Я читал пару рецензий на дебютный роман Марии Панкевич «Гормон радости». Рецензеты акцентируют внимание на женской тюрьме. Вот, мол, такого у нас еще не было, чтобы молодая девушка написала роман, действие которого разворачивается в женской тюремной камере. А мне думается, сила этой темы и этой книги не в том. Ну, камера, ну, женская, мало ли…
Попробую пояснить. Ясно, что Маша Панкевич не отбывала срока. Однако описывает все с такой убедительной достоверностью (я справлялся у сведущих), что становится непонятно – откуда знает она весь этот запроволочный быт? А вот откуда: здесь имеет место элементарный перенос. Маша пережила в жизни нечто страшное. И просто опыт свой взяла и поместила в художественно близкую этому опыту среду, в среду под стать – поэтому все получилось. Какой-то жизненный надлом, трещина, сбой – вот что питало писателя Марию Панкевич. Но давайте оставим психоанализ и обратимся к книге.
Роман состоит из трех частей, самая успешная из которых, на мой взгляд, первая. Она же и самая длинная. В ней показана дотюремная жизнь девушек и женщин, которые сидят в одной камере и рассказывают друг другу о пути, приведшем их в колонию. Все они очень похожи (и пути, и персонажи): почти все алкоголички, инфицированные ВИЧ, сексуально распущенные, зачатую наркоманки. История у каждой почти одинаковая: кого-нибудь завалили на пару с сожителем, или обокрали, или избили, или похитили… Карта преступлений не так уж и разнообразна. Особенной тоски добавляет то, что почти у каждой остались на воле бесхозные дети-недоразумения.
Но что-то мешает этому роману встать на одну полку с традиционной русской чернухой, которой много было написано и выпущено в девяностых. И это что-то – желание автора не разводить чернуху специально, для трендовости и черного словца, а передать нам мир конченых women таким, каков он есть в индивидуальном бессознательном автора. Художественность удачно наложилась на реальность. Но не на реальность досконального факта, а на реальность факта, перенесенного в разрез своего собственного опыта.
При желании мы можем попытать автора, чтобы выяснить правду, которую он скрывает за формальной структурой женской тюрьмы. Но делать этого не станем, поскольку помним, что роман-то дебютный. И чувствуется, что тема будет питать Марию еще какое-то время. Поэтому пусть хранит свои секреты автор, пусть пишет пронзительные книжки, а мы их будем читать и радоваться. Да хотя бы тому, что нецензурная брань используется дозировано и к месту.
Будем надеяться, что крупная и благодатная тема нахождения определенного количества деклассированных элементов в тоталитарных условиях (будь то секта, тюрьма или больница) будет разрабатываться Марией и дальше. Ибо мы, благодарные читатели, ждем и жаждем узнать, что же происходит в этом яростном мире спустя много лет после «На дне» и «Палаты № 6».
Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями
Теги: