28 Марта 2024, Четверг, 19:52 ВКонтакте Twitter

Нам электричество пахать и сеять будет?

20/10/2014 16:15

МУПП «Саратовгорэлектротранс» завершит финансовый год с традиционным убытком. Об этом недавно сообщил гендиректор предприятия Роберт Виньков, выступая на заседании комиссии саратовской гордумы по транспорту, промышленности, связи и торговле.
За 9 месяцев текущего года убыток МУПП составил 105 миллионов рублей. По мнению Винькова, одним из факторов образования данной суммы послужило то, что тарифы на проезд в городском электротранспорте были увеличены не с 1 июля, а с 1 октября.
Кроме того, по словам руководителя СГЭТ, 24 миллиона предприятию должен областной бюджет – эта сумма сложилась из долгов области за компенсацию перевозки льготных категорий пассажиров. При этом финансирование предприятия из регионального бюджета сократилось в 4 раза. Напомним, год назад городские власти и руководство предприятия заявляли, что долги области перед МУППом превысили 600 миллионов рублей, апреле 2014-го озвучивалась другая сумма – 142 миллиона.
Выступая на недавнем заседании комиссии гордумы, замглавы администрации Саратова по экономическим вопросам Елена Ножечкина сообщила, что тарифы за проезд и стоимость проездных были увеличены до предельно допустимого уровня, несмотря на то, что это на некоторый срок неминуемо вызовет отток пассажиров. «Могу сказать, что на предприятии очень тяжелая ситуация, и это требует вливания больших средств – около 900 млн. Но ситуация с бюджетом сейчас напряженная»,– цитирует Ножечкину «СаратовБизнесКонсалтинг».
За последнее время об экономических проблемах МУПП «Саратовгорэлектротранс» говорилось достаточно часто. В качестве причин называются и пресловутая «бюджетная вертикаль», «благодаря» которой львиную долю доходов муниципалитеты (в т.ч. и Саратов) вынуждены перечислять на федеральные и региональные нужды, оставаясь с опустошённой казной, и действия перевозчиков, не заинтересованном конкуренте-монополисте, и возможные происки местных олигархов-застройщиков, положивших глаз на активы предприятия. Однако несмотря на обозначение проблем МУППа, ситуация не меняется. Более того, всё идёт к тому, что стратегически-важное муниципальное предприятие со сложившейся инфраструктурой медленно, но верно подводится к банкротству и передаче в частные руки. Ясно, что в таком случае Саратов может не только потерять электротранспорт – экологически чистый и экономически выгодный (при всех сегодняшних проблемах, созданных искусственно), но и окончательно впасть в дорожный паралич, и без этого победно наступающий на город с помощью маловместительных автобусов и безудержной автомобилизацией. От последней спасти может, как ни странно, очередная волна экономического кризиса и связанное с этим снижение потребительской активности населения. Но, тем не менее, в кризис необходимо думать о том, как из него выходить. Можно, конечно, ждать у моря погоды и возвращения старого-доброго потребительского бума, наблюдая, как загибается трамвайно-троллейбусная инфраструктура и зреет недовольство «безлошадного» населения. А можно уже сейчас начать решать проблему надвигающегося транспортного коллапса, «непопулярными» для кого-то, но, как показывает практика, довольно эффективными мерами.
На официальном уровне сегодня принято считать, что повышение тарифов на проезд – единственная панацея. Но в реальности, мы видим совсем другое. За 10 лет стоимость проезда в общественном транспорте Саратова выросла в пять (!!!) раз, а воз и ныне там… Даже Елена Ножечкина признала, что повышение тарифов с 12 до 15 рублей за поездку, а также стоимости всех видов проездных, позволит сократить убыток предприятия на 29,7 миллиона рублей, а для нормативной самоокупаемости вообще-то проезд должен стоить не менее 24 рублей.
Не надо быть экономическим и транспортным гуру, чтобы понимать: столь радикальное повышение стоимости проезда в очередной раз ни к чему, кроме социального недовольства, снижения популярности и, как следствие, дальнейшего загибания электротранспорта, не приведёт. Население просто будет меньше пользоваться услугами предприятия, чья материальная база из-за пресловутого недофинансирования не обновляется годами, из-за чего троллейбусы и особенно трамваи представляют собой жалкое зрелище и постоянно выходят из строя.
«Нетрудно сосчитать, что месячный проездной на один вид транспорта стоит для граждан, как 47 поездок (!!!), а на два вида транспорта – как 56 (!!!). Это при том, что, например, в октябре 23 рабочих дня. То есть в простейшем случае человеку понадобится 46 поездок. В итоге месячный проездной будет стоить дороже, чем разовые поездки! Это нонсенс! А если присовокупить сюда постоянные перебои в работе электротранспорта, отсутствие его в вечерние часы, невозврат стоимости билета при остановке движения, множество альтернативных вариантов с автобусами и маршрутами, то какой человек в здравом уме купит проездной?
Для сравнения – в большинстве городов Европы месячный проездной на все виды транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метро и городская электричка), окупается в среднем при совершении уже 30 поездок (в разных городах варьируется от 20 до 40). Так как основная цель общественного транспорта – это привязать человека к нему на долгосрочные периоды. Это сокращает пробки в городе
» – пишет в своём ЖЖ блогер Денис Жабкин.
По его мнению, сторонники повышения стоимости не представили экономического обоснования выгод или, напротив, убытков, которые может получить предприятие от взвинчивания тарифов. К примеру, в прошлом году, от «гениального» решения областных властей – повышения в три раза стоимости социальных проездных – спрос на социальные проездные упал на 36%, из-за чего убыток МУПП «Саратовгорэлектротранс» составил порядка 90 миллионов рублей.
«Это решение, я уверен, будет абсолютно с таким же эффектом, потому что никто не просчитывал возможное падение спроса, никто не заинтересован в улучшении финансовых показателей СГЭТ и вообще в улучшении муниципального транспорта. По действиям, сделанным за последние годы, его просто медленно убивают, чтобы отвязаться от этой статьи городского бюджета. Частники с заполнившими город автобусами и маршрутками справятся с пассажиропотоком (хотя на пробках это скажется негативно) и будут зарабатывать на нас, так и не заключая договоры с водителями по ТК, не выплачивая им правильно рассчитанную зарплату, не соблюдая графики и договоры, которые они заключили с городом на транспортное обслуживание. Это не выгодно пассажирам транспорта, но выгодно тем, кто находится выше пассажиров»,– считает Жабкин, рассуждая по поводу очередного повышения тарифов.
В таких условиях все разговоры о перспективах строительства скоростного трамвая в Саратове, как одной из немногих мер по решению транспортного вопроса в интересах абсолютного большинства горожан, так и останутся разговорами. И ещё лет 40 (примерно столько времени уже идут разговоры о модернизации рельсового транспорта в Саратове) мы будем с упоением ждать заветного часа Х, когда кто-то из первых лиц возьмёт в руки не пилу по бюджету, а ножницы для перерезания красной ленточки перед запуском первого вагона лёгкого метро.
Как бы странно это не показалось, но одной из самых реальных мер по спасению городского транспорта является… снижение тарифов. Так, например, поступили городские власти Петрозаводска. Там с начала этого года стоимость проезда в городском электротранспорте снизили с 17 до 10 рублей. Это позволило уже в первом полугодии 2014 года увеличить прибыль предприятия на 36 миллионов рублей за счёт увеличение пассажиропотока на 40%.
Естественно, снижение проезда привело к недовольству перевозчиков-газелистов, особенно тех, кто работает в Петрозаводске на маршрутах, дублирующих троллейбусные (теперь, как пишут СМИ, маршруточники пытаются обанкротить своего троллейбусного конкурента – ПМУП «Городской транспорт», чтобы затем через конкурс выкупить его активы у муниципалитета). «Все говорят, что снижение стоимости – это социальная тема, но нет, это не так. Это экономический расчет – снизить цену и увеличить пассажиропоток, таким образом начинать сокращать сверхдолги предприятия. С января мы цену снизили: долгов новых нет, пассажиропоток увеличился. Кто-то пострадал? Да, частные перевозчики, которые 16 января против меня митинг организовали. Я контракт с ними еще через суд расторгать буду, в тот день окончательное решение приняла»,– отметила в интервью порталу Znak.com мэр Петрозаводска Галина Ширшина.
Неудивительно, что саратовским автоперевозчикам также не понравилась бы аналогичная мера по оздоровлению «электрического» конкурента. Неудивительными в этой связи звучат комментарии самих перевозчиков, что, дескать, повышать проезд надо чаще. Для них-то это выгодно, а в случае с крупным муниципальным предприятием экономика может заработать по законам бумеранга.
В столице Эстонии Таллине с 2013 года проезд в городском электротранспорте вообще сделали бесплатным. Городские власти, находящиеся под контролем местной левой партии, пришли к выводу, что доходы покрывают не больше 40% расходов и решили эти расходы перенести на плечи муниципалитета. Средства на это требуются немалые, но жители города (вопрос, что важно, решался на референдуме) сами решили, что польза от уменьшения пробок и увеличения привлекательности городской среды для туристов и будущих жителей эстонской столицы – достойная таких трат награда. Таллин, к слову, стал первым городом в мире, где проезд для своих жителей полностью бесплатным. Для наших широт эта затея кажется вообще упопомрачительной. Не удивлюсь, что видные единороссы при случае обзовут её «популистской» или в крайнем случае какой-нибудь «несвоевременной» (ведь расходы на «закон Ротенберга», чиновников и олигархов куда важнее, чем достойное финансирование муниципалитетов и социальной инфраструктуры; да и вообще все эти эстонии – вражеские страны, где процветают чуждые нашим традициям русофобия и содомия). А если серьёзно, то общественный транспорт – это та сфера, за счёт которой города не просто существуют, но развиваются. При этом, как отмечают эксперты в области экономики транспорта, в любом крупном городе мира общественные перевозки являются дотационными или планово-убыточными, то есть не приносящими прямой прибыли (бесплатный проезд – лишь самая радикальная форма дотаций). Поэтому применение капиталистической логики к данной отрасли может привести лишь к деградации общественного транспорта, чего мы на протяжении уже двух десятков лет наблюдаем в нашем городе.
Согласитесь, Саратов с хорошо работающими и доступными скоростными трамваями и троллейбусами лучше нынешнего Саратова, парализованного пробками и окутанного выхлопами, где пассажир чувствует себя селёдкой в плетущейся со скоростью черепахи бочке, а пешеход – той же селёдкой, выброшенной на берег…
______
Реклама
Все мы знаем, что электричество проходит по проводам. В итоге он питает различные виды техники. Однако, при сдаче техники в эксплуатацию, ее необходимо проверить. Проведение электрических измерений поможет Вам определить будущую работоспособность товаров. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте detroit-energo.ru.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 6Итоговая оценка: 2.67
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ