29 Марта 2024, Пятница, 14:19 ВКонтакте Twitter

Opus magnum Ольги Погодиной-Кузминой

22/09/2015 13:50

Моя собеседница — писатель и драматург, исследующий почти запретную в современной России тему: жизнь сексуальных меньшинств как особую часть структуры общества. Сегодня Ольга Погодина-Кузмина — пожалуй, единственный публичный русский литератор, который всерьёз занимается художественным исследованием данной темы, не боясь атак со стороны консервативных сил. Мы поговорили с писателем о книгах и сценариях, об исторической проекции смут и застоев и о сравнительной психогеографии Саратова, вспомнив, как в одном из интервью Ольга Леонидовна мечтала вернуть "ауру провинциальных городков, чистых и благополучных, где все друг друга знали, где двери стояли открытыми и дети бегали по двору допоздна. Сейчас больно видеть разруху и запустение, как будто война прошла по малым городам и деревням России".

— Расскажите о Вашем визите в Саратов.
— Мы делаем либретто для нового спектакля вместе Кириллом Симоновым, замечательным молодым балетмейстером, одним из самых талантливых хореографов сегодня в России. Он много где работал, в том числе и за рубежом, а в саратовском Театре оперы и балета выпускает "Золушку" Прокофьева. Мы пишем новую историю, которая будет несколько отличаться от классической версии. Это не первый опыт нашего сотрудничества, совместно с Кириллом мы делали и "Сон в летнюю ночь" в Петрозаводске, работали над другими постановками. Премьера "Золушки" в Саратове состоится ориентировочно в январе следующего года.

— Вы сказали, что сюжет "Золушки" будет отличаться от "канонической" версии. В чём заключается новое прочтение?
—В истории, которую придумал Кирилл Симонов, а я пытаюсь вербализовать, существуют два сказочных государства. В заморском королевстве, где живёт принц, где вдоль кисельных берегов текут молочные реки, все, что необходимо людям для жизни, падает с неба. Там живут прекрасно и вольготно, устраивают балы и праздники. А за бетонной стеной находится государство труда. Там, на большом заводе, Золушка работает в столовой раздатчицей. К сожалению, у Золушки умирает отец, а завод достаётся злой мачехе, которая вместе с дочерьми мечтает попасть в заморское королевство. Дальше начинается история бала, перемещения через стену, то есть границу, которая разделяет два государства. Золушка попадает в заморское королевство нелегально, а мачеху с дочерьми приглашают официально. Фея у нас такой профсоюзный деятель, несколько напоминающая по образу Александру Коллонтай, которая и помогает Золушке попасть в страну гламура и безделья, но не для поиска счастья, а исключительно для того, чтобы Золушка своими глазами убедилась, что чего стоят заморские чудеса. И после этого нелегального визита Принц в поисках Золушки приезжает в страну труда. Врачи, футболисты и рабочие показывают ему, как прекрасно у них жить, и в итоге Принц остаётся вместе с Золушкой работать на заводе.

— То есть сюжет как бы является отражением международного разделения труда, соотношением стран Третьего мира и Золотого миллиарда?
— Так и получается. Но мы в своём спектакле хотим показать, что мир безделья, гламура и пустого времяпрепровождения на самом деле очень скучен. Принц не может найти там ни счастья, ни любви, ни полезного занятия. Поэтому он ищет Золушку. Ну а мачеха со своими дочерьми может и дальше продолжать путешествовать по балам и проводить время в праздности.

— Злая мачеха выступает в качестве некоего коллаборациониста или же управленца от Метрополии... Она угнетает своих сограждан на производстве, а за счёт их эксплуатации разъезжает по заграницам, мечтая жить в стране условно империалистической метрополии.
— Политики в спектакле нет, это все же сказка. Хотя, конечно, в каждой сказке есть мораль. Надеюсь, спектакль будет насыщен юмором, гротеском... В спектаклях Кирилла всегда много смешных моментов. Надеюсь, эта работа будет интересна зрителям всех возрастов и взглядов.

— На Ваш взгляд, стоит ли художнику в широком смысле этого слова писать просто сказки, устраняться от острых вопросов, или же, напротив, затрагивать в своих произведениях болевые точки общественной жизни?
— Тут каждый автор решает для себя. Но, на мой взгляд, некая социальная доминанта присутствует в каждом большом художественном произведении. Во всех пьесах, романах, стихах, даже в живописи, скульптуре. Социальное содержание определяет актуальность движения и развития человечества. Именно эти, актуальные, произведения большая гребёнка времени отсеивает из "культурного слоя" той или иной эпохи. Потому что, конечно, и социальная критика, и актуальность, и современность произведения определяет его дальнейшую жизнь в веках. И Островский, и Гоголь, и Пушкин, и Достоевский писали о вопросах, которые по настоящему волновали современное им общество, они находили те или иные "болезненные узлы". Их произведения служили хорошим толчком для изменения законодательств, порядков, касающихся прав человека. Толстой написал "Анну Каренину" и спровоцировал открытую общественную дискуссию о принципах развода. Островский пишет "Без вины виноватые" о том, что нам сегодня кажется диким, а в его время было нормой — дети, рождённые в браке и рождённые вне брака обладали разным социальным статусом и, соответственно, не были уравнены в правах. И эта пьеса послужила толчком для изменений в законах.
Я не могу сказать, что роль художника исчерпывается ролью трибуна. Это дано не каждому, и не каждому интересно этим заниматься. Но затрагивать те самые "болезненные узлы" в общественных отношениях, касающиеся и нас самих, и окружающего мира, на мой взгляд художник должен.

— Ещё о политическом искусстве. Я слышал, что Вы написали пьесу о Владимире Маяковском.
— Да, эта постановка готовится в "Активном театре", который ставит очень интересные спектакли. В их репертуаре есть и "Обитель. 16 рота" по роману Захара Прилепина.
Писать о Маяковском очень сложно, я ставила целью не реалистическое повествование, не заглядывание в личную жизнь, а обсуждение вопросов отношения художника и власти, личного и общественного, социальной роли писателя, которая часто вступает в противоречия с требованием времени. Ну и опять же, это вечно рассматриваемая история конфликта художника и обывателя, где обыватель зачастую оказывается победителем.

— Не кажется ли Вам, что этот конфликт между художником и обывателем в настоящий момент определяет нынешнее положение политических, ментальных и вообще повседневных дел в нашей стране? Я имею в виду современный климат в России, который многие сравнивают с брежневским застоем или его более ранними аналогами — периодами царствования Николая I и Александра III. Не знаю, можно ли говорить об этих явлениях как о своеобразной "диктатуре обывательщины" или "диктатуре мещанского сознания"...
— Я не согласна, что сегодня в России наблюдается застой. Мне кажется, что всё очень активно и динамично двигается. Другое дело, что не всем нравится, в какую сторону происходит это движение. Но в конце концов, как бы многие из нас не жаловались, сегодня мы живем неплохо. Совсем недавно мы знали времена гораздо более тяжёлые и суровые. Что касается некоторого застоя во власти и определённой стагнации — это неизбежные издержки стабильности, за которую таким образом мы расплачиваемся. На мой взгляд нельзя одновременно иметь и стабильность, и постоянную сменяемость власти. Тем более, что российская история нам прямо рассказывает: при всех указанных вами императорах, которые "замораживали" нашу страну, которые останавливали реформы, которые не были либералами и вошли в историю как, условно говоря, "душители и вешатели" — при этих императорах стабильно развивалась экономика. При Николае I была построена громадная сеть железных дорог, которой мы до сих пор пользуемся. При Александре III начался бурный промышленный рост, не было войн. Понятно, что либеральная общественность не одобряла методы правления таких руководителей, и это нормально. У всех свои функции: у либеральной общественности — своя, у власти — своя, у общества, у обывателя — тоже своя. И, в принципе, при всей моей нелюбви к обывателю (при всём том, что задача обывателя — это, грубо говоря, сожрать художника, поскольку обыватель вольно или невольно стремится сделать пространство вокруг себя единым, ровным и благополучным), в то же время обыватель — это "цемент" любой нации. И мы должны понимать, что как только обывателя начинают "уничтожать", когда его притесняют и лишают его всех обывательских благ, делают из него голодного, несчастного солдата или просто загнанного в угол человека, это означает, что времена наступают самые последние. Это или хаотические реформы, или террор, эпоха военного коммунизма, или нацизим.
Поэтому каждый должен выполнять свою функцию. Власть — удерживать стабильность. Обыватель — мечтать о спокойном благополучном обывательском существовании. Художник — бить в колокол, будить обывателя, бороться с ним, пытаться как-то защищать униженных и оскорблённых. В этом многообразии залог здоровья общества. Ну а журналист, конечно, должен критиковать власть, должен быть допущен ко всем её секретам и изнанкам, по крайней мере, рваться туда... И когда каждый делает своё дело, по мере сил, максимально честно и искренне, тогда наступает некое равновесие, колёса телеги выравниваются и она катится в верном направлении.

— Скоро выходит в свет ваша новая книга "Ласковая вечность". Это завершение трилогии, которая началась с "Адамова яблока" и "Власти мёртвых"?
— Да, это трилогия, которая таковой изначально и задумывалась. Моё творческое понимание мира выливается чаще всего в эпические формы. Я не пишу стихов, почти не пишу рассказов, а такие глобальные эпические формы, как драма, сценарий и, соответственно, роман — в этой стихии я себя чувствую комфортно.
Трилогия завершена. История её сейчас немного опережает наше время, но пройдёт несколько лет и, думаю, что мои книги будут восприниматься как достаточно точное и, может быть, одно из более полных описаний и политической, и общественной ситуации эпохи нулевых. Там очень много персонажей, они все разные. Я описываю эту часть общества довольно подробно со всей её иерархией, с довольно сложными взаимоотношениями. Это весьма активная, хотя и теневая часть социума, представители гей-сообщества занимают места и во властных структурах, и в бизнесе, да и вообще в нашей жизни. Я думаю, что никто до меня не предпринимал попыток проанализировать и показать эту иерархию, эти отношения, эти типы и типажи людей. Ведь, вопреки стереотипам, это весьма разнообразный мир.
Для меня эта работа очень важна, я думаю, что это мой opus magnum. Думаю, этой большой книге еще предстоит быть изученной и оцененной, хотя и сейчас ее читатели уже составляют своё сообщество. Они пишут мне иногда очень приятные письма, как правило, очень уважительные, восторженные... Поэтому я радуюсь, что работа над этими книгами не только мне принесла удовольствие и радость, но и нужна кому-то ещё. Может быть, кому-то эти книги помогут понять вещи, которые были от них далеки.

— В связи с тем, что Вы — действительно первый в России литератор, который фундаментально стал заниматься это тематикой как социальным феноменом, случаются ли, помимо восторженных писем читателей, нападки? Ведь как правило это сообщество, которое условно можно назвать милоновцами, ведёт себя достаточно агрессивно и не пропускает поводов для выплеска своих эмоций.
— На удивление, ничего такого не происходит. И для меня это лишнее доказательство тому, что вся эта пена поверхностной гомофобии и гомофобной пропаганды служит исключительно целям пиара. Причём пиара дешёвого, публичного, неприкрытого... Потому что, наверное, на книгах большого пиара не сделаешь, я не вижу особого интереса ко мне и моим текстам с той стороны. А читатели как правило — люди лояльные. Очень редко сталкиваешься с позицией: "Я этого читать не буду, потому что там какие-то безнравственные вещи". К тому же люди, которые так говорят, как правило, не читают ничего.

— Расскажите про фильм "Музыка во льду", который снял режиссёр Юрий Васильев по Вашему сценарию. Насколько мне известно, там собран звёздный состав актёров — Александр Балуев, Александр Адабашьян, Юлия Пересильд и даже, внезапно, Дима Билан.
— Съёмки закончились ещё прошлым летом в Вильнюсе. Сейчас продолжается работа, которая называется постпродакшн. Это монтаж, подбор музыки. Нашим продюсерам удалось уговорить написать музыку к фильму Эдуарда Артемьева, который работает почти исключительно с Никитой Михалковым. Действительно, над картиной работает звёздный состав — и Александр Балуев, и Марат Башаров, и Александр Адабашьян, и Светлана Иванова. А главную роль, точнее две главные роли, исполняет Дмитрий Билан. В фильме он играет нашего современника и одновременно человека из прошлого, потому что там два плана — современность и прошлое. Он играет молодого офицера лейб-гвардии конного полка, который проходит Первую мировую войну и погибает во время Ледяного похода. Фильм повествует о начале противостояния в Гражданской войне, это Первая добровольческая армия, Лавр Корнилов, генерал Алексеев... Нужно сказать, что фильм рассчитан на самого широкого зрителя, снят он очень красиво, за камерой стоял литовский оператор Рамунас Гречиус. Консультантом по костюмам был Александр Васильев — историк моды, который также сыграл небольшую роль. Надеюсь, что фильм будет зрелищный. Это не только историческое кино, но и мелодрама, любовная история. Премьера фильма ожидается в феврале.
Я ещё планирую написать книгу по сюжету этой ленты, сценарий оригинальный, он рождался у нас в совместном творчестве с режиссёром Юрием Васильевым, с продюсерами Эльмирой Айнуловой, Наталией Дорошкевич и Марией Журомской. Мы придумали эту историю — она, с одной стороны, очень типичная, с другой, мифологическая. В ней соединились привычные образы белогвардейских офицеров, милой юной княжны, которая идёт в медсёстры. С одной стороны, это привычные образы тех лет, а с другой — это наша попытка ответить на вопросы: "Как всё получилось и с чего всё началось?".

— Раз Вы приехали в Саратов и раз мы говорим о кино, о мелодраме, то не могу не задать Вам вопрос о международном телекинофестивале документальной мелодрамы "Саратвоские страдания", который каждую осень проходит в нашем городе. Хоть в его конкурсную программу представляются документальные работы, часто в рамках фестивальных мероприятий происходят показы игровых картин и встречи с людьми, занимающимися производством кино. Не собираетесь ли посетить "Саратвоские страдания"?
— Обязательно планирую принять участие, но не знаю, когда это произойдет. У нас ещё в проекте несколько работ. Мы с режиссёром Виктором Алфёровым хотим снять полудокументальный-полуигровой фильм о жизни и творчестве драматурга Александра Вампилова. И вообще, планов в области кино у меня немало. Так что обязательно в Саратов ещё приехать придётся, и не только на премьеру "Золушки".

— И последний вопрос: ваши впечатления от Саратова?
— Мне очень понравился Саратов. Мне повезло здесь с погодой, прекрасной для прогулок и знакомства с городом. Пешеходная зона Саратова напоминает какие-то южные города — и Харьков немного, и Киев. Даже отчасти совсем южные — Барселона, Пальма-де-Мальорка... Очень приятная атмосфера... Мне кажется, что большой ценностью Саратова является его архитектура, разнообразная, эклектичная, но в то же время уютная, очень индивидуальная. К сожалению, приходится признать, что не все исторические здания находятся в хорошем состоянии. Думаю, предстоит еще большая работа, чтобы эти уголки — удалённые или даже близкие к центру — как-то благоустроить и обустроить, покрасить и подштукатурить. Тогда Саратов, который соединяет в себе и городскую застройку, и застройку предместий, что, кстати, уникально для русских городов,— тогда он обретёт свой подлинный облик, облик прежнего купеческого города, который воспет в классике — и у Островского, и у Мельникова-Печерского, и в очень многих произведениях литературы.
Я вижу, что современный Саратов — очень читающий город, ориентированный на литературу, на культуру в целом. Хочется пожелать, чтобы этот облик сохранялся, и чтобы делалось как можно больше для того, чтобы вернуть эту красоту, уютность и своеобразие исторического центра города.

Фото: Сева Галкин

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 5Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 29 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ