19 Апреля 2024, Пятница, 5:59 ВКонтакте Twitter

Из маленькой комнатки, где нет дверей

10/08/2015 11:02

На самом деле, есть не так много альбомов, о которых, по моему убеждению, следует говорить не после первого-второго-третьего прослушивания, а по прошествии продолжительного времени. Новый (сравнительно) альбом Рича «Метан» именно один из таких, «долгоиграющих».
«Странные дела старая гвардия сдала. Модные биты, невнятные слова» - обозначает точку отсчета Рич и начинает раскачивать маятник, взяв с места такую амплитуду, что просто дух захватывает. Помнится, прежде я писал, что предыдущая работа Рича «Десятка» непроста, как непрост и сам Рич. Так вот «Метан» оказался еще дальше от любых попыток не то, что понравится, а даже просто пойти навстречу потенциальному слушателю. Знакомая по «Десятке» «круто замешанная» рефлексия здесь никуда не делась, она просто растворилась в новом настрое. Плюс появилось такое напряжение, что, кажется, еще совсем чуть-чуть и все бесповоротно уйдет куда-то на территорию Башлачева или летовского «выхода за флажки». Этого не происходит, и, слава Богу. Рич уже давно доказал, что у него свой путь. Может, я и преувеличиваю, но после «Метана», думается мне, что очень немногие до Рича также неоспоримо доказывали, что живы («Я живой… иди сюда, я покажу тебе…») - именно так, с многоточиями, а не кричащими восклицательными знаками, со своими фирменными интонациями, бьющими ровно туда, куда надо.
Помните, в той же «Десятке» была такая вещь как «Пора валить», а в ней строчка: «Те, кто бредят и бродят, именуются сброд, а свои сидят молча за накрытым столом». Слушая «Метан», иногда ловишь себя на ощущении, что за этим «столом» собрались совсем уж самые близкие, которых немного, потому что много их и не может быть. А иногда, нет-нет, и вовсе абсолютно внятно повеет ледяным одиночеством и распахнутым окном…
А еще почему-то сразу вспоминается классика литературной метафизики. Весь этот абсурд и макабрическая тьма, начисто лишенная, впрочем, безысходности. Помнится, кто-то из таких писателей объяснял, что такая настоящая литература обладает эффектом катарсиса; мол, ее исход - таинственное очищение, даже если жизнь описана в ней как грязь. В «Метане» же никакого очищения никто будто и не ищет. Там просто сама жизнь – «с кровоточащими жабрами», с ее «трупами в трубках», и прочими сопутствующими. Другое дело, что в отличие от большинства живущих Рич не может при этом не задавать (в первую очередь, себе) самые разные вопросы. «Не вижу Воланда. Кто тогда? Кто тут рулит бал?» - из них самый, кажется, несложный. Причем, задает он их, как мне кажется, без малейшего страха перед окружающим миром или высшим авторитетом. Это к разговорам о том, что в «Метане» Рич якобы «мощно пошел по Кафке».
Не скрою, ожидания от альбома «Метан» были самые разные. Заценив трек-лист альбома, и увидев, что трек «Наполовину» исполняется «при уч. Захар Прилепин, Александр Скляр, Иван Охлобыстин», я ждал от него такого дартаньянского «всеэторокенроля». Ничего подобного. Кавер на тему «Нельзя любить наполовину и ненавидеть наполовину» абсолютно органично лег в общую тревожную концепцию альбома, превратившись едва ли не в концептуальное нервное полотно с бэкграундами и мощными флешбеками (Прилепин). Весь «Метан» слушается как одна большая композиция, там совсем не успеваешь чувствовать пауз между вещами. Но зато прекрасно чувствуешь нетипичные для рэп-формации, но органичные для Рича, полные желания высказаться, рефрены: «Бабка, иди домой до завтра, он может, захлебнется, не удержится…», «Осваивайся, братик, мне тут нужны соседи», «Я в беде, папа, поцеловала тоска, ведь я ее сам лапал» …А, например композиция под названием «Она не любит когда» вообще - один большущий пронзительный рефрен чего-то (хотя как раз понятно чего) очень личного, и подлинного без дураков… «Я пробую сказать то, что говорить не надо» - чем не девиз всего «Метана»?
Поначалу у меня были сомнения в удачности названия альбома: «Метан» («В наших лицах туман, в наших душах метан, опыт не по годам») - красиво, но вроде слишком для него в лоб. А если взять метан не как бесцветный газ, а настроение альбома, отношение к окружающему? «Имеются данные, что метан относится к токсическим веществам, действующим на центральную нервную систему. Накапливаясь в закрытом помещении, метан взрывоопасен», - говорит энциклопедия, ставя, сама того не зная, все на свои места.
После «Десятки» Рич не просто сделал огромный шаг. Очевидно, что «Метаном» он закрыл что-то очень важное для себя. Будет жутким дурновкусием говорить в этой ситуации об исповеди, но именно здесь, на «Метане» Рич вплотную приблизился к чему-то подобному. Настолько близко, что… Даже инфа, что текст «На второй ноге» это написал не сам Рич («Рыжий навсегда»), ничего особо не меняет. «Единственный, один на весь дурдом я знал на память продолженья фраз, но я молчал, скрывался и таил, и осторожно на сердце берег — что человек на небо уносил и вообще — что значит человек» - здесь, на «Метане», это никакой не Борис Рыжий, это тоже именно Рич. Поскольку с таким чувством (не интонацией, а именно чувством), читать что-то «чужое» невозможно. И в маленькой комнате (легко читаемая метафора) тот же Рыжий, Есенин, Александр Вампилов и Юкио Мисима появляются пусть не случайно, но лишь затем, чтобы Рич то ли пояснил, то ли признался: «В моей маленькой комнатке нет дверей - лишь иногда я закрываю на ночь окна… В ней пылятся книги, в ней живет фарисей. Он изучает писателей, сводивших с собой счеты, примеряя на меня их аргументы и залё…Ты». И думаю, Рич прекрасно понимает, что в полной мере надышаться «Метаном» могут лишь такие же, у которых такой же черный человек, пообещавший загладить всю вину, взял маленькую комнату в такую же аренду.
К слову, с перечисленными писателями Рич в той самой комнате встречается не в одиночку – с ним его соратник и «брат» Хаски, у которого усугублять-разжигать получается с ничуть не меньшей природной убедительностью. «О чем я? Я хочу умереть как Вампилов, в водовороте зеленых опилок, стереться в обмылок»… Практически одновременно с «Метаном» Хаски выпустил свои «Автопортреты». Шесть абсолютно талантливых взрывных зарисовок, в которых чисто кафковские «вокабуляры» органично соседствуют с карамазовщиной и массой других интересных вещей. Лично меня больше всего зацепила заключительная «Бэнг Бэнг». Скорее всего, из-за своей пронзительности и тем, что она больше остальных похожа на разговор с самим собой. На серьезное признание самому себе. Когда в полной тишине несколько раз подряд - «Бэнг бэнг». Вот ровно таким же признанием стал для меня ричевский «Метан» - и таким же «бэнг-бэнгом» замыкающая его «Сильнее». И, уважаемый внимательный и чуткий слушатель, рискнувший послушать эти альбомы, я понятия не имею, что тебе потом делать в звенящей несколько секунд после этого тишине…
И последнее. Насколько я в курсе, после «Десятки» Рич начинал писать совсем другой альбом. «Метан» был внеплановым. А после него Рич вернулся к работе над тем самым другим альбомом. И совсем скоро он должен выйти. Можно предположить, что троица - «Десятка» «Метан» и новый, пока безымянный альбом – сложатся в единую мозаику, дополняя и раскрывая кодовые замки друг друга. А может, и напротив, новый альбом все запутает еще больше. От этой талантливой лысой башки, судя по всему, можно ждать всего, что угодно.
PS: Оценивать композиции «Метана» по принципу «что мне больше понравилось, а что меньше»? Вероятно, кто-то на это пойдет. Я – нет. Но в любом случае есть у меня одна личная убедительная просьба – будете слушать альбом, не замыливайте, не заслушивайте «Она не любит когда…». Думаю, поймете сами, что я имею в виду.
_______
Реклама
Как украсить входную дверь? Ведь это не только кусок дерева или иного материала, также это лицо Вашего дома. Дверная фурнитура в интернет-магазине Замки.СПБ.ру поможет Вам в этом. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте vpmshop.ru.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями


Теги:

Оцените материал:12345Проголосовали: 45Итоговая оценка: 3
Каким бюджетникам стоит повысить зарплату?
Оставить комментарий

Новости

Частное мнение

14/04/2024 12:00
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреля
Культурный Саратов: афиша мероприятий на 15-21 апреляКонцерты, спектакли, выставки и другие интересности
13/04/2024 16:00
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2
Дорога до Мариуполя. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 2Граница 14-го года, русское село и ужасы Ильича
13/04/2024 10:00
Субботнее чтиво: итоги уходящей недели
Субботнее чтиво: итоги уходящей неделиВсем зарплата по 200 тысяч, остальных - сократить
12/04/2024 16:00
Серийные разборки. Сериал
Серийные разборки. Сериал "Побочный эффект: смерть"То, что доктор прописал, и как после этого выжить
11/04/2024 17:00
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 1
Саратов-Москва-Донецк. Репортаж Всеволода Колобродова из зоны СВО. Часть 116 часов дороги и первые впечатления

Блоги



Поиск по дате
« 19 Апреля 2024 »
ПнВтСрЧтПтСбВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Яндекс.Метрика


«Общественное мнение» сегодня. Новости Саратова и области. Аналитика, комментарии, блоги, радио- и телепередачи.


Генеральный директор Чесакова Ольга Юрьевна
Главный редактор Сячинова Светлана Васильевна
OM-redactor@yandex.ru

Адрес редакции:
410012, г. Саратов, Проспект им. Кирова С.М., д.34, оф.28
тел.: 23-79-65

При перепечатке материалов ссылка на «Общественное мнение» обязательна.

Сетевое издание «Общественное мнение» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, регистрация СМИ №04-36647 от 09.06.2021. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эл № ФС77-81186 от 08 июня 2021 г.
Учредитель ООО «Медиа Холдинг ОМ»

18+ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ