29 Марта 2024, Пятница, 18:05 ВКонтакте Twitter

Из журнального архива: Рабство божье

30/07/2013 12:52

От редакции
За 14 лет выхода в свет «Общественного мнения» количество тем, которые мы освещали на наших страницах, достигло таких объёмов, что волей или неволей приходится заниматься самоцитированием. В советских газетах была рубрика – «Листая старые подшивки», в которой публиковались материалы прошлых лет или отрывки из них. Вот и мы дожили до такого времени, когда, пересматривая старые журналы, находим довольно интересные и, что самое важное, не потерявшие своей актуальности тексты. Один из них – «Рабство божье» Даниила Черногуза, опубликованный в «Общественном мнении» №6(69) за июнь 2005 года. Этот объёмный аналитический материал восьмилетней давности посвящён «балашовской клерикальной аномалии». Сегодня мало кто помнит про учительницу из райцентра Нину Симонову, которая тогда проводила над своими учениками эксперимент по внедрению в их сознание основ православия. Кому-то это не понравилось, старшеклассники и их родители обращались в местные газеты, из районной прессы скандальная тема перекочевала в региональные и даже федеральные СМИ. Главная героиня и клерикальный новатор тогда сочла своим долгом судиться с журналистами, чем ещё больше привлекла внимания на свою голову. Естественно, не осталось в стороне от тех балашовских процессов и «Общественное мнение»…
Спустя восемь лет ситуация в плане сращивания школы и церкви в области и стране несколько изменилась. Это тогда, в 2005 году, некоторые ещё удивлялись, как в начале XXI века возможно, чтобы в светском образовательном учреждении происходило такое. Тогда мы ещё недоумевали над тем, что постсоветское руководство Государства Российского начало заполнять идеологическую пустоту путём вовлечения религии в жизнь общества. Теперь это стало привычной данностью: основы религиозных культур вошли в государственную общеобразовательную программу, в стране введён ряд клерикальных законов, а наш Александр Крутов уже больше года ваяет серию разоблачительных публикаций «Саратовская епархия. Люди, годы грехи». В этой вязи мы сочли, что сегодня будет небезынтересно вспомнить о происходящем в 2005 году в мятежном и поныне Балашове. Особенно в свете новостей о совместных намерениях РПЦ и местной власти построить храм на месте сквера без учёта мнения жителей, передачи здания епархии в муниципальную собственность и прочих заявлениях районных чиновников – явлениях, свойственных уже не только районному центру, некогда отличившемуся событиями, описываемыми ниже.

***

Пока общественность ломает копья по поводу введения школьного факультатива «Основы православной культуры», в г. Балашове Саратовской области разгорается скандал, связанный как раз с преподаванием православия в школах города. Учительница балашовской гимназии № 1 Нина Симонова активно судится со СМИ, допустившими в своих публикациях существование точек зрения, отличных от ее собственной. Также она судится лично с фигурантом одной из газетных статей восемнадцатилетней Машей Цыбанковой, выпускницей гимназии №1, только из-за того, что та высказала свое мнение по поводу ее уроков.
В силу своей географической удаленности от властей земных, в ряде школ города под видом «культурологических кружков», а то и просто на уроках литературы и русского языка детям вдалбливались (и вдалбливаются до сих пор) догматы фундаментального православия, причем с явным антизападным, антилиберальным и просто националистическим уклоном. Что, впрочем, вполне вписывается, если не в официальную «Социальную концепцию Русской Православной Церкви», то уж в общую канву публичных высказываний первых лиц РПЦ – вполне. Этот «балашовский эксперимент» достаточно распиарен на православных сайтах, так что есть все основания считать, что мы имеем дело не с каким-то отклонением от канона, а именно самым настоящим «насаждением духовности», которое в последнее время разные силы пытаются определить чуть ли не как основную государственную задачу.
К сожалению, «балашовский эксперимент» проводится уже достаточно давно. Причем в идеальных условиях – фактически, вся затея инспирирована райотделом образования, так что ни у учащихся, ни у их родителей особого выбора нет. Все источники соглашаются что-либо говорить только на условиях анонимности – если кроткие педагоги-христиане готовы любого засудить по уголовной статье, то уж в их способности сделать так, чтобы твой ребенок окончил школу с плохими оценками, никто не сомневается. Однако именно в силу «распиаренности» балашовского педагогического опыта у нас есть множество абсолютно достоверных документов, по которым вполне можно судить, как на практике воплощаются слова сторонников школьного православия о «духовности» и «национальных корнях».

Делу Господа верны!
Согласно социологическим опросам, oт 70 до 80% россиян утверждают, что они православные. При этом доля «воцерковленных» православных, по данным ректора РГГУ академика Юрия Афанасьева, составляет около 2% (существуют и другие цифры, но большинство оценок колеблется между 2 и 6%). Таким образом, религиозная самоидентификация большинства происходит на основании неких существующих в обществе социальных стереотипов, а не на основании реальной личной религиозной практики.
Что знает о православии средний «невоцерковленный», но как бы православный россиянин? Есть такая книга «Библия», в ней написано «не убий, не укради», на Пасху нужно печь куличи и красить яйца, детей необходимо крестить, а после загса хорошо бы съездить в церковь и обвенчаться. Подвижническим подвигом для такого православного является поход в церковь, покупка и возжжение свечки и чтение заученного «Господи, иже еси на небеси…» И вышеозначенные действия в общественном сознании трактуются как «правильные», «духовные» и вообще «достойные русского человека».
Естественно, такого рода религиозная принадлежность православием никак не является, что, собственно, сама РПЦ отрицать не может. Но это не мешает заинтересованным лицам спекулировать цифрами опросов. РПЦ все активнее играет на политическом поле, а власть светская все активнее пользуется услугами власти церковной. Насколько пока ценны для власти услуги РПЦ – другой вопрос. Сразу отчего-то вспоминаются последние годы губернаторства Дмитрия Аяцкова и его всемерная поддержка православия, как моральная, так и прочая. Но, увы, приступ благочестия бывшему губернатору каких-то серьезных дивидендов в земной политической жизни не принес, местное православное начальство явно выиграло больше. Но тенденция интересная.
Активизировалась вялотекущая, но неизменно любимая интеллигентская забава «сочинение новой идеологии для России». И в последнее время высказывания насчет того, что этой самой «новой идеологией» должно стать православие, считаются как бы «центристскими» и «взвешенными». При этом сама постановка вопроса отдает дешевым пиаром а-ля 90-е годы: нужно сочинить что-то такое, что «пипл схавает», некую такую идеологию «для быдла». И далее по старой советской схеме – «наша цель – нужное вписать».
Эта дремучая «советскость» – первое, что бросается в глаза в «балашовском эксперименте» и вызывает стойкое ощущение дежавю. То есть, конечно, в этой «новой идеологии» идеалы коммунизма заменены на идеалы православия, а дедушка Ленин на царственных мучеников, но общая идеологическая преемственность налицо. Номинация «враги» значительно расширилась. «Западный империализм», утеряв свою классовую сущность, превратился просто в «Запад», который, согласно заявлению Алексия II, «ведет хорошо спланированную бескровную войну против нашего народа». В балашовской теософско-педагогической традиции демонический Запад иногда персонифицируется как ЦРУ и некая «Корпорация Д» (о чем еще поговорим подробнее), на которые, согласно данным г-жи Симоновой, впахивал еще сам Жан-Поль Сартр (!), дабы приобщить российскую молодежь к наркотикам. Кроме Запада, враги – всякие «деструктивные секты», но это жителям Саратова уже известно, почему-то именно у нас принято с этими сектами бороться на самом высоком церковном уровне (так, последнее проходившее у нас высокое собрание было посвящено страшной угрозе под названием «неопятидесятничество» – интересно, кто-нибудь когда-нибудь организовывал мало кому известной в Саратове религиозной организации «Слово Жизни» такой мощный пиар?). Ну и, самое интересное, против чего наставляют детей в г. Балашове, – это «жидо-масонский заговор». Во всяком случае, этот заговор – главная тема в творчестве «православного публициста» Ю. Воробьевского, которого г-жа Симонова противопоставляет разным нехорошим «Лимоновым, Ерофеевым, Довлатовым» и о котором говорит, что ни она, ни ее ученики «уже не мыслят уроков» без его книг.

В борьбе за это
Слово «духовность», к которому апеллируют поборники «обязательного» православия, понятно, четкой юридической формулировки не имеет. Более того, понятие «духовности» можно рассматривать как в чисто религиозном смысле, так и в гуманистическом. И вот тут значения кардинально расходятся. И если в гуманистическом понимании духовности и духовного развития имеется в виду «процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.» («Глоссарий.ру»), то религиозное значение духовности ничего общего с «идеалами духовного развития культуры» не имеет. Это «все относящееся к Богу, церкви, вере» («Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля», одно из значений слова). Отсюда и изначальное лукавство диспута о православии в школе.
Митрополит Кирилл (ныне – Патриарх,– прим. ред.), второе лицо в РПЦ, в интервью для радио «Радонеж» 14.07.2004 г. очень четко формулирует основы православной духовности. Я прошу прощения за длинную цитату, но, мне кажется, это очень важный момент.
«К сожалению, то, что произошло в историческом развитии Западной Европы, не дает нам сегодня возможности говорить о том, что мы в полной мере принадлежим к единой системе ценностей… Начиная с XVI в. (и даже чуть-чуть пораньше) на философскую мысль Западной Европы стали оказываться очень сильные влияния. Источники следующие: в первую очередь, это идеи Ренессанса. Ренессанс – возрождение. Возрождение – чего? Возрождение язычества, возрождение языческой философии с ее антропоцентризмом. Ведь языческая философия в центре имела всегда человека – личность… И вот эта идея – идея антропоцентризма – она получила свое возрождение в эпоху Ренессанса.
Вторым источником влияния явилось, конечно, протестантское богословие. Ведь протестантизм был, в первую очередь, либеральным прочтением христианства… В Православии только Церковь может безошибочно толковать Священное Писание, потому что в ней живет и действует Святой Дух, а вот с точки зрения протестанта каждый человек может толковать, потому что в каждом живет Святой Дух! И поэтому даже самое невероятное толкование Священного Писания поставляется на один уровень с церковным толкованием, со Святоотеческим толкованием, появляется так называемый плюрализм – множественность законно существующих мнений. И что происходит? Происходит потеря понятия Православия (истинной веры) и ереси. В протестантизме нет понятия ереси, а есть только «частные точки зрения».
Почему я говорю о том, что протестантизм есть либеральное прочтение христианства? Потому что в центре был поставлен человек! Не Церковь – не вероучительный голос Церкви, не авторитет Соборов – человеческая личность!..
… Третьим источником была еврейская философская мысль, как она сформировалась в Испании и как она реализовала себя в западно-европейских университетах: не нужно путать эту иудейскую философскую мысль с традиционным иудаизмом как религией. Это разные явления. Вот эти три источника западно-европейского либерализма – они и породили такое явление как либеральная философия и либеральная политическая мысль. И все это, конечно, укрепилось в эпоху Просвещения, а затем уже вошло в политическую практику через Французскую революцию.
Что в центре этой идеи? В центре – идея прав и свобод человека. Причем ни один человек нормальный (как говорится, в твердом уме и памяти) не будет сходу отрицать ценность свобод и прав… Но есть одно очень существенное обстоятельство, которое нужно знать и о котором нужно помнить: это то, что нам сказал Апостол Павел о свободе: «Свобода – это есть свобода от греха». Человек таким образом должен ориентировать самого себя – в любой системе ценностей. Человек таким образом должен прокладывать свой жизненный путь – свободно выбирая из многих предложений – чтобы не грешить! Чтобы преодолевать грех! Грех, находящийся в его помраченной первородным грехом природе.
Смотрите, в чем разница между либеральным и православным подходом? Мы говорим: свобода – есть свобода от греха. А либеральный подход этого не говорит: понятия греха в либерализме не существует! Существует плюрализм мнений! Если с нашей точки зрения пропаганда гомосексуализма и практика его является грехом, там – частное мнение, которое абсолютно равнозначно противоположному мнению и имеет точно такое же право на существование! Понятие греха отсутствует, и что же получается? Права и свободы – в том числе, и для греха. И что мы получили на выходе? Мы получили стагнирующую цивилизацию, потому что грех становится практикой общественных отношений. Грех законодательно утверждается в странах
».
Очень интересная концепция. Таким образом, выходит, православная духовность прямо противоположна идеалам гуманизма? Многие ли «светские» защитники «нашей исконной духовности» вообще представляют себе то, о чем идет речь? Кстати, забавно – в основе конспирологических теорий уже упоминавшегося Ю. Воробьевского лежат эти же постулаты.
Пример «православной науки». (не удивительно, что автор этих смелых открытий объявляет теорию относительности Энштейна неверной без каких-либо обоснований):
«Духовные законы определяются Промыслом Божиим, пути которого неисповедимы, естественные (физические) – парадигмой, то есть набором соответствующих физических представлений. По сути, их разделяет пропасть, как и сами миры невидимый и видимый. Однако в человеке они представляют собой некую единую взаимосвязанную систему, автоматически понуждающую его не забывать о своем высоком предназначении. Главное звено этой сложнейшей системы схематически выглядит так.
Лукавый возбуждает в человеке-сосуде страсти, именуемые также грехами. Вызванные ими мысли и чувства, слова и действия сопровождаются мощными стрессовыми хрональными излучениями, имеющими соответствующую информационную структуру. По роду стресса эти излучения выводят из строя определенный орган, входящий с ними в резонанс, путем «закупорки» особых каналов (сосудов), по которым непрерывно циркулируют потоки положительных и отрицательных хрононов и которые в совокупности образуют замкнутую хрональную систему регулирования всех жизненных процессов организма. Закупорка одного из каналов или его участка ведет к сбою в системе регулирования, и человек заболевает, что должно служить сигналом: пора вразумиться. Таким предельно мудрым, простым и откровенным способом Творец побуждает человека соблюдать Свои заповеди, а духовные законы автоматически управляют естественными.
Хрононы, как известно, несут всю информацию об излучающих их телах, обладают всепроникающей способностью и колоссальными скоростями. Это значит, что хрональная информация, связанная с регулированием и работой всех органов, свободно поступает от человека в окружающую среду, аналогично и внешняя информация может свободно проникать в человека-сосуд. Следовательно, наиболее важная для организма система оказывается полностью обнаженной и никак не защищенной от внешних воздействий средствами самого человека. Это делает его и его здоровье всецело зависящими от духов добра и зла.
При жесткой ориентации человека на добро неизмеримо более могущественные и всегда держащие под контролем любую ситуацию Светлые духи защищают его от темных сил и их служителей: экстрасенсов, колдунов и магов…
»
Виктор Вейник, «Исследование проявлений духовного мира», Минск, 1998, Издательство Белорусского Экзархата. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршею Экзарха всея Беларуси Филарета

Эсхатологическая перспектива
Но вернемся к «балашовскому эксперименту». Школа должна учить жизни, идеология должна служить социализации личности. Как бы все понятно и вполне справедливо. Если цель жизни, формулируемая г-жой Симоновой, состоит в том, чтобы «правильно славить Бога», то понятно, что основная задача школы в плане подготовки ребенка к жизни – научить его этому «правильному славлению». Чем, собственно, г-жа Симонова и занимается. Но, к счастью, смысл жизни не всем так очевиден. Естественно, закономерен вопрос: насколько вообще православное мировоззрение и православная идеология способствуют социализации человека в современной России?
На одной из «Недель науки» в Балашовском филиале СГУ на секции литературоведения наряду со студентами выступали и воспитанники г-жи Симоновой. Преподаватели вуза были несколько шокированы заявленными темами. Например, «Почему наши девственницы становятся ванами?» (к стыду своему, не представляю себе, что это за ваны, в тексте этой «литературоведческой работы» говорится что ваны – персонажи некоего фантастического рассказа «одного из писателей», самое близкое, что удалось найти в Интернете, – это некая Вана из эротических произведений Эммануэль Арсан; надеюсь, это все-таки не оно). И поэтому секция пользовалась популярностью: народ шел посмотреть на подростков, оперирующих понятиями «девственность», «целомудрие», «растление» и т.п. В принципе, никаких таких благочестивых монстров обнаружено не было, дети читали тексты без должного пафоса, с ироническими улыбочками. То есть всем понятно, что к жизни эти морализаторские построения (справедливые, возможно, для допетровской Руси) отношение имеют достаточно косвенное. То есть, в отличие от ислама в мусульманском мире, православие в России не является путем социального самоутверждения личности. Жестко ориентированное на традиционное общество, православие, к сожалению, может лишь обличать пороки современного мира, при этом действительно необходимый разговор о реальных этических проблемах так по-советски подменяется преподаванием двойной морали.
По большому счету, вся морально-этическая проблематика сводится к культурному противостоянию с Западом. Главная опасность по Н. Симоновой – это «культуринтервенция». Культуринтервенцию придумала некая Н.Е. Маркова, имеющая какое-то отношение к РАН. Как мне представляется, «научная» методология г-жи Марковой вообще весьма характерна для «православной науки» и по сути является той же конспирологией, только с использованием научной терминологии. Теория, по-своему забавна: если рассматривать рынок наркотиков с маркетологической точки зрения, то в молодежных субкультурах можно рассмотреть комплекс мероприятий по повышению потребительской активности. Но далее следует конспирологический вывод – все эти субкультуры инспирированы некоей глобальной «Корпорацией «Д» (от англ. drug), которая через звезд шоу-бизнеса просто рекламирует свой товар. То есть, действительно, чего париться-то? Вот как у нас все здорово сошлось, и ничего, собственно, изучать больше и не требуется! А разработанная схема, в силу своей понятности, в доказательствах особо не нуждается. Да и чего думать? Прыгать надо! Благодаря великому учению о культуринтервенции уже создан какой-то проект «Барьер», который, как радостно сообщает г-жа Симонова, «нацелен на полное уничтожение наркомании в России среди подростков в течение 2-3 лет». И вперед, на мины: «небесная Русь была, есть и будет… Поставим Барьер: Школа – государство, Церковь, родители против культуринтервенции».
Конечно, бороться с придуманным противником гораздо проще, чем с реальным. А предавать анафеме дискотеки и рок-музыку куда интереснее, чем действительно разбираться с реальными причинами наркомании. Интересно, кто-нибудь действительно ждет каких-то результатов от подобной «борьбы»?
Отчего-то мне кажется, что и не ждет. Уж больно все напоминает предвыборные тексты политиков: картина мира сознательно упрощена, доступно объясняется «что делать», а главное, «кто виноват», и не дай бог хоть чем-то обидеть электорат!
И, естественно, используются модные нынче, мягко говоря, «патриотические» мотивы! То, за что светских политиков привлекают к самому настоящему суду, православные пиарщики издают чуть ли не легально. Вот тот самый Ю. Воробьевский:
«Весь XX век, равно как и предыдущие столетия, выходящая из западной бездны саранча двигалась на Православный Восток. И не только в виде явных захватчиков. Наиболее губительным оказался поразивший Российскую Империю вирус либерализма. Он веками таился в закатных странах среди пыли талмудических томов.
Сегодня «мудрецы» откровенны: «Быть может, понадобятся еще несколько столетий, чтобы осознать, что духовные, морально-этические и идеологические истоки западной цивилизации коренятся в иудаизме».
Прочтите в свете этого признания респектабельную «Eagle Forum News». Ее сообщение о той же 55-й Ассамблее ООН. О принятии «Хартии Земли» – документа, текст которого разрабатывается со времени Саммита Земли, происшедшего в 1992 году, и принятии Декларации, уполномочивающей новую комиссию ООН, задачей которой будет осуществление рекомендаций по созданию всемирного управления...» В протоколе «Сионских мудрецов» под номером пять записано: «...мы так успокоим гоев, что вынудим их предложить нам международную власть, по расположению своему могущую без ломки всосать в себя все государственные силы мира и образовать Сверхправительство».
Царство иудейского мессии – вот что является целью «политики». И это царство, говорят сами раввины, – от мира сего. Культ наслаждения, культ силы «избранных» имеет сугубо талмудическое происхождение. Кого же воспроизводит такой культ? Людей, у которых только лица человеческие. По сути же – прожорливая саранча, опустошающая мир. Ракетные жала, как у скорпионов. И на головах – венцы гордыни. Все они – не просто «мировое сообщество». Они стали сообществом – против нас. В такие шайки сбиваются давно. «Генуэзские купцы» с Мамаем, поляками и литовцами; Наполеон с «двунадесятью языками»; Гитлер – верхом на оси «Берлин – Рим – Токио»... А скоро, кажется, все будут против одного. Кто же за нас? Александр III говорил: у России только два союзника – ее армия и ее флот. Теперь такой союзник остался один – ядерный щит... Надежный ли? Надолго ли? Но и это – не самое главное. Главное: Бог – за Россию.
Как же Господь терпит западную саранчу? Он милостив: наверно, ради обращения в православие одного отца Серафима (Роуза) стоило терпеть всю Америку. Страну, руководимую людьми, прошедшими масонские инициации – то есть забесовленными... Вести переговоры с ними так, как будто ты разговариваешь с себе подобными? С точки зрения православной антропологии это нелепо... Думать, что они, дорожа своим гамбургером, не захотят апокалиптической бойни? Наивно. Ведь они обуяны диаволом, одно из имен которого – дух безумия
».
Юрий Воробьевский «Пятый Ангел вострубил. Масонство в современной России».– М.: ООО «Палитра-статус», 2002. – 448 с.
Я не знаю, как это можно комментировать.
Перед началом одного из судебных заседаний мы встретились с общественным защитником Н.Симоновой, директором балашовской СШ №10 Андрем Рыжковым. Увидев меня, он широко улыбнулся. Я хорошо помню эту улыбку. В городе Балашове, году в 95-м, они с братом-близнецом так же широко улыбались, протягивая мне некий документ на бланке РНЕ со свастикой в центре печати. В документе высказывались претензии по поводу моей статьи, где я объяснял, почему фашизм – это плохо. Отчего-то тогда в суд на меня не подали. Настало время для реванша?

Армагеддон-попс
В одном из своих интервью имам духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов высказался в том смысле, что нынешняя волна терроризма – это не столкновение европейской и мусульманской цивилизаций, а противостояние религиозного сознания и нерелигиозного. Это очень похоже на правду, и это пугает. Лично у меня даже такое вот неглубокое погружение в описанную «православную субкультуру» вызывает ощущение какого-то кромешного и зачастую опасного безумия. Но, может быть, некий носитель «религиозного сознания» точно так же смотрит, скажем, в «Декларацию прав человека», ужасаясь полному отсутствию элементарной для него и принципиально непостижимой для меня логики? И я со своим «либеральным мировоззрением» просто не могу рассуждать о непонятных мне материях?
Я ни в коем случае не пытаюсь напоследок «замириться» с РПЦ, я убежден, что есть вещи, которые нельзя оправдать никакой религиозной принадлежностью. Просто я хочу сказать, что это есть и это коснется каждого. Проблему нужно решать. Я не совсем представляю, каким может быть диалог между двумя мировоззрениями, но то, что он необходим, – очевидно. И так же очевидно, что, пока государственные мужи «религиозный фактор» будут воспринимать как дополнительный административный ресурс, а лица духовные будут слишком активно играть в мирские и не особо чистые политические игры, – никакого реального диалога не будет, как, собственно, и не было его до сих пор.

P.S. А вот как можно «одухотворить» скучные историю и обществоведение.
Ф.Я. Шипунов, выступление в Доме художников в Москве, в марте 1989 г.:
«Она [Россия] была самой свободной страной мира. Нигде такой свободы не было, ибо большинство русских людей было верующие, жили с Богом, а быть с Богом, значит жить в абсолютной свободе (Долгие аплодисменты). Жизнь России как государства пронизывалась такими божественными принципами, как:
– православие – славление права быть с Богом и в Боге, т.е. исповедание Абсолютной Правды;
– печалование о розни и раздорах, позволявшее мирное рядомжительство народов и их процветание;
– свобода вероисповедания, ведущая к той же Абсолютной Правде, исповедуемой Православием;
– восприимство всех народов, всех сирых, обиженных, гонимых в свое лоно.
Поэтому-то Россия и была нравственным столпом мира и ей суждено было пострадать за его грехи.
...Промышленно развитую страну можно создать на любом конце света, на любом континенте за 10-15 лет, с ракетами, бомбами, танками, автомобилями, тракторами и т.п. А вот создать аграрно-развитую страну со свободным тружеником крестьянином, с самобытным крестьянским строем, могли лишь отдельные страны за столетия. Именно такой страной, самой высочайшей державой по идеалам крестьянствования и сельского хозяйства, была наша Россия. А раз она была самой развитой в этом отношении, то и имела самую развитую энергетику, причем экологически безопасную, о которой ныне мечтают все государства. Вспомним 816 тысяч ветряных двигателей суммарной мощностью более 6-7 миллионов киловатт, до ста тысяч водяных двигателей мощностью более одного миллиона киловатт, т.е. в сумме столько же, сколько дает Волжский каскад ГЭС. А 36 миллионов рабочих лошадей и волов мощностью около 8-10 миллионов киловатт, да производство биологических энергоресурсов и т.д. Так что мощность энергетики дореволюционной России мы догнали лишь в 1975 году. Именно она кормила шесть месяцев в году всю Европу и была главным производителем жизненных припасов в мире, а по выпуску промышленной продукции стояла в первых рядах самых развитых стран. Вот что такое была Россия.
…К монархии отношусь положительно (Аплодисменты). Изучая правовые и богословские работы по поводу соотношения республики и монархии, заключаем, что монархическая государственность различается. Российская монархия была не абсолютная, а народная, единственная в мире
».

Читайте также:

САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ: ЛЮДИ, ГОДЫ, ГРЕХИ

К ВЕРЕ – ЧЕРЕЗ ЗАДНЕЕ КРЫЛЬЦО

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 21Итоговая оценка: 3.1
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

29/03/2024 17:00
"Мы – хозяева Поволжья!": как болельщики "СГАУ-Саратов" съездили с командой в ВолгоградКорреспондент "ОМ" тоже съездил
29/03/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Страх над Невой" 18+Ретро-"недохоррор" с узнаваемыми актерами, но совсем без ностальгии
26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ