28 Марта 2024, Четверг, 19:07 ВКонтакте Twitter

Саратову 1500 лет. Продолжение

14/05/2015 10:43

САРАТОВУ 1500 ЛЕТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
В своём блоге 26 марта я писал о 1500-летии Саратова. В сжатой форме суть изложенного в блоге такова: «Саратов берёт своё начало 1500 лет назад на Алексеевском городище, которому в 16 веке (1590 г.г.) государством Российским был придан статус города-крепости и присвоено имя – Саратов».
В этот раз предлагаю ознакомится с мнением о возрасте Саратова Игоря Ивановича Дрёмова, действующего археолога, кандидата исторических наук, сотрудника ГАУК «Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области»
И.И. Дремов
О ВОЗРАСТЕ САРАТОВА
Вопрос о дате основания Саратова с его современным названием не является научной загадкой. День рождения города был зафиксирован на странице Евангелия - 2(12) июля 1590 г. князь Григорий Засекин и боярин Фёдор Туров обошли намеченные границы будущего города и освятили его территорию. Вопрос лишь в первоначальном месте основания города. Сторонники «левобережной» теории определяют место расположения первого Саратова от окрестностей с. Шумейка до с. Квасникова, подтверждая свои выводы скупыми упоминаниями ориентиров в документах конца XVI – начала XVII вв. «Правобережники» с уверенностью помещают первый Саратов в районе с. Пристанное. Для этого имелись археологические подтверждения, т.к. в устье р. Гусёлка была найдена соответствующая керамика, но сейчас проверить эти аргументы невозможно, т.к. вся территория давно застроена. Зимой 1613-1614 г. город Засекина-Турова сгорел и вскоре был отстроен в устье р. Саратовка на левом берегу Волги, судя по документам, в 10 верстах от первого города. Его местонахождение хорошо известно, но и этот археологический объёкт не сохранился. Дата его основания более расплывчата: между 1614 и 1617 гг. [1]По царскому указу 1674 г. Саратов был построен уже на новом месте в устье Глебучего оврага под Соколовой горой и уже оттуда разрастался до современных границ.
Таким образом, город с названием Саратов имеет достаточно чёткие даты своих дней рождения, но весьма условное место изначального расположения. Возникает вопрос, с какого времени следует отсчитывать начало его существования: с момента появления имени, с даты его появления на том месте, где он стоит сейчас, или со времени заселения территории, на которой он сейчас находится?
Общеизвестно, что в границах современного Саратова в средние века находился золотоордынский город Укек, что подтверждается документально, топонимически, археологически, и нумизматически. Поэтому кажется вполне логичным начинать отсчёт возраста Саратова с даты первого упоминания Укека в литературе. Марко Поло писал о его посещении венецианцами в 1262 году. Можно считать временем основания Укека середину XIII в. (условно 1250 г.). В этом случае в 2000 или 2012 г. можно было бы праздновать юбилей Саратова – 750 лет, а в 2050 или 2062 г. – 800 лет. Некоторую связь между ними можно обозначить тем, что этнический состав населения Укека и современного Саратова имеет много общего: русские, татары, мордва, кавказцы и т.д. Но насколько корректно связывать родословную этих двух городов, если их преемственность далеко не очевидна?
Есть на территории Саратова и его окрестностей и другие археологические объекты, которые могут претендовать на роль предшественников города. [2] Самый известный из них – Алексеевское городище [3]. Наиболее ранние массовые материалы на нём, говорящие о длительном проживании здесь осёдлого населения, относятся к катакомбной культуре бронзового века (условно – середина III тыс. до н.э.) В конце бронзового века (XII-XIII вв. до н.э.) здесь жили носители поздневаликовой керамики (позднесрубной, или ивановской, археологической культуры). Население бронзового века было ираноязычным.
Само городище, то есть поселение с оборонительными сооружениями в виде вала и рва, было здесь устроено городецкими племенами в раннем железном веке, в середине I тыс. до н.э., и обитали они здесь до начала I тыс. н.э. Носители городецкой археологической культуры, как установлено, были
финно-уграми.
В начале I тыс. н.э., в конце раннего железного века - начале раннего средневековья здесь же поселились и представители протославянской инясевской археологической культуры. Их керамика была обнаружена на Алексеевском городище в археологических раскопках начала 2000-х гг. Это открытие было научной неожиданностью, так как наиболее близкие аналогии подобным материалам имеются далеко на западе на постзарубинецких памятниках Приднепровья.
До того Нижнее Поволжье никогда не относилось к ареалу распространения протославянских племён и формирования славянских этносов. На территории Саратовской области постзарубинецкие материалы впервые были выявлены и определены А.А. Хрековым в Балашовском районе. В Среднем Поволжье на Самарской Луке ранее были известны памятники именьковской культуры IV-VII вв. н.э, этническая идентификация которых остаётся спорной, но общие черты с протославянскими культурами не оспариваются. Многие выдающиеся археологи напрямую связывают именьковцев с протославянами. На Среднем Дону распространены памятники полиэтничной черняховской культуры II-IV вв. н.э. В состав черняховцев бесспорно входили и славянские племена. К настоящему времени археологические находки свидетельствуют, что Прихоперье и правобережье Саратовской области тоже входят в ареал распространения протославян. Анализируя материалы правобережья Нижнего Поволжья, включая и находки с Алексеевского городища, А.А. Хреков пришёл к выводу, что наиболее ранние из них могут быть датированы первой половиной III в. н.э. [4] К настоящему времени известны памятники, содержащие как самые ранние, так и более поздние постзарубинецкие материалы от первых веков до середины I тыс. н.э.[5]
Следующий этап в жизни Алексеевского городища уже так или иначе может быть связан с Увеком. Материалы периода развитого средневековья здесь представлены русской и золотоордынской керамикой и предметами быта. Исследователями отмечалось, что типичная золотоордынская посуда, сделанная на гончарном круге и с хорошим красным обжигом, здесь встречается в небольшом количестве (13%). Преобладает русская керамика (87%). Аналогичная посуда встречается на русских поселениях домонгольского периода. Некоторые из найденных сосудов имеют выразительные булгарские черты. Найденные здесь вещи имели распространение преимущественно в диапазоне между XI и первой половиной XIII вв: цилиндрический замок, наконечник копья, бусины домонгольского времени и грузило. Несколько предметов характерны для монгольского периода и могут датироваться от середины XIII в. и позже: ключ от замка и стеклянный браслет [6]. Нехарактерно для золотоордынских памятников отсутствие монет. [7] Их полное отсутствие – это ранний признак, со второй половины 13 века монеты – рядовой материал для всех золотоордынских памятников. Следовательно, русский посёлок возник здесь ещё в домонгольское время и в течение некоторого времени он, вероятно, сохранялся и в раннезолотоордынское время, когда монеты не имели широкого распространения. Русское поселение сохранялось здесь до начала строительства Укека в середине XIII в., т.к. при раскопках было найдено несколько обломков золотоордынских кирпичей-плинфы. Их количество столь незначительно, что они не могли быть остатками кирпичного строения, возможно, были привезены с Укека для хозяйственных нужд. Строительство Укека в середине – второй половине XIII в. могло стать причиной окончания существования домонгольского посёлка. При этом его территория могла использоваться эпизодически и позже, например, при сезонных промыслах. Об этом говорят стратиграфические наблюдения раскопанного русского жилища и могильника, т.к. погребения перекрывали котлован русской землянки на восточном краю поселения. Между исчезновением поселка и появлением на его месте кладбища должно пройти некоторое время. Следовательно, могильник мог появиться между XIV и XVII веками (после этого стали хоронить с нательными крестиками). Этническая принадлежность захороненных представляет интерес.
Антропологический анализ показал, что большинство погребенных относится к славянскому типу, но имеются черепа с выраженной монголоидностью и даже типично монголоидные. По мнению антропологов, наиболее близкими аналогиями им являются черепа с булгарских могильников [8].
Итак, на территории Саратова до начала его строительства здесь в 1674 г. существовало два значительных археологических памятника, которые можно связывать с предысторией современного города. Между собой они хронологически стыкуются, но можно ли начинать с них историю Саратова? Непрерывность существования населённых пунктов до появления здесь Саратова маловероятна. Непрерывность жизни города на одном месте – не всегда обязательный фактор для его преемственности. Карфаген, к примеру, был полностью стёрт с лица земли в 146 г. и засыпан солью таким образом, чтобы на этом месте никто не селился, но через 100 лет был снова отстроен и остался при этом Карфагеном. В 698 году этот город был разрушен окончательно. Его мрамор был использован при строительстве многих мировых архитектурных шедевров в Генуе, в Пизе, в Кентеберийском соборе в Англии... Сейчас это пригород Туниса (столицы государства), датой возникновения которого считается 814 г. до н.э. – год основания Карфагена! Это при том, что Карфаген был основан финикийцами, разрушен и восстановлен римлянами, а теперь заселён арабами.
Некоторое значение в преемственности населённых пунктов может иметь название. Очевидно, что название Саратову давали по уже имеющемуся топониму. Возникшие почти одновременно города Царицын и Самара были названы аналогично. Царицын по реке Сарысу (отсюда русское - Царица), Самара по реке Самара. Само место, близлежащее урочище или река, на которой строили новый город, должны были иметь наименование, созвучное с названием Саратов. Название это могло относиться как к конкретному участку, так и к относительно большойму географическойму району на берегу Волги. Как называлось Алексеевское городище, мы не знаем. Теоретически этот посёлок тоже мог иметь созвучное с Саратовом название по участку между р. Гусёлка и Соколовой горой. Впрочем, и сохранение преемственности в названии – не обязательный фактор (вспомним Карфаген и Тунис).
В этническом плане и Укек, и Алексеевское городище имеют с Саратовом очевидную преемственность. Укек и Алексеевское городище также стыкуются и хронологически, и по составу населения. При этом Алексеевское городище древнее и поэтому имеет безусловный приоритет.
Обычно вопрос о времени празднования подобных исторических событий выходит за рамки строгой научной конкретики, т.к. для древнейших культурных слоёв наших городов не имеется точно датированных документов или артефактов. Некоторая условность неизбежна, и вопрос решается, главным образом, путём общественного согласия.
Приведу пример. Когда в 2011-2013 гг. мне посчастливилось проводить археологические изыскания в Дагестане, первым делом мы посетили один из древнейших исторических центров России – г. Дербент, знаменитые на весь мир «Железные ворота» на пути древних завоевателей. Дагестан начинал подготовку к празднованию 5000-летнего юбилея Дербента. Не только в Дербенте, но и в других городах встречались вывески: «Дербенту 5000 лет». Так назывался даже дербентский коньяк в фирменных бутылках. Основанием для такой даты послужили находки археолога А.А. Кудрявцева в нижних слоях дербентской крепости Нарын-кала, где были обнаружены глиняные статуэтки конца IV тыс. до н.э. В дальнейшем возникли существенные научные разногласия: можно ли считать древнейший слой, отделённый от исторического Дербента тысячелетиями, началом города, и действительно ли находки датируются этой эпохой? В соответствии с другой точкой зрения, история города начинается позже, в античное время. Все соглашаются, что обе даты условные, главное – прийти к общему знаменателю. К настоящему времени президентом В.В. Путиным подписан указ о праздновании в 2015 г. 2000-тысячелетнего юбилея г. Дебента – самого древнего города на территории
Российской Федерации.
Один из чиновников дербентской администрации в общении с журналистами отметил, что «не слишком важно, на какой дате остановятся в правительстве, – главное, чтобы юбилей состоялся». Празднование юбилея города – это не просто народное гуляние. В программе подготовки дербентского юбилея значатся такие мероприятия: 1 – реставрация и сохранение исторических и культурных памятников, создание новых достопримечательностей; 2 – развитие социальной сферы (ремонт и строительство новых школ, больниц, жилья, выставочного центра, концертно-зрелищного комплекса и т.д.); 3 – реконструкция городского хозяйства, оптимизация транспортных потоков; 4 – развитие туризма и инфраструктуры; 5 – реконструкция автодорог; 6 – собственно праздничные мероприятия к дню юбилея.
Ещё раз отмечу, что 2000 лет Дербенту – это условная, «круглая» дата. Упоминания об этом ключевом поселении на Каспии содержатся уже у Геродота (V век до н.э.) и Гекатея Милетского (VI век до н.э.). Имеется и точная дата его основания, указанная в персидской хронике Дербент-наме, – 733 г. до н.э. Но в это время город ограничивался одной лишь крепостью в предгорьях. Знакомый всем город средневековых хроник «Железные ворота», перекрывающий своими стенами узкий проход между Передней Азией и Восточной Европой, был основан персами, чтобы отгородиться от нападений степных кочевников в 438 г. н.э. Имеются периоды, когда история города известна буквально по годам. И лишь в I в. н.э. заметные исторические события в хрониках не отмечены… Считайте сами!
Возвращаясь к первоначальному вопросу о времени основания Саратова, думаю, что эта проблема может быть напрямую связана с историческими слоями Алексеевского городища. Культурные слои бронзового и раннего железного века не могут быть связаны с городом ни в культурно-генетическом, ни в хронологическом аспекте, хотя само городище, то есть укрепление городского типа, появилось в РЖВ. Это хороший фундамент – предыстория нашего города. В связи с этим приемлемой датой является середина I тыс. н.э., когда в Поволжье (в том числе и на Алексеевском городище) распространились протославянские племена (III-V вв.). В таком аспекте, в случае общественного согласия в этом вопросе, через несколько лет Саратову может исполниться 1500 лет. Если отсчитывать от датировки самых архаичных предметов из культурного слоя развитого средневековья Алексеевского городища (XI в.), Саратову – 1000 лет.
И против истины мы не погрешим, так как дата основания Саратова условна, в силу отсутствия чёткой дислокации первоначального города и наличия нескольких хронологических реперов. А для сохранения исторического наследия Саратова можем сделать важный шаг из прошлого в будущее.

[1] Подробнее см., например: Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. Саратов, 1988.

[2]Дремов И.И. Большой Саратов и развитие туризма // Туристический потенциал Саратовской области [Текст]: сборник научных статей / Правительство Саратовской области, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Саратовской области. – 2-е изд. - Саратов : Поволж. Акад. Гос. службы, 2005.

[3]Юдин А.И. Алексеевское городище в г. Саратове [Текст] / А.И.Юдин // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1998-2000 годах. – Вып. 4. – Саратов, 2001. – С. 22-80.

[4] Хреков А.А. Этнокультурная ситуация в правобережных районах Саратовского Поволжья в первой половине I тыс. н.э. Электронный ресурс. Режим доступа: http://shapkino.ru/istoriya/261/6435-791

[5] Результаты раскопок последних лет А.А. Хрекова пока не опубликованы и находятся на стадии изучения.

[6]Юдин А.И. Алексеевское городище в г. Саратове [Текст] / А.И.Юдин // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1998-2000 годах. – Вып. 4. – Саратов, 2001. – С. 59-68.

[7] Древности Саратова, как культурно-исторический ресурс будущего. [Электронный ресурс] / И.И. Дремов // Города региона – культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего : мат. науч.-практ.
конф. СОМК, апрель 2003 г. – Режим доступа: http://www.comk.ru/HTML/dremov_doc.htm

[8] Эти сведения мне сообщил антрополог А.И. Нечвалода, который приезжал в Саратов из Уфы и изучал костяки с Алексеевского городища. Опубликованные материалы этих его исследований мне не встречались.


Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 8Итоговая оценка: 3.13
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

26/03/2024 10:00
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?
Шутки Юрия Моисеева за 8 миллионов. Как в Марксе могли обмануть и бюджетников, и губернатора?Ситуация с бывшими казармами на Куйбышева оказалась сплошной мистикой
25/03/2024 16:11
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйка
Беседа с инсайдером: наша мэр ни разу не хозяйкаСлухи у нас
24/03/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 марта
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 25-31 мартаКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
23/03/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиГоремычный театр, беспилотники-неудачники, прокуратура недовольна ГЖИ
22/03/2024 16:00
Серийные разборки: сериал
Серийные разборки: сериал "Сегун" Новая "Игра престолов"?

Блоги



Поиск по дате
« 28 Марта 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ