при этом в какое точно время и в какой стране. Это достижение - аналогия с Instagram. Пользуясь им, вы же видите всю статистику, позволяющую вам знать, сколько и откуда на данный момент вас читают, смотрят и слушают.
А у нас до сих пор, - вы будете смеяться! - 90 процентов русских артистов покупает свои собственные песни в iTunes. Для чего, вы думаете? Для того чтобы оказаться, по их расчётам, на вершине того или иного хит-парада и потом рассказать всем: "Вот смотрите, как много меня качают!". Американцу, французу или итальянцу в голову бы не пришло покупать на свои деньги тысячу сим-карт, попадать затем в хайп, показывая таким образом всем, что "я номер один". Так что прозрачность этих рейтингов – сами понимаете какого сорта. При этом - формально те самые 90% исполнителей, которые визжат на каждом углу, что они на первом месте в iTunes, ничего не нарушают. Они делают покупки - это их право, в конце концов. Но они в итоге делают искусственные хит-парады отечественной эстрады. По сути, это – дутые звёзды. Если бы в нашей стране были налажены и действовали системы Spotify, системы стриминга - то, что успешно работает за рубежом, они бы высвечивали все истинные рейтинги, все данные покупок и запросов, и всё бы быстро встало на свои места.
И не нужно нам ждать какого-то доброго дядю, который придёт и всё это нам устроит, - нам надо не лениться уже сейчас быть современным и модным.
Вот вам пример – у певицы Валерии мама, ей 80 лет. Так она прекрасно чувствует себя в информационных технологиях; она освоила, в частности, один важный для себя навык – она может наблюдать в инстаграме за теми, кто ей нравится! Кроме того, через телефон она смотрит телевидение.
Беседу вёл Алексей Голяков, обозреватель журнала "Инвест-форсайт" (Москва)- специально для "ОМ"
_________
Реклама
Многие водители за рулем любят слушать музыку. Предлагаем вам слушать авторадио. Это уникальный в истории радиовещания проект. Здесь постоянно проходят интервью со звездами, увлекательные и динамичные игры в прямых эфирах, а также интересные новости. Заходи на портал http://votvamfm.com/radio/avtoradio и слушай в онлайн режиме.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: Иосиф Пригожин, музыка, шоу-бизнес