Патриарх саратовской живописи Виктор Чудин не может жаловаться на недостаток зрительского внимания. Выставки художника проходят с завидной частотой на различных площадках города, были ретроспекции и показы отдельных периодов творчества. И все-таки экспозиция в доме-музее Павла Кузнецова не может не вызвать интерес, особенно у тех, кто хорошо знаком с творчеством Чудина. Представлена графика и рабочие рисунки разных лет. Работы не очень большого размера, но их много, они плотно заняли стены второго этажа, и внимательный просмотр занимает довольно много времени.
Прежде всего, это действительно замечательная графика, что не всегда случается у художника, который выбрал цвет своим основным средством выражения. Признанный колорист Чудин умело владеет линией, рисунок остр и эмоционален. Но в экспозиции есть нечто большее.
Так вот, выставка имеет несколько разных и по-своему важных уровней. Это ретроспектива художника, занимающая период в полвека – от шестидесятых до настоящего времени. Под рисунками нет дат. Подозреваю, что их расставить – это отдельная искусствоведческая работа. Не существует даже попытки создания хронологии. Тем не менее, экспозиция очень цельная и, может быть, сопоставление живописных произведений всех периодов творческого развития было бы более сложным для восприятия. Передвижение по выставке для поклонника Чудина – это воспоминания об отдельных будущих холстах автора, которые легко угадываются. Удовольствие от присутствия при личных размышлениях художника, о той самой «кухне», когда замысел перерастает в произведение совершенно удивительно.
Одновременно выставка оказывается рассказом об определенном срезе саратовского искусства. Чудин работает рядом и ведет очевидную беседу с Вячеславом Лопатиным (есть очевидные пересечения в «пляжной серии»), с Михаилом Аржановым, со старшим коллегой Николаем Гущиным, кажется, и с Валентином Юстицким. Есть общие темы, общие модели, портреты друзей.
Но, как полагается мастеру, художник невольно воплощает дух своей эпохи. Диалог выходит за пределы Саратова и очень сильно резонирует с творчеством других «шестидесятников» и более поздних авторов, с которыми Чудин был знаком лично или по работам: Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Евгений Струлев и многие другие. Чудин, Мерцлин, Горячева, Давыдов – это авторы, которые прорывают местную провинциальность и позволяют говорить о том, что в локальном художественном процессе есть люди, произведения которых в период их, авторов, творческого становления были соотносимы с самыми передовыми идеями своего времени. А это дорогого стоит. Интересно, о ком из нынешних молодых можно будет сказать аналогичное спустя несколько десятилетий?
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: