19 Апреля 2024, Пятница, 14:10 ВКонтакте Twitter

Николай Мамонтов: не саратовский художник

25/03/2014 16:24

На недавней рождественской выставке в Кузнецовском музее среди многочисленных игрушечных домиков в экспозиции была представлена небольшая картина. На ней была изображена в классической манере на фоне бордовой драпировки одиноко сидящая кукла. Автор – художник Николай Мамонтов. Работа из частного собрания Вячеслава Лопатина.
Николай Мамонтов родился в Омске, где учился в художественных студиях, активно участвовал в культурной жизни города, создал футуристическое объединение, поработал в Узбекистане (недолго) и в Италии (восемь лет), где успел поучиться в известной студии неоклассической направленности, поучаствовать в оформлении Советского павильона для выставки дизайна, сделать персональную выставку в Риме. Несмотря на успешную творческую деятельность, художник становится репатриантом. Работает в Москве, Петербурге. А потом был арест и принудительные работы. В Саратов художник приехал к своей сестре после смерти жены в 1949 году и прожил здесь до своей смерти, которая случилась 50 лет назад – 25 марта 1964 года.
В Саратове художник создает новые произведения, работая одновременно преподавателем черчения в политехническом, тогда автодорожном институте. На его картинах странная смесь академического подхода к изображению классических сюжетов, мифологических образов. Классическая техника с многослойными лессировками сочетается с примитивистской и немного ироничной трактовкой сюжета. Саратов вполне может считать его своим – 15 лет активной творческой жизни. Может, но, кажется, не считает.
В послевоенные годы в Саратов приехали несколько авторов, которые никак не были связаны с отверженной, но ещё некоторыми не забытой «саратовской школой» – Борисовым-Мусатовым, Кузнецовым, Уткиным, Матвеевым. Они каждый по-своему встроились в существующую провинциальную художественную среду. В театре драмы тихо работал бывший главный художник Софийской оперы Николай Глинский. Из лагерей возвращается организатор и профессор саратовских художественных мастерских Валентин Юстицкий, которому, понятно, трудиться столь активно, как раньше, не удастся. Из Парижа приезжает Николай Гущин.
Вот Гущину будет суждено стать легендой Саратова. Его образ романтика и мистика привлекает множество поклонников. Для ряда художников его влияние оказывается откровением и изменяет всю творческую биографию. Да, это не официальное признание советской властью при жизни, не комфортное существование. Это нечто большее – восхищение и почти преклонение узким кругом единомышленников. Николай Мамонтов только преподавал черчение и писал картины.
Работы Николая Мамонтова долго хранил у себя реставратор Радищевского музея и художник Владимир Солянов. Когда творчество своего земляка стала серьезно изучать Ирина Девятьярова, он передал большую часть произведений ей. Наследие Мамонтова переехало в Омск, вошло в собрание музея изобразительных искусств. Мамонтов – гордость Омска, о нем выпущена монография, в 2008 году прошла персональная выставка в Третьяковке. Солянов, тоже один из учеников Гущина, сделал правильно. Он защищал интересы коллеги-художника: произведения должны быть там, где автора любят и ценят, где их будут изучать и показывать. В Саратове надежды на это было немного. А вот в Омске всё сложилось очень удачно.
Сложно сопоставлять двух очень разных мастеров, но Мамонтов представляется как минимум равновеликой Гущину величиной в искусстве своего времени. Как, по какой причине произошел этот выбор? Гущин, который приехал к нам на год позже и умер через год после Мамонтова, сейчас в первую очередь ассоциируется с Саратовом. Он – наш художник. Меня всегда очень интересовало, каким бы была сегодняшняя жизнь Саратова, если бы город также тайно восхитился Мамонтовым? Если бы тщательно присмотрелся к творчеству, принял его, сделал своим художником?

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 12Итоговая оценка: 3.25
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить
11/04/2024 17:00
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 1
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 116 часов дороги и первые впечатления

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ