Вчера в кинотеатре «Пионер» состоялась торжественная церемония закрытия XI международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и определены победители.
Главный приз фестиваля достался картине «13 дверей», снятой режиссером Дэвидом Рубио.
Фильм рассказывает об образовательном эксперименте в одной из тюрем Аргентины в 2009 году. В закрытом учреждении открывается филиал университета, где за одной партой обучение проходят как заключённые, так и охранники. Фильм интересен тем, что он показывает не только ситуацию по ту сторону решётки, но и стремление заключённых изменить себя и своё отношение к жизни. Показателен момент, где ученики обсуждают философию – под своим углом зрения интерпретируют и критикуют Ницше и Аристотеля, рассуждают о философии воровства и многом другом.
Как отметил председатель жюри фестиваля, президент Гильдии неигрового кино России Евгений Григорьев, «это тот самый оазис человеческой жизни, человеческих отношений, за которым не устаешь наблюдать».
Специальный приз журнала «Общественное мнение» также достался картине про неволю. Наша редакция отметила фильм известного казахстанского режиссёра Владимира Тюлькина «Бомба», построенный на столкновении двух героев и их кинематографических историй – бывшего работника колонии Тараса Попова и бывшего заключённого Олега Зубарева. В середине 1995 году годов Попов вместе с Тюлькиным снял фильм «Опыт креста», рассказывающий о жизни в воспитательно-трудовой колонии (т.н «малолетки»). В своё время эта картина наделала много шума – ведь она без каких либо «купюр»затрагивает темы иерархии среди осужденных, унижения слабых, плохого питания, полного отсутствия санитарных норм, контроля над внутренней жизнью и взаимоотношениями между подростками на фоне вседозволенности сотрудников колонии над осужденными.
Также в фильме «Бомба» показано несколько кадров, снятых Олегом Зубаревым. Он около 10 лет провёл в заключении и на протяжении трёх лет рискуя подчас жизнью снимал Home video, пряча под тюремной робой мобильный телефон с камерой.
На протяжении фильма Попов и Зубарев спорят о том, где больше правды. Жаль, конечно, что из «километров» подпольных съёмок Олега в фильм вошло только три эпизода, но автора картины можно понять. Споря с Тарасом Поповым, он эмоционально проясняет ситуацию:
«Если я сейчас подтяну телевизионщиков, у меня его оторвут с руками… Им это очень интересно: как в российской нашей тюрьме люди живут, чем дышат, как там сотрудники бухают с заключенными… Я это видел! Заходит подполковник. Ему заключенные говорят: наливай! Он: да вы чего? Я не буду! А ему говорят: давай, бухай! Это Хенесси! Давай, наливаем! Он: ну, давай скорее! Хлоп! Занюхал конфеткой, зажрал конфетку: всё, я побежал на службу! Это же есть у меня! И ты это видел! Я могу заработать – могу это продать. Но я этого не хочу. Тот канал, который это купит, скажет: 95 процентов снято скрытой камерой, и человек, который это снимал, рисковал своей жизнью. Но после этого знаешь, что будет со мною? Путин просто позвонит вору в законе и скажет: займитесь! Или мы вами займемся. И всё! И мною быстренько займутся…»
Тут, что называется, сразу становится понятным, что жёсткая картина Тюлькина вряд ли найдёт широкую аудиторию в России, да и Казахстане, также не блистающего демократическими свободами. Меж тем фильм «Бомба» уже есть в Сети, на персональной страничке Олега Зубарева, так что ищущий да обрящет…
P.S. Полный список победителей и номинантов СарСтрада-2014 «Общественное мнение» опубликует отдельно.
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: